Лингвориторические педагогические ошибки

Повышение или понижение голоса. В отдельных случаях начинающий учитель по совету более опытных коллег намеренно понижает голос при объяснении материала, надеясь тем самым заставить учащихся слушать внимательнее. Такой прием нежелателен, поскольку внимание должно быть сосредоточено на предмете объяснения, а не на голосе учителя. Иногда педагог ведет урок так, что его голос гремит как «иерихонская труба». При этом учащиеся быстро устают, снижается уровень восприятия материала.

Излишне усложненная речь. Довольно часто учителя допускают ошибку, пересыпая свою речь оборотами и терминами, привычными для них, но непонятными для учащихся, стараясь выглядеть умнее в глазах учеников. Если учитель вводит обязательные для изучения новые термины, необходима специальная словарная работа. Если же введение новых, непонятных учащимся слов не требуется по программе, учителю необходимо пользоваться более элементарным словарным запасом.

Увлечение ораторским искусством. На уроке учителю не следует держать себя так, будто он выступает с трибуны. Он должен говорить, рассказывать, а не изрекать.

Речевые ошибки. Принято считать, что педагоги превосходно знают нормы грамматики и литературного языка. Однако случается, что учитель допускает грамматическую ошибку непосредственно в ходе общения с классом. Он не решается исправить свой промах. Но в классе всегда отыщутся ученики, подметившие речевую ошибку учителя. Поэтому лучше исправиться самому. Педагогу необходимо также внимательнейшим образом перечитывать все написанное им на классной доске, чтобы не допускать ошибок.

Ненужные движения, негативные привычки. Некоторые учителя не замечают за собой лишних движений: как маятник меряют пространство классной комнаты из угла в угол, ритмично притопывают, вертят в руках мел или перебрасывают его с ладони на ладонь, эмоционально жестикулируют, непрерывно протирают очки, поправляют прическу, пытаются открутить пуговицу и т.д. Все эти манипуляции отвлекают внимание учеников от учебного материала. Как правило, от этого непоправимо страдает авторитет учителя.

Педагогические ошибки в организации учебного процесса:

· Ведение урока в отсутствие чистоты и порядка в классе. Некоторые учителя начинают вести урок при невымытой классной доске, валяющихся на полу бумажках, сдвинутых с места столах. Это ухудшает качество обучения и подает плохой пример учащимся. Учитель должен внимательно следить за теми мелочами, которые вносят в классное помещение беспорядок, и своевременно устранять их.

· Плохое освещение. Далеко не все учителя сознают необходимость равномерного и достаточного освещения кабинета. Порой учитель в пасмурный день забывает включить свет. Учащимся, сидящим вблизи окон, достаточно естественного освещения. Тем, чьи места находятся в противоположном конце класса, приходится напрягать зрение, в результате чего оно может ухудшиться. Кроме того, вид темного помещения не создает хорошего настроения для учебной работы. Проблемы освещения могут возникать и в яркие солнечные дни. Если шторы плохо задернуты, у многих учащихся рабочее место оказывается под резкими лучами солнца, другим мешает отраженный солнечный свет.

· Ошибки при использовании раздаточного материала. Нередко учитель по ходу урока должен раздать учащимся различные материалы для учебной работы. Если он не придерживается определенной системы и беспорядочно раздает материал, в классе возникает своего рода хаос. Отсутствие четкой системы действий учителя приводит к неоправданной потере учебного времени и к излишнему расходованию материалов.

· Раздаточный материал лучше всего разложить на столы перед началом урока с помощью дежурных и предупредить учащихся о том, что использовать его можно только тогда, когда скажет учитель. Если в середине урока необходимо собрать работы учащихся, лучше попросить их передать свои работы на первую парту, а не ходить по классу и собирать и т. д.