Сущность воспитания и его роль в социализации личности
Мы считаем целесообразным определение понятия «воспитание» в следующей формулировке:
ВОСПИТАНИЕ:
в широком социальном смысле –совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
в широком педагогическом значении–процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
в узком педагогическом значении –специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение части к целому, поскольку:
– социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия;
– воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, социализации его личности, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия.
Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле,
т. е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспорна, но ее можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаемся обосновать это утверждение.
1. Воспитание–это процесс... Этот тезис общепризнан.
2. Воспитание–это процесс целенаправленного... С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение определенной цели, тоже, кажется, не спорят.
3. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности...
Здесь уже возникают противоречия, поскольку в последние годы все настойчивее звучат призывы отказаться от попыток формирования личности и ориентироваться:
а) на упорядочивание всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации в целях развития человека (В. А. Сластенин и др.);
б) на организацию воспитательных отношений (В. С. Безрукова);
в) на создание «отношенческих воспитательных» ситуаций
(Б. Т. Лихачев);
г) на «целенаправленное управление процессом развития личности» в рамках воспитательных систем (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова).
Обнаруживающееся в настоящее время нежелание многих авторов использовать понятие формирование личности обусловлено, как нам представляется, негативными ассоциациями с понятием воздействие, которое сторонниками радикальных изменений в педагогике отождествляется с понуждением, принуждением, понятиями, противоречащими, по их мнению, принципам гуманизма и демократизации в воспитании. На наш взгляд, это отождествление вряд ли правомерно, так как понятие формирование амбивалентно по своему смысловому значению, т. е. отражает две органически взаимосвязанные стороны одного процесса: внешнюю деятельность (активность) воспитателей (по созданию.., управлению.., организации.., координации.. и т. д.) и внутреннюю деятельность (активность) воспитанника; педагогическое воздействие и реакцию воспитанника
Возвращаясь к тезису о том, что воспитание есть формирование личности, заметим, – терминологическая дискуссия не меняет сути дела – управление процессом воспитания, создание условий для его осуществления, организация воспитательных отношений, в конечном счете, направлены на обеспечение формирования личности.
4. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы...
Сегодня практически общепризнан тезис о том, что целенаправленное формирование личности может быть эффективным только в рамках воспитательной системы. Вот что в этой связи пишут известные педагоги В. А. Караковский, Л. И. Новикова и Н. Л. Селиванова: «Это понятие («воспитательная система» – В. С.) в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них заключается в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение, как это уже было с «липецким уплотненным опросом», с «парным методом» и другими панацеями от всех педагогических зол. Не случайно А. С. Макаренко критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего».
Могут возразить, что эта часть определения понятия «воспитание» («...в условиях специально организованной воспитательной системы...») исключает семью из числа институтов воспитания. С этим возражением трудно согласиться, поскольку семья, целенаправленно осуществляющая воспитание детей, вполне может быть определена как «воспитательная система», имеющая соответствующие структуру и признаки.
5. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Завершающая часть определения тоже, думается, не должна вызывать больших сомнений. Под словом взаимодействие понимаются деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение.
Таким образом, на основе анализа предлагаемой дефиниции понятия воспитание мы попытались определить его сущность.
…Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности; как и любой процесс, оно обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций.
Аналитическая функция–изучение личности и социально-педагогической ситуации ее развития.
Диагностическая функция –выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности – личности человека.
Прогностическая функция–целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
Организаторская функция –формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.
Проектировочная функция –разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели.
Контрольно-оценочная функция –выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия[4].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: