НАЛОГОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Авуар (налоговый)- налоговый кредит, открытый любому налого­плательщику (компании или физическому лицу), полу­чающему дивиденды, распределяемые компаниями, которые платят налог на фирмы. Агенты налоговые - лица, на которых в соот­ветствии с Налоговым кодексом возложены обязан­ности по исчислению, удержанию у налогоплатель­щика, перечислению в соответствующий бюджет (вне­бюджетный фонд) налогов. Адвалорный налог- налог, изымаемый в форме процента от стоимости товара. Акты по результатам проверок - вскрытые на­рушения отражаются в актах по каждому виду на­логов и виду нарушений отдельными разделами с приложением требуемых расчетов и документов. База налоговая - стоимостное выражение объекта обложения (дохода, капитала, иму­щества), к которой применяется установленная законом налоговая ставка (после применения всех предусмотренных законом вычетов, СКИДОК, спи­саний и льгот). Существуют следующие способы определения на­логовой базы: -прямой - на основе реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика; - косвенный(расчет по аналогии) — по сравне­нию с деятельностью других налогоплательщиков;- - паушальный- с помощью вторичных призна­ков условной суммы налога (а не дохода). - условный- с помощью вторичных признаков условной суммы дохода; Бремя налоговое - общая сумма налоговых платежей в какой-либо конкретной стране за какой-либо конкретный период (обычно за основу берется финансовый год). Б.Н. может рассчитываться для страны в целом, ДЛЯ отдельных клас­сов или слоев общества, ДЛЯ групп ми отдельных налогоплательщиков. Различают общее Б.Н. и чистое Б.Н. Общее Б.Н. включает в себя все ВИДЫ установленных государством обязательных ИзъЯТИЙ из ДОХОДОВ и иму­щества налогоплательщиков: непосредственно налоговые платежи, а так­же платежи в пенсионные и иные социальные фОНДЫ плюс фактические затраты налогоплательщиков на исполнение других обязанностей, связан­ных с налогообложением (регистрационные процедуры, ведение учета, со­ставление и представление отчетности, и т. д.). Статистически общее Б.Н. рассчитывается как доля этих платежей (без дополнительных затрат нало­гоплательщиков, которые несравнимо выросли по мере перехода к подо­ходному налогообложению) в валовом национальном продукте. Однако показатель общего Б.Н. не дает представления о реальной налоговой нагрузке населения. Во-первых, он не учитывает различия в бла­госостоянии и размерах абсолютных доходов населения в разных странах и в разные периоды. Очевидно, что одни и те же размеры процентных вычетов по-разному переносятся получателями разных по величине доходов. Поэтому для корректировки показателя общего Б.Н. используются рас­четы абсолютных размеров доходов, которые остаются у налогоплатель­щиков после уплаты налогов. По этому показателю Россия отставала от ведуших стран Западной Европы в 1913 г. в 4-5 раз, и от США - даже в 8 раз (при равном показателе общего Б.Н. с Западной Европой - пример­но 11,5%, и превышении американского показателя - 6,5% менее чем в два раза). Сейчас разрыв по этому показателю между Россией и, напри­мер, США (при примерно равной доле обшей Б.Н. в ВНП) еще более вы­рос и составляет не менее 22-25 раз. Во-вторых, показатель общего Б.Н. дает только средние величины; он не учитывает ни распределение доходов между отдельными группами на­селения, ни распределение между ними бремени отдельных налогов. Так, в России разрыв между основной массой населения и получателями осо­бенно крупных доходов примерно в 2-3 раза больше, чем в большинстве развитых западных стран, а ставка основного - подоходного налога уста­новлена для всех на уровне 13% , в то время как во всех западных странах по­лучатели особо высоких доходов облагаются подоходными налогами по ставкам, в 2-3 раза более высоким, чем получатели низких доходов. К это­му следует добавить, что во всех западных странах предусмотрено полное освобождение от подоходных налогов для доходов, не превышающих при­мерно 5 000 долл. США в год, а в некоторых странах собственники особо крупных состояний, кроме подоходных налогов, облагаются дополнительно еще налогом на общую сумму имущества. Чистое Б.Н. рассчитывается как разность между общим Б.Н. и суммой т. н. "трансфертных платежей" - которые представляют собой прямые денежные выплаты налогоплательщикам за счет бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов, в которых концентрируются налоговые и другие обязательные сборы с населения. В развитых западных странах до 35--40% из суммы всех обязательных платежей населения возвращается им в виде трансфертных платежей. Соответственно, и показатель чистого Б.Н. для этих стран ниже общего Б.Н. на размер этой доли. Кроме того, объективно на размер чистого Б.Н. должны влиять И рас­ходы социального характера, выплачиваемые за средств бюджетной сис­темы - расходы на образование, на медицинское обслуживание, на пре­доставление коммунальных услуг, и т. д. Однако исследователи пока не пришли к общему мнению, следует ли вычитать эти расходы из общего Б.Н. в их полной сумме или только частично, выделять ли из них только расходы текущего характера (исключая финансирование инвестиций в со­циальную сферу) или только расходы на "необходимые нужды" (напри­мер, на школьное образование - но исключая вузовский уровень, или на расходы на лечение - но исключая пластические операции, и т. д.). Между тем если принять во внимание высокие размеры социальных выплат и социальных расходов именно в странах-"чемпионах" по показа­телю общего Б.н., то реально ощутимое Б.н. в этих странах для основной массы населения оказывается в сравнимых с другими развитыми странами пределах. В финансовой науке существовали различные представления относи- тельно разумных пределов Б.Н. В XVIII-XIX ВВ. крайними пределами счи­тались 20-25% от суммы доходов населения (Бифельд, Гак, Горлав) – что, в общем, совпадает с современными показателями (если учесть, что ДЛЯ тех времен показатели общего и чистого Б.Н. практически совпадали). К кон­цу XIX В. стала распространяться точка зрения, что тяжесть общего Б.Н. необходимо соизмерять с характером расходования собранных налоговых доходов (т. е. принимать во внимание бюджетные расходы социального характера). С распространением подоходных налогов появилась основа для исследования тяжести Б.Н. для отдельных классов и слоев населения, однако результаты проведенных исследований не получили широкого при­знания из-за отсутствия единого мнения относительно возможности пере­ложення отдельных видов налогов. Для России специальных расчетов чистого Б.Н. не ведется, однако дан- ные постатейного распределения расходов бюджетной системы, взятые в сравнении с аналогичными показателями бюджетов развитых стран, позво­ляют сделать вывод, что для основной массы работающего населения об­щее Б.Н. и чистое Б.Н. очень близки между собой и, соответственно, эта группа населения выступает чистым кредитором по отношению к государству (до­статочно привести тот факт, что мужчины - наемные работники облагаются обязательными платежами в пенсионные фонды по полной сумме от всех сумм заработка, при том, что средний предел жизни для них (5~ лет на конец 2002 г.) даже не достигает пенсионноro возраста. Бюджет - утвержденная законом (актом местной масти) роспись доходов и рас­ходов государства (местного муниципального образования) в пределах пла­нового (финансового) года. Б. утверждается специальным бюджетным законом (актом) до начало финансового года. Бюджетным законом государству и его органам дается право взимать налоги, осуществлять фи­нансовые заимствования и производить соответствующие расходы в рам­ках установленных пределов ассигнований. Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет, расчеты по которому используются в процессе макроэкономического про­гнозирования, финансового и налогового планирования. В законодательстве о налогах и сборах РФ под термином Б. могут пониматься федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Распределение налоговых источников между звеньями бюджетной си­стемы может осуществляться в порядке закрепленных источников дохода. Дань- побор (натуральный или денежный) с покоренных племен и народов. На Руси Д. была основным налогом, уплачиваемым в период моиголо- татар татарского ига (XIII-XV в.в.). В первое десятилетие после нашествия Батыя Д. собиралась по рус­ским городам и селам. Затем особые татарские чиновники – «численни­ки», или «писцы» ~ провели поголовную перепись населения и, как тогда говорили, «взяли число», т. е. определили размер Д., получившей назва­ние "выход", который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Первоначально д. доставлялась в Орду великим князем, а после возвыше­ния Москвы (со времен Ивана Калиты) ~ исключительно московским кня­зем. Кроме того, существовал и еще один способ взимания Д. - откуп. Откупщиками обычно выступали хорезмские или хивинские купцы, кото­рые единовременно вносили татарам требуемые суммы, а затем получали дань с русских княжеств. Двойное налогообложение - двукратное или многократное обложение налогом или налогами од­ного и того же объекта налогообложения. Различаются юридическое двой­ное налогообложение, экономическое двойное налогообложение и внут­реннее, международное двойное налогообложение: 1) юридическое - двойное налогообложение счи­тается "юридическим" в том случае, когда одно и то же лицо дважды обла­гается налогом, например лицо, не имеющее местожительства в данной стране, облагается налогом в стране источника дивиденда и в стране мес­тожительства; 2) экономическое- по одной и той же статье об­лагается налогом более чем одно лицо. Например, в одной стране снижа­ются цены передачи имущества при операциях между "дочерним" и ос­новным обществами, зарегистрированными в другой стране, а в стране регистрации основного общества такой корректировки дохода этого об­щества в целях налогообложения не проводится. Другая форма экономического двойного налогообложения - акцио­нерное общество облагается налогом с прибыли, а его акционеры отдель­но вносят налог на дивиденды, заплаченные с этой прибыли. Экономичес­кое двойное налогообложение можно предупредить или же ослабить, предоставляя определенные налоговые льготы; З) внутреннее, международное - юридическое двойное налогообложение, возникающее в случае обложе­ния сопоставимым налогом одного и того же плательщика органами двух (или более) налоговых юрисдикций. Это возможно как внутри страны, так и на международном уровне. Двойное налогообложение внутри страны может появиться, если в федеральном государстве сопоставимые налоги взимаются суверенными налоговыми юрисдикциями одинакового стату­са. Зона свободной торговли- часть территории государства, где импортируемые товары освобож­даются от таможенных пошлин (налогов) на время нахождения в этой зоне вплоть до последующей продажи, реэкспорта и т. д. Зона свободного предпринимательства - район (часть) национально-государственной территории, на которой согласно принятому законодательству осуществляется совместное пред­принимательство в различных формах. В подобных зонах вводятся осо­бые льготные (таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый и трудовой) режимы, которые создают привлекательные условия для инвес­тирования иностранного капитала Избежание налога - организация экономической деятельности таким образом, чтобы исключить или уменьшить размер налоговых обязательств и (или) налого­вых платежей. В отличие от уклонения от налогов.И.Н. не пред­ставляет собой налогового правонарушения. Избежание налога основы­вается на детальном знании норм налогового законодательства (в РФ ­законодательства о налогах и сборах) и правильном их применении в це­лях оптимизации налоговых обязательств и выплат при достижении мак­симального экономического результата. Деятельность по оптимизации налогообложения получила название налогового планирования. Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации предос­тавляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст, 66 НК). И.Н.К. может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) орга­низаций, а также по региональным и местным налогам. Решение о предо­ставлении И.Н.К. по налогу на прибыль (ДОХОД) организации в части, по­ступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ. И.Н.К. может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

return false">ссылка скрыта

Организация, получившая И.Н.К. вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об И.Н.К. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего нало­га, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каж­дый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита). не ста­нет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим догово­ром. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об И.Н.К. Если организацией заключено более одного договора об И.Н.К. срок действия которых не истек к моменту оче­редного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется от­дельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку зак­лючения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может уве­личиватъ накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об И.Н.К.) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по об­щим правилам без учета наличия договоров об И.Н. К. При этом накоплен­ная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый пери­од. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой н предельно допустимой суммой переносит­ся на следующий отчетный период. Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Основаниями для предоставления организации-налогоплательщику соответствующего налога И.Н.К. являются (ст. 67 НК): 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских ра­бот либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуще­ствление этой организацией внедренческой или инновационной деятель­ности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

И.Н.К. по основанию проведения организацией научно-исследователь­ских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооруже­ния собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды загрязнения промышленными отходами, предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей. При предостав­лении И.Н.К. по другим основаниям суммы кредита определяются по со­глашению между уполномоченным органом и заинтересованной органи­зацией.

Основания для получения И.Н.К. должны быть документально под­тверждены заинтересованной организацией. И.Н.К. предоставляется на ос­новании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой орга­низацией. Форма договора устанавливается органом исполнительной вла­сти, принимающим решение о предоставлении И.Н.К.

Решение о предоставлении организации И.Н.К.принимается уполно­моченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об И.Н.К.не мо­жет служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об И.Н.К.по иным основаниям.

Договор об И.Н.К.. должен предусматривать порядок уменьшения на­логовых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому орга­низации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита про центы, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, кото­рое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сто­рон. Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача -во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось услови­ем для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо опре­деляются условия такой реализации (передачи).

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, приняты­ми представительными органами местного самоуправления по региональ­ным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового креди­та, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и став­ки процентов на сумму кредита.

Правила прекращения действия договора об И.Н.К.аналогичны соот­ветствующим правилам действия договора о налоговом кредите. При этом если в течение срока действия договора об И.Н.К.заключившая его орга­низация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам обо­рудования или иного имущества, при обретение которого явилось основа­нием предоставления И.Н.К., эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об И.Н.К. обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени н проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об И.Н.К.исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного дого­вора. Если организация, получившая И.Н.К.по основаниям выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен И.Н.К.. в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченно­го налога и проценты на эту сумму. которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Бан­ка России.

Индекс инфляции - индекс, применяемый для корректировки прибыли, облагаемой на­логом на прибыль организаций, при реализации основных фондов и иного имущества организаций. В соответствии с постановлением Правительетва РФ от 21 марта 1996 г. "Об утверждении порядка исчисления индекса мн­фляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли" индекс-дефлятор рассчитывается Гаекомстатом рф по кварталам.

Порядок применения индекса-дефлятора изложен в соответствующей Инструкции и в Методике исчисления индекса-дефлятора для индексации стоимости реализуемого имущества предприятий, утвержденной Госком­статом России 21 мая 1996 г.

Применение индекса-дефлятора позволяет предприятию уменьшить сумму при­были, полученной от реализации основных фондов и иного имущества, для целей налогообложения.

Индекс налога и цен - степень повышения налоroоблагаемого дохода, необходимая для ком­пенсирования налогоплательщикам увеличения цен. Подобно индексу тем­пов инфляции, этот индекс аналогичен индексу розничных цен, однако по­мимо измерения роста цен он включает и изменения в средней величине налоговой ответственности. Например, сокращение подоходного налога приведет к тому, что индекс налога и цен вырастет меньше, чем индекс розничных цен.

Индексация налогов - изменение некоторых элементов налогообложения при взимании по­доходных налогов (необлагаемый минимум, вычеты и скидки, налоговые льготы) в соответствии с официальным индексом роста цен на потреби­тельские товары или индексом заработной платы и других личных дохо­дов. Индексация налогов применяется в Дании (с 1969 г), Нидерландах (с 1972 г.), в Канаде (с 1973 г.), в некоторых других странах. В Канаде индек­сация налогов основывается на индексе роста розничных цен; в Нидер­ландах - на росте стоимости жизни; в Дании - на индексе роста средне­часового заработка в стране.

Институты налоговые - категория общественных отношений в сфере налогообложения. Обыч­но выделяют формальные и., которые имеют четкое определение в нор­мативно-правовых актах (налогоплательщики, налоговые органы, налого­вая повинность и т. д.) и неформальные И. Н, которые создаются и существуют в данном обществе в силу принятых В нем обычаев, тради­ций, моделей поведения (выплат зарплат через "черные" и "серые" схемы, недекларируемый обмен (бартер) товарами и услугами в сфере малого биз­неса, применение трансфертных цен в Отношениях между "дружествен­ными предприятиями", и Т. д.). При взаимном противоречии формальных инеформальных и. превосходство обычно имеют те из них, которые бо­лее адекватны общественной среде, в которой они действуют. Среда мо­жет быть свободно-конкурентной, административно регулируемой, конт­ролируемой монополией, олигополией, криминальной, управляемой иностранными интересами, и Т. д.

Взаимоотношения между конкретными институтами определяют связи и барьеры. Связи и барьеры могут быть формальными (основанные на законе - налог, нормах административного подчинения - налоговые орга­ны разного уровня, договоренности, налоговые власти разных государств). Свя­зи помогают взаимовоздействию одного института на другой, содейству­ют их взаиморазвитию; барьеры подавляют такое развитие, блокируют обмен поведенческими сигналами и движение информационных потоков в отношениях между соответствующими институтами. Первичные, основ­ные институты (институты базового уровня), в зависимости от конкрет­ной сферы отношений и от условий внешней среды, могут устанавливать и поддерживать связи между собой как непосредственно, так и через ин­ституты более низкого уровня/уровней, так называемые субuнсmumymы.

Важнейшим и. налоговых отношений является налог. В правовой си­стеме современного государства, которая основана на институте частной собственности, возможны всего два случая, когда неприкосновенность ча­стной собственности может быть нарушена на законном основании и час­тный собственник может быть лишен своих прав. Первый из них - это случай национализации "в целях обеспечения общественных интересов", когда имущество или иной предмет собственности может быть изъято у лица при условии предоставления ему полной, адекватной и своевремен­ной компенсации изъятого имущества. Второй случай - это именно изъя­тие денежных средств (или иного имущества) у его собственника без ком­пенсации через налог. Таким образом, налог является единственным правовым исключением (и при этом закрепленным в конституционном за­конодательстве), которое противостоит институту частной собственнос­ти - т. е. является равным ему по рангу npавовым институтом. Поскольку налог обыч но уплачивается в деньгах, то и деньги - точнее, национальная денежная единица, в которой по закону определяются налоговые обяза­тельства на территории данной страны - также являются институтом на­логовых отношений.

Институту налога противостоит налоговых льгот. Налого­вые льготы, - это предусмотренные законодательством скидки, вычеты и т. д. из налоговой базы и с суммы начисленных налогов, имеющие своей целью уменьшить, в определенных ситуациях, налоговое бремя налого­плательщика или побудить его действовать в желаемых формах или в же­лаемом направлении

Обычно различают следующие пять основных видов налоговых льгот: - в виде исключения из налоговой базы по некоторому виду налога определенных (льготируемых) полных элементов из объекта обложения этим налогом (конкретных видов имущества, доходов, сделок);

~ в виде разрешенных (льготных) вычетов (списаний) денежных сумм из общего объема налоговой базы по некоторому налогу;

~ в виде вычетов (зачетов) из общей суммы денежного обяэатель­ства по не которому налогу (так называемый "налоговый кредит");

- в виде отсрочек для уплаты налогов (временных или до настуиле­ния некоторых событий);

~ налоговые льготы в виде так называемых "налоговых укрытий".

