ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМОЛЬНОГО

ИНСТИТУТА

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ЧАМОВА Т.

ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ.

МОДА ИЛИ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ?

Великий эксперимент Екатерины Великой

Начало 1776 года.

«Петербургские ведомости» одно за другим публикуют сообщения о посещении императрицей Екатериной II воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц. Это был предмет ее гордости – первый выпуск будущего Смольного института.

Казалось, весь мир с интересом наблюдает за ходом этого великого эксперимента. Ни один иностранец, попадавший в Петербург, не оставлял без внимания Смольный. Удивление и восхищение – вот главные впечатления от него. Впервые в Европе задача воспитания и образования женщин была поставлена на государственном уровне, глубоко и практически осознана их роль в обществе.

Это действительно было чудом!

Знаменитый Дидро посвящает Смольному восторженные строчки: «Была решена неразрешимая проблема – воспитывать, воспитывать без принуждения. Там воспитываются Дамы благородные и очень образованные. Там у каждой есть возможность найти применение своим силам и развиваться. И было совершено настоящее чудо – была создана школа, которой никогда не было, нет, и вряд ли появится. Если это заведение пройдет испытание временем, дамы мало в чем будут уступать рыцарям, а лицо империи изменится за каких-нибудь 20 лет».

Императрица задумала перевоспитать общество. Она мечтала о России как о новом государстве, построенном по законам «разума» и «порядка» – вот задача достойная просвещенного монарха! Для нового государства нужен новый человек – благородный и добродетельный, просвещенный и способный к созиданию. Выполнить это просто указами и законами невозможно. Нужно было сначала воспитать воспитателей. Кто же будет воспитывать нового человека? Ответ прост и естественен: прежде всего матери будущих граждан.

За дело взялся И. И. Бецкой.