ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

КРЫЛОВА Н.

ШКОЛА ЧЕЛОЧЕЧНОСТИ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

ВАСИЛИЯ СУХОМЛИНСКОГО

Василий Александрович Сухомлинский – ближайший предшественник современного гуманного и свободного воспитания. Благодаря Сухомлинскому укрепились в отечественной педагогике идеи любви, заботы и защиты ребенка. На его работах и практике выросла педагогика сотрудничества.

Сухомлинский – наш российский Корчак. В их биографиях нет прямых пересечений, только 1942 год, когда Корчак со своим детским домом погиб в Треблинке, а Сухомлинский был на грани смерти после тяжелейшего ранения. Но есть главное, общее в их жизни – способность делать выбор, выстоять, сохранить свою идентичность в любых обстоятельствах, безусловное принятие и понимание ребенка, бескорыстная любовь к нему в любой жизненной ситуации, а тем более – в конфликтной и «пограничной».

Сухомлинский видел в Корчаке единомышленника, постоянно обращался к его наследию. Неслучайно и литературный стиль их произведений имеет много общего: точность фраз, живость рассуждений, образность и лаконизм. Нет того наукообразия и обилия канцеляризмов, которые сплошь и рядом мы видим в работах по педагогике в наше время.

Сухомлинский подчеркивал: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога».

Эта педагогическая аксиома была выстрадана каждым: у Корчака своих детей не было, поэтому до последней минуты жизни он был для чужих детей, ставших волею судьбы своими, и Отцом, и Учителем, и Другом. У Сухомлинского первый ребенок – девятимесячный малыш – погиб вместе с матерью в гестапо в 1941-м. Педагогическая Миссия была выстрадана и искуплена кровью и Корчаком, и Сухомлинским. Их судьбы дали им право на особое место в педагогике.