Взаимодействие семьи, школы и социума
Детские образовательные учреждения и семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи полноценного воспитания детей и подростков.
Принципы общения семьи и детских образовательных учреждений– сотрудничество, взаимодействие, доверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и терпимость.
Работа школы с родителями идет по следующим направлениям.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, что делает для семьи понятными требования и проблемы детского образовательного учреждения в процессе воспитания и обучения детей, способствует более активному включению родителей в совместную работу.
Психолого-педагогическое просвещение и образование родителейобеспечивает родителей и детей научной информацией о семье как педагогической системе. Для педагогического всеобуча родителей приглашаются специалисты разных специальностей: медики, психологи, психотерапевты и психиатры, работники инспекций по делам несовершеннолетних и др.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, которая сближает и детей, и взрослых, позволяет установить открытые, доверительные отношения.
Помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях оказывается в предельно допустимых рамках без грубого вмешательства в жизнь семьи и с ее согласия. Активное включение педагогов, психологов и других работников детских образовательных учреждений в проблемы семьи возможно лишь в пределах существующих законов и правил.
Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, советами образовательного учреждения и попечительскими советами, советами по месту жительства и т.п. Эти учреждения могут помочь в проведении родительских собраний, конференций, лекториев; содействовать в оказании социальной защиты нуждающимся семьям, осуществлять моральное и правовое воздействие на родителей, безответственно относящихся к воспитанию собственных детей, и др.
Основные направления педагогического взаимодействия школы и семьи:
· педагогическая диагностика семьи как педагогической системы, особенностей семейного воспитания;
· формирование мотивации родителей к взаимодействию со школой и классным руководителем путем создания условий для ощущения успешности этого взаимодействия;
· создание условий для активного участия родителей в управлении процессом образования и воспитания и его демократизации;
· активное вовлечение семьи в воспитательный процесс в школе и социуме;
· создание в школе эффективных информационных, просветительских и консультационных центров в помощь семье;
· сотрудничество в организации досуга и отдыха детей; создание условий для развития родительских общественных объединений.