ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Ошибка – это фиксированный (другими словами – его можно зарегистрировать) результат неверных действий. М. М. Кашапов определяет педагогическую ошибку как результат действий учителя, неадекватный поставленной в данной ситуации цели.
Приведем типологию педагогических ошибок, предложенную
М. М. Кашаповым:
По генезису следует различать:
– ошибки закономерные – обусловленные определенными причинами (спецификой психического развития ребенка, загруженностью учителя);
– ошибки случайные – возникающие вследствие импульсивных, спонтанных действий учителя и выражающиеся в форме мгновенной эмоциональной разрядки, срыва.
По источнику возникновения:
– ошибки, обусловленные первичными источниками (рефлексивными особенностями учителя);
– ошибки, обусловленные вторичными источниками (связанные с реагированием учителя на ситуацию на уровне автоматизированных навыков, стереотипов).
По причинной обусловленности:
– ошибки, связанные с личностными качествами учителя: неосознанная вражда, личные, эгоистические интересы;
– ошибки, связанные с профессиональными качествами учителя: менторность, эмоциональная сухость, шаблонность, монологизм, непоследовательность, доминантность и др.
По степени коррекции:
– ошибки, легко поддающиеся исправлению — такие ошибки связаны с неправильной оценкой ситуации, неадекватными действиями в ней;
– ошибки, трудно поддающиеся исправлению — такие ошибки, которые вызывают чрезмерное сомнение учителя, когда анализ конкретных действий и поступков заменяется критикой учащихся.
По педагогическому эффекту:
– ошибки масштабные — имеющие широкую зону влияния на педагогическую деятельность;
– ошибки локальные — имеющие небольшую зону влияния.
По отношению к этапам решения педагогической ситуации:
– ошибки, возникающие на этапе анализа ситуации;
– принятия решения;
– реализации решения;
– оценки полученного результата.
По мнению М. М. Кашапова, ученики более склонны прощать учителю ошибки, идущие от его ума: непонимание ситуации, ложное мнение, но с гораздо большим трудом прощают ошибки сердца: недобрые намерения, недостойные мотивы, желание закамуфлировать первоначальную ошибку.
Ошибки начинающих учителей описаны в работе американского исследователя А. Дреера. Взяв за основу его работу, мы дополнили реестр педагогических ошибок и систематизировали их.