Воспитательного коллектива

Назначение методов первой группы состоит в развитии детского сообщества как педагогической целостности, детской коллективной самодеятельности и самоорганизации.

Коллективная перспективакак метод представляет собой отдаленную во времени цель, порождающую стремления и добровольную увлекательную деятельность коллектива. Она бывает близкой, средней и дальней, характеризуется педагогической целесообразностью и романтичностью. При выборе перспективы учитываются особенности детского возраста, ее способность удовлетворить коллективные и личные потребности и интересы детей. Реализация перспектив дает педагогу информацию о состоянии духа и настроениях ребят, их стремлениях, интересах, мечтах, об уровне и качестве их общественно-ценных ориентации.

Коллективная игракак метод воспитания способствует организации жизни и деятельности детей путем вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают детским потребностям, интересам и добровольным стремлениям, обогащают нравственный опыт школьников, развивают эстетическое отношение к действительности.

Игровая деятельность, свободное проявление сущностных сил детей в игровом творчестве дают педагогу возможность увидеть проявление их индивидуальности и способностей.

В игре обнаруживается активность, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм одних ребят и пассивность, индивидуализм, конформизм – других.

Коллективные единые требованиякак метод организации и самоорганизации детской жизни являются формой педагогического выражения общественных норм поведения. Они способствуют вовлечению школьников в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. У учащихся формируются организованность, привычки культурного, эстетического поведения. В процессе реализации единых требований педагог получает четкие представления о состоянии сознательной дисциплины школьников, их умении самостоятельно устанавливать порядок.

Коллективное самоуправление школьников– метод доступной детям самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива. Участие детей в самоуправлении укрепляет их веру в свои силы, создает условия для разрешения любого вопроса, проблемы, конфликта. Ученическое самоуправление представляет педагогу возможность сквозь призму реальных поступков детей установить степень сформированности у них важнейших для обновляющегося общества гражданских качеств.

Коллективное самообслуживаниеявляется методом развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию личных бытовых нужд, потребностей близких людей, коллектива. Оно охватывает школьный и домашний быт, организацию учебных занятий в лаборатории, кружках, секциях, во время походов и экскурсий. В ходе самообслуживания педагог узнает о степени сформированности у школьников трудовых навыков, эстетических вкусах ребят, их организаторских умениях.

Вторая группа: