Уклад Павлышской школы

В Павлышской школе, директором которой был В. А.Сухомлинский, училось примерно 500 учеников. В ней был создан неповторимый школьный уклад, который и сделал ее не похожей ни на одно другое образовательное учреждение. Не об успеваемости и не об ответственности ребенка перед педагогами и родителями пишет
В. А.Сухомлинский в своих работах, а о «пробуждении уважения ребенка к саму себе, пробуждении чуткости к человеческому в себе».

Можно назвать элементы системы В. А.Сухомлинского – структурообразующие «мероприятия», «коллективные дела», «традиционные праздники», такие, как: Общешкольный праздник книги, Детские утренники, Праздник матери, Праздник первой борозды. Они (и многие другие) определяли разнообразие форм воспитательной работы. Но уклад, кроме них, определяли ежедневные практики общения и сотрудничества детей и взрослых. Он складывался во многом благодаря тому, какони ухаживали за школьным садом (где был Сад матери и Сад героев), как собирали Библиотеку вечности, что выставляли дети в своем Уголке красоты, как создавали Комнату сказок, где все делалось своими руками (как писали сказки для кукольного театра), как создавался драмкружок…

Дети вовлекались не уговорами и напоминаниями о принятых планах, а живым примером старших и собственным желанием самореализации. Этот школьный мир создавался неформально, как единство жизненных интересов детей и взрослых.

Если учитель не живет одной жизнью с ребенком, а только изредка поучает его, как надо жить, то школьный уклад не укладывается (простите за тавтологию). Вопрос, есть ли у такого учителя система? Наверное, есть, и он ее придерживается. Главное – понимать, вошла ли эта система в плоть со-бытия с ребенком. Если нет, то она остается работой, не имеющей смысла, не дающей человеческого эффекта. Система останется набором форм работы педагогов, если не будет постоянно существовать в укладе как привычная совместная жизнедеятельность детей и взрослых, интересная им самим.