Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

· Относись к ученикам по-человечески, доброжелательно.

· Никогда не унижай, не оскорбляй детей – свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него.

· Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью детей, их проблемами.

· Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в ^музеях, ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную информацию о воспитанниках, значительно сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать теплые, доверительные отношения между воспитанником и классным руководителем.

· Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микрогруппы, выясни, кто лидер. Если в классе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.

· Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве с ними и с их родителями.

· Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, организованности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение есть выражение веры в силы ученика.

· Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.

· Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи их этой самостоятельности.

· Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен / уверена, что он / она должны быть похожи на меня? У него / нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не давить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».

· Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда, (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.

· Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.

· Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей – пожалеешь.

· Развивай в детях чувство благодарности, тогда и они тебе будут благодарны.

Имей в виду:

Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни:

Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей
к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:

· Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.

· Введи систему проверки дневников и требуй от родителей обязательной отметки, контроль успеваемости лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.

· Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.

· Веди повседневный контроль посещаемости и справок, заведи отдельный конверт для справок и записок.

· Научись своевременно и четко заполнять журнал.

· Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на различных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль дежурства по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.

Имей в виду: