ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 1
1. Постарайтесь на основе материала прочитанных в главе 1 текстов, раскрывающих сущность и отличительные черты разных видов) типов) воспитания, сформулировать набор наиболее существенных признаков, характеризующих:
а) авторитарное воспитание;
б) свободное воспитание;
в) технократическое воспитание;
г) гуманистическое воспитание;
д) воспитание, которое еще не получило определения, но которое вы считаете по совокупности отличающих его признаков оптимальным (наилучшим из возможных).
2. В ходе учебной дискуссии попробуйте найти негативные последствия реализации признаков каждого из типов воспитания (например, некий признак:
«обеспечивает безусловное выполнение порученного дела» – «сковывает (подавляет) инициативу»;
«способствует установлению комфортных партнерских отношений в коллективе, группе» – «нивелирует человеческую личность»…)
3. Попытайтесь построить систему отношений воспитателей и воспитуемых, опираясь на принцип А. С. Макаренко: «Как можно больше требовательности к человеку – как можно больше уважения к нему».
4. Выступите с позиций сторонника «свободного воспитания» с критикой высказывания А. С. Макаренко: « сторонник специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас… создадут. Основные принципы этого воспитания:
1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка;
7) труд; 8) коллектив; 9) семья, первое детство, количество любви и мера суровости; детская радость, игра; 11) наказание и награда[20].
Сопоставьте ваши суждения с размышлениями В. А. Караковского, воспроизведенной в § 4 настоящей главы[21].
5. Сформулируйте в группах по 2–3 человека и защитите на практическом занятии свод признаков приемлемого для вас типа воспитания…
6. Прокомментируйте высказывание автора одного из учебников педагогики В.С. Безруковой: «Индивидуально–ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы...»[22]. Противоречия, порожденные, по мнению В. С. Безруковой, внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости…
Вы согласны с этим заявлением?