МОРЕВА Н. А.

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Основные признаки воспитания

Целенаправленность воспитания. Любое воспитательное воздействие имеет цель, определенные тактические задачи по ее реализации, способы перевода цели воспитания во внутренние цели воспитанников.

Триединая сущность воспитания. Стимулируя процесс развития личности, воспитание превращается в средство (1). Поскольку воспитание связано с постоянными личностными изменениями, постольку это – процесс (2). Оно же и результат(3) данного процесса, потому что взаимодействие субъектов воспитательного процесса приводит к количественному и качественному накоплению определенных качеств личности.

Воспитание – это процесс активного взаимодействия педагога и студентов. По мере развития воспитанника происходит смещение педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию. Воспитанник постепенно становится субъектом воспитательного процесса, так как увеличивается доля его самопознания и на этой основе самовоспитания.

Воспитание имеет свое конкретное содержание. Имеется в виду освоение воспитанником культурных ценностей, накопление социального опыта и формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, людям.

Воспитание – это творческий процесс. Данный признак обусловлен тем, что овладение культурой носит творческий характер, что индивидуальность воспитанников и педагогов позволяет им творчески интерпретировать стратегию и тактику воспитательного процесса.

В условиях образовательного учреждениявоспитание осуществляется специально подготовленными людьми, обладающими определенными личностно-профессиональными качествами, имеющими определенную педагогическую и жизненную позицию, стремящимися к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.