Амортизация (ускоренная)- метод более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных средств пол­ного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения. Взимание налогов: - кадастровый способ(от слова кадастр - таб­лица, справочник), когда объект налога дифференци­рован на группы по определенному признаку. Пере­чень этих групп и их признаки заносятся в специ­альные справочники и таблицы. Этот метод характерен тем, что величина налога не зависит от длходности объекта; -на основедекларации. Декларация -документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога на него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход; - у источника- налог вносится лицом, выплачи­вающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, что уменьшает доход получателя на величину налога. Валовой внутренний продукт (ВВП)- обобщающий макроэкономи­ческий показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны независимо от национальной при­надлежности функционирующих в ее народном хозяй­стве юридических и физических лиц, за определенный период времени (обычно год). ВВП, приходящийся на душу населения корреспондируется со взимаемым налогом. Валовой национальный продукт (ВНП) макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год). Валовой доход- разница между выручкой .предприятия от реализа­ции продукции и материальными затратами на произ­водство. Включает заработную плату и прибыль или за­работную плату и чистый доход. Другими словами, ва­ловой доход отличается от чистого дохода на величину заработной платы. Глобальная налоговая система - все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансовых результатов. Двойное налогообложение -ситуация, при кото­рой в результате применения разными странами раз­личных систем налогообложения, заграничный доход предприятия облагается как в стране-источнике дохо­да, так и по месту юридического адреса предприятия. Индикатор (налоговый)- объем валовых налоговых поступлений увеличивается (уменьшается) в зависимости от показа­телей экономического развития, уровня налоговых ставок. Единица налогообложения -единица масшта­ба налогообложения, которая используется для ко­личественного выражения налоговой базы (гектар, рубль, лошадиная сила и т. д.). Квазиналоги(от лат. quasi — как будто, будто бы, соответствует по значению словам «мнимый», «ненастоящий») почти налоги жертвоприношение, дань с побежденного народа, военные трофеи, использование труда рабов, дары, подарки главе государства, помощь государству, властные отношения государства со своими гражданами, оплата услуг государства и т. д. По мере общественного развития все эти формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Задача налогового контроля– наполнение соответствующего бюджета, в конечном счете -обеспечение эко­номической безопасности государства. Основными ме­тодами налогового контроля должны быть прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже затем — применение карательных санкций. Изъятия- это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Могут предоставляться всем плательщикам налога или отдельной категории, как на постоянной основе, так и на ограниченный срок. Источник налога- доход, из которого выплачи­вается налог. Каникулы налоговые- полное освобождение от уплаты налога на определенный период. Кодекс налоговый: 1) определяет виды налогов и сборов, взимае­мых в РФ; 2)устанавливает основания возникновения (из­менения, прекращения) и порядок исполнения обя­занностей по уплате налогов и (или) сборов; 3) определяет основные начала установления на­логов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) устанавливает права и обязанности налогопла­тельщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о на­логах и сборах; 5) определяет формы и методы налогового контроля; 6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) устанавливает порядок обжалования действий (без­действия) налоговых органов и их должностных лиц. Контроль налоговый- установленная законо­дательством совокупность приемов и способов руко­водства компетентных органов, обеспечивающих со­блюдение налогового законодательства и правиль­ность исчисления, полноту и своевременность внесе­ния налога в бюджет.

Кредит налоговый целевой -замена налога (час­ти налога) натуральным исполнением. Эта льгота пре­доставляется местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемого в местные бюджеты. Кредиты налоговые- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие формы налоговых кредитов: - снижение ставки налога; - вычет из валового налога; - целевой (инвестиционный) кредит; - отсрочка или рассрочка уплаты налога; - возврат ранее уплаченного налога; - зачет ранее уплаченного налога. Льгота налоговая- полное или частичное ос­вобождение плательщика от налога. Масштаб налога- установленная законом харак­теристика (параметр) измерения предмета налога. Налог –обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций, физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства, муниципальных образований. Налоговый механизм- совокупность правил налогообложения, установленных государством, зако­нодательным путем. Налоговое право- совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном го­сударстве, порядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменени­ем и прекращением налоговых обязательств. Нерезиденты- в РФ в соответствии с Законом «О валютном регули­ровании и валютном контроле» физические лица, по­стоянно проживающие за пределами страны, предпри­ятия и организации, созданные в соответствии с зако­нодательством иностранных государств и находящиеся за пределами РФ, их филиалы и представительства в РФ, а также находящиеся в стране дипломатические и дру­гие официальные представительства, международные организации и их филиалы и представительства. Налоги косвенные- налоги не на первичные доходы, включаемые в цену товара и услуг. Налоги местные- вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Налоги прямые– взимаемые с имущества или с первичных доходов налогоплательщика.

Налоги региональные- налоги, устанавливаемые законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с законодательством страны. Налоги федеральные (общегосударственные) -устанавливаемые и вводимые представительным ор­ганом. Их элементы определяются законодательством страны, они являются едиными на всей ее территории. Налоговое администрирование – это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования, роли рынка и государства в воспроизводственном процессе. Это определение шире чемдеятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспе­чение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование – это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны безропотно предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения – все, что сосредоточено вокруг налогов. Налоговое планирование - планирование коммерческой и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей. Недоимка- сумма налога, не внесенная в бюд­жет (внебюджетный фонд) по истечении установлен­ных сроков уплаты. Объект налога- доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с цен­ными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. Объекты налоговой проверки -денежные доку­менты, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, дек­ларации, договоры, контракты, приказы, деловая пе­реписка, а также иные документы, связанные с ис­числением и уплатой налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет. Обязанности налогоплательщиков (плательщи­ков сборов): - встать на учет в налоговых органах РФ; - уплачивать законно установленные налоги (сборы); - вести в установленном порядке учет своих до­ходов (расходов), объектов налогообложения; - представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать; - представлять налоговым органам и их долж­ностным лицам в случаях, предусмотренных Нало­говым кодексом, документы, необходимые для исчис-
ления и уплаты налогов; - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений зако­нодательства о налогах и сборах; - не препятствовать законной деятельности дол­жностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; - предоставлять налоговому органу необходимую информацию, документы в случаях и порядке, уста­новленных Налоговым кодексом; - в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета, других документов, не­обходимых для исчисления и уплаты налогов, доку-­
ментов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы), уплаченные (удержанные) налоги; - нести иные обязанности, предусмотренные за­конодательством о налогах и сборах. Оклад налоговый- сумма, вносимая платель­щиком в бюджет по одному налогу. Оазис (налоговый)- территория в пределах государственного обра­зования или всего государства, предпринимательская деятельность на которой может вестись в безналоговом режиме или в режиме минимального обложения. Обязательство (налоговое)- налоговое правоотношение, в силу кото­рого складываются легитимные связи между представи­телями публичной власти, устанавливающими налоги, сопряженные с этим налоговые последствия, и налого­плательщиком, обязанным уплатить налоги и выполнить другие, связанные с этим действия. Облагаемый доход- часть валового дохода юри­дических и физических лиц, подлежащая обложе­нию налогом. Облагаемый доход определяется пу­тем вычета из валового дохода налогоплательщика установленных законом скидок и льгот. Период налоговый- срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно опреде­ляется размер налогового обязательства. Плательщики сборов- организации, физические лица, на которых в соответствии с Налоговым ко­дексом возложена обязанность уплачивать сборы Порядок уплаты налога- способы внесения на­логоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Пошлина- плата за совершение действий госу­дарственными органами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов): 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию: - о действующих налогах и сборах; - о законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о нало­гах и сборах; - о правах и обязанностях налогоплательщиков; - о полномочиях налоговых органов и их долж­ ностных лиц; 2) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодатель­ства о налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодатель­ством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кре­дит, инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм из­лишне уплаченных или излише взысканных налогов; 6) представлять свои интересы в налоговых право­отношениях лично или через своего представителя; 7) представлять пояснения налоговым органам, их должностным лицам по исчислению и уплате нало­гов, по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной на­логовой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки, реше­ний налоговых органов, требования об уплате налога; 10) требовать от должностных лиц налоговых ор­ганов соблюдения законодательства о налогах и сбо­рах при совершении ими действий в отношении на­-
логоплательщиков; 11) не выполнять требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налого­вому кодексу или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке реше­ния налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц; 13) требовать соблюдения налоговой тайны; 14) требовать в установленном порядке возмеще­ния в полном объеме убытков, причиненных неза­конными решениями налоговых органов, незаконны­
ми действиями (бездействием) их должностных лиц. Принципы налогообложения экономические: - принцип хозяйственной независимости и сво­боды- основан на праве частной собственности; - принцип справедливости - налогообложение соразмерно доходам; - принцип определенности - сумма, способ и вре­мя платежа должны быть заранее известны налого­плательщику; - принцип удобности налогообложенияналоги взимаются в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства; - принцип соразмерности - экономическая сба­лансированность интересов налогоплательщиков и го­сударственной казны; - принцип экономичности - издержки по взиманию налогов должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. Суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Принципы построения и действия налоговой си­стемы РФ: - принцип единстваналоговой системы — со­гласно Конституции России не допускается как ус­тановление налогов, ограничивающих свободное пе­ремещение финансовых средств в пределах стра­ны, так и введение региональных налогов, позволя­ющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других; - принцип подвижности (эластичности) нало­говой системы - оперативное изменение в сторону увеличения или уменьшения налогового бремени; - принцип стабильностиналоговой системы - действие ее в течение ряда лет до очередной налого­вой реформы; - принцип множественности налогов - включе­ние в налоговую систему совокупности дифференци­рованных налогов и объектов налогообложения в це­лях проведения гибкой государственной налоговой политики; - принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - ограничение введения допол­нительных налогов субъектами Федерации и орга­нами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. Проверка документальная -проводится не реже одного раза в три года. Не проводится в установ­ленные сроки в случаях: - если налогоплательщик своевременно представ­ляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей; - если последняя проверка не выявила наруше­ний налогового законодательства; - если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено; - если отсутствуют документы и информация, ста­вящие под сомнение происхождение средств налого­плательщика или свидетельствующие о наличиина­рушений налогового законодательства. Проверка камеральная -проводится налоговымиинспекциями на стадии приемки от налогоплательщи­ков отчетных документов и налоговых расчетов, т. е. без выхода на предприятие. При этом проверке в ос­новном подвергается правильность заполнения соот­ветствующих граф и строк деклараций и отчетов, пра­вомерность использования тех или иных льгот, а так­же осуществляется арифметическая сверка отчетныхпоказателей. Преференция- льгота или предоставление особого налогового ре­жима для группы хозяйствующих субъектов, позволя­ющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств Проверка налоговая- осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты им налоговых платежей в бюджет.

