Текст для набора и «комплекс интересов»
Итак, работа распланирована на всю неделю. Мы вывешиваем планы на фанерном стенде, прибитом к стене под книжными полками на такой высоте, чтобы каждый ученик мог по мере выполнения работы сам заштриховать соответствующие клеточки в своем плане.
Начинается день с коллективной работы, находящейся, так сказать, в центре всей школьной жизни, – это текст для набора.
Методика этой работы: ученики читают тексты, которые они написали коллективно или каждый в отдельности, в школе или дома. Затем общим голосованием класс решает, какой из текстов достоин быть напечатанным.
Школьная типография помогает нам прочно внедрить эти формы работы в учебно-воспитательный процесс и утвердить таким образом центральное место, которое она быстро завоевала среди новейших методов и средств обучения.
Как же мы будем действовать?
Можно, конечно, предложить детям план занятий по разным мастерским, заранее составленный, рациональный и научно обоснованный. Но при этом мы не достигнем того духовного единения, которое рождает культуру труда, органически связывая учебу с творчеством и создавая тем самым гармоничную личность.
Разница может показаться совсем незначительной – всего лишь мотивация, но для нас мотив – это все, это сама жизнь. Тот, кто пришел к осознанию этой истины, владеет педагогическим методом, наиболее полно отвечающим подлинным целям воспитания.
Мы говорим о комплексе интересов. Наша школа трудового воспитания находится в самой гуще жизни, и ее работа обусловлена разнообразными движущими силами этой жизни. Благодаря школьной типографии можно постоянно держать руку на пульсе подлинных доминирующих интересов детей.
Мы определяем комплекс направлений, в которых развивается настоящая жизнь детей. А задача педагогов – максимально помочь им в реализации их физических, духовных и творческих потенций, в раскрытии доминантных способностей.
Использованы фрагменты из книги С. Френе «Новая французская школа»[25].
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
БОГУСЛАВСКИЙ М. В., КОРНЕТОВ Г. Б.