Виды общения
Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям:
· По составу участников:
межличностное – деловое и личное общение в системе
человек Û человек(по характеру взаимоотношений участников – служебное, служебно-товарищеское, дружеское);
личностно-групповое–деловое, как правило,общение в системе человек Û группа(по характеру взаимоотношений: служебное и служебно-товарищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой);
межгрупповое–деловоеобщение в системе группа Û группа(контакт двух или нескольких общностей).
· По степени опосредованности:
непосредственное – общение «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другими (другим) участниками, используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.
опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т. п.
· По продолжительности – (кратковременное и длительное)
· По завершенности – (законченное и незаконченное или прерванное).
Структура общения
В психологии общение чаще всего рассматривается как процесс, три стороны которого (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) соответственно обеспечивают:
коммуникативная– обмен информацией между субъектами общения;
интерактивная– построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
перцептивная– восприятие, изучение, оценка партнерами по общению друг друга.
ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК И КАНАЛ ИНФОРМАЦИИ
(коммуникативная сторона общения)
Общение как коммуникация | |||
Вербальное (речь) | Невербальное (неречевые средства) | ||
Внешнее Устное Монологическое | Внутреннее Письменное Диалогическое | Кинетическое Проксемическое | Параэкстралингвистическое Визульное |