Налоговые проверки подразделяются на камераль­ные и документальные, которые, в свою очередь, делят­ся на плановые и внеплановые, комплексные (сплош­ные) и тематические (выборочные), а также встречные. Санирование(от лат. sanatio - лечение, оздоровление) - комплекс мер финансово-экономического и организационного ха­рактера, направленных на восстановление нормальной хозяйственной деятельности предприятия (банка); приме­няется в отношении субъектов, имеющих перспективы вы­живания (в противном случае объявляется банкротство). Санкции(от лат. sanction - строжайшее постановление) - меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер. Санкции в праве имеют четыре основных значения: 1) меры, применя­емые к правонарушителю и влекущие для него небла­гоприятные последствия. Делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, имущественные; 2) административно-правовые нормы как структурная часть общей правовой нормы указывают на возможные меры воздействия на нарушителя отдель­ной нормы; 3) постановления прокурора; 4) в между­народном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международ­ные обязательства. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций, физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов, государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или разрешений (лицензий). Система налоговая- совокупность предусмот­ренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания налогов, налогового контроля. Система налоговая шедулярная -весь доход, по­лучаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы.Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть уста­новлены различные ставки, льготы и другие элемен­ты налога. Скидки- льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки бывают: - лимитированные- ограниченного размера; -нелимитированные - когда налоговая база мо­жет быть уменьшена на всю сумму расходов налого­плательщика; - общие- для всех налогоплательщиков; - специальные - для отдельных категорий нало­гоплательщиков.

Ставка налога- величина налога с единицы объекта налога. Ставка налога есть норма налогооб­ложения. В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают: - общие; - повышенные; - пониженные ставки. В зависимости от содержания различают: - маргинальныеставки - данные непосредственно в нормативном акте о налоге; - фактические - определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе; - экономические- определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу. Субъект налогообложения -налогоплательщик (то есть физическое или юридическое лицо, на которого возложена обязанность уплатить налог за счет соб­ственных средств; налог должен сокращать доходы субъекта. Теория налоговая- система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой мо­дели построения налоговых систем государства с раз­личной степенью обобщения. Трансфертные платежи- передаточные платежи, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств. Укрывательство (налоговое)- намеренное занижение в бухгалтер­ской отчетности финансовых результатов предпринима­тельской деятельности, а также уклонение от деклари­рования доходов физическими лицами. Достигается за счет использования разных способов: от легальных до противоправных. Эксперимент (налоговый)- распространение на практике новых на­логовых режимов исходя из принимаемых властью на­логовых концепций, оформленных в виде программ со­вершенствования фискальной политики и прошедших научную апробацию.