Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семейное воспитание– целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи– совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяющая ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Особенностисемейного воспитания:

· органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;

· непрерывность и длительность воздействия;

· многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

· интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

· относительная замкнутость;

· общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

· взаимная направленность формирующих воздействий.

Принципы семейного воспитания:целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требования и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условиясемейного воспитания:

· семейный быт, уклад;

· семейные традиции;

· семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

· общение и совместная деятельность;

· понимание и принятие ребенка;

· чувство долга и ответственности за воспитание детей;

· педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психологии и педагогики;

· авторитет родителей;

· организация жизненного пространства ребенка.

Несколько слов обавторитетеродителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви (когда любовь и дружба понимаются родителями гипертрофированно), чванства, резонерства, подкупа и др.

В семейном воспитании существуют и негативные факторы:

· бездуховность родителей на фоне приоритета материальных ценностей;

· авторитаризм или безграничный либерализм;

· безнравственность, противоправное поведение взрослых;

· отсутствие нормального психологического климата;

· неразвитость родительских чувств;

· фанатизм в любых его проявлениях;

· отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Необходимо принимать во внимание неверные установкив семейном воспитании:

· формирование неадекватных полу или возрасту качеств у ребенка (девочка воспитывается как мальчик, рождение которого ожидалось, или наоборот);

· страх утраты ребенка;

· проекция на детей собственных отрицательных качеств;

· амбиции родителей в отношении собственных детей;

· внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Стиль семейного воспитания– установки и соответствующее поведение родителей, которые характеризуют отношение взрослых к детям.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:

· степень протекции и контроля ребенка;

· удовлетворенность потребностей ребёнка;

· предъявляемые требования и способы общения с ним;

· применяемые по отношению к ребенку санкции;

· степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.

Опишем некоторые из них.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования. Родительские требования при правильном их использовании побуждают к развитию зрелости у детей: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, ругани.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к детям, их действия направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.