Виды общения

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям:

· По составу участников:

межличностное – деловое и личное общение в системе
человек Û человек(по характеру взаимоотношений участников – служебное, служебно-товарищеское, дружеское);

личностно-групповое–деловое, как правило,общение в системе человек Û группа(по характеру взаимоотношений: служебное и служебно-товарищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой);

межгрупповое–деловоеобщение в системе группа Û группа(контакт двух или нескольких общностей).

· По степени опосредованности:

непосредственное – общение «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другими (другим) участниками, используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.

опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т. п.

· По продолжительности – (кратковременное и длительное)

· По завершенности – (законченное и незаконченное или прерванное).

Структура общения

В психологии общение чаще всего рассматривается как процесс, три стороны которого (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) соответственно обеспечивают:

коммуникативная– обмен информацией между субъектами общения;

интерактивная– построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.

перцептивная– восприятие, изучение, оценка партнерами по общению друг друга.

ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК И КАНАЛ ИНФОРМАЦИИ

(коммуникативная сторона общения)

Общение как коммуникация
Вербальное (речь) Невербальное (неречевые средства)
Внешнее Устное Монологическое Внутреннее Письменное Диалогическое Кинетическое Проксемическое Параэкстралингвистическое Визульное