НАЛОГОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Авуар (налоговый)- налоговый кредит, открытый любому налогоплательщику (компании или физическому лицу), получающему дивиденды, распределяемые компаниями, которые платят налог на фирмы. Агенты налоговые - лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика, перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Адвалорный налог- налог, изымаемый в форме процента от стоимости товара. Акты по результатам проверок - вскрытые нарушения отражаются в актах по каждому виду налогов и виду нарушений отдельными разделами с приложением требуемых расчетов и документов. База налоговая - стоимостное выражение объекта обложения (дохода, капитала, имущества), к которой применяется установленная законом налоговая ставка (после применения всех предусмотренных законом вычетов, СКИДОК, списаний и льгот). Существуют следующие способы определения налоговой базы: -прямой - на основе реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика; - косвенный(расчет по аналогии) — по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков;- - паушальный- с помощью вторичных признаков условной суммы налога (а не дохода). - условный- с помощью вторичных признаков условной суммы дохода; Бремя налоговое - общая сумма налоговых платежей в какой-либо конкретной стране за какой-либо конкретный период (обычно за основу берется финансовый год). Б.Н. может рассчитываться для страны в целом, ДЛЯ отдельных классов или слоев общества, ДЛЯ групп ми отдельных налогоплательщиков. Различают общее Б.Н. и чистое Б.Н. Общее Б.Н. включает в себя все ВИДЫ установленных государством обязательных ИзъЯТИЙ из ДОХОДОВ и имущества налогоплательщиков: непосредственно налоговые платежи, а также платежи в пенсионные и иные социальные фОНДЫ плюс фактические затраты налогоплательщиков на исполнение других обязанностей, связанных с налогообложением (регистрационные процедуры, ведение учета, составление и представление отчетности, и т. д.). Статистически общее Б.Н. рассчитывается как доля этих платежей (без дополнительных затрат налогоплательщиков, которые несравнимо выросли по мере перехода к подоходному налогообложению) в валовом национальном продукте. Однако показатель общего Б.Н. не дает представления о реальной налоговой нагрузке населения. Во-первых, он не учитывает различия в благосостоянии и размерах абсолютных доходов населения в разных странах и в разные периоды. Очевидно, что одни и те же размеры процентных вычетов по-разному переносятся получателями разных по величине доходов. Поэтому для корректировки показателя общего Б.Н. используются расчеты абсолютных размеров доходов, которые остаются у налогоплательщиков после уплаты налогов. По этому показателю Россия отставала от ведуших стран Западной Европы в 1913 г. в 4-5 раз, и от США - даже в 8 раз (при равном показателе общего Б.Н. с Западной Европой - примерно 11,5%, и превышении американского показателя - 6,5% менее чем в два раза). Сейчас разрыв по этому показателю между Россией и, например, США (при примерно равной доле обшей Б.Н. в ВНП) еще более вырос и составляет не менее 22-25 раз. Во-вторых, показатель общего Б.Н. дает только средние величины; он не учитывает ни распределение доходов между отдельными группами населения, ни распределение между ними бремени отдельных налогов. Так, в России разрыв между основной массой населения и получателями особенно крупных доходов примерно в 2-3 раза больше, чем в большинстве развитых западных стран, а ставка основного - подоходного налога установлена для всех на уровне 13% , в то время как во всех западных странах получатели особо высоких доходов облагаются подоходными налогами по ставкам, в 2-3 раза более высоким, чем получатели низких доходов. К этому следует добавить, что во всех западных странах предусмотрено полное освобождение от подоходных налогов для доходов, не превышающих примерно 5 000 долл. США в год, а в некоторых странах собственники особо крупных состояний, кроме подоходных налогов, облагаются дополнительно еще налогом на общую сумму имущества. Чистое Б.Н. рассчитывается как разность между общим Б.Н. и суммой т. н. "трансфертных платежей" - которые представляют собой прямые денежные выплаты налогоплательщикам за счет бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов, в которых концентрируются налоговые и другие обязательные сборы с населения. В развитых западных странах до 35--40% из суммы всех обязательных платежей населения возвращается им в виде трансфертных платежей. Соответственно, и показатель чистого Б.Н. для этих стран ниже общего Б.Н. на размер этой доли. Кроме того, объективно на размер чистого Б.Н. должны влиять И расходы социального характера, выплачиваемые за средств бюджетной системы - расходы на образование, на медицинское обслуживание, на предоставление коммунальных услуг, и т. д. Однако исследователи пока не пришли к общему мнению, следует ли вычитать эти расходы из общего Б.Н. в их полной сумме или только частично, выделять ли из них только расходы текущего характера (исключая финансирование инвестиций в социальную сферу) или только расходы на "необходимые нужды" (например, на школьное образование - но исключая вузовский уровень, или на расходы на лечение - но исключая пластические операции, и т. д.). Между тем если принять во внимание высокие размеры социальных выплат и социальных расходов именно в странах-"чемпионах" по показателю общего Б.н., то реально ощутимое Б.н. в этих странах для основной массы населения оказывается в сравнимых с другими развитыми странами пределах. В финансовой науке существовали различные представления относи- тельно разумных пределов Б.Н. В XVIII-XIX ВВ. крайними пределами считались 20-25% от суммы доходов населения (Бифельд, Гак, Горлав) – что, в общем, совпадает с современными показателями (если учесть, что ДЛЯ тех времен показатели общего и чистого Б.Н. практически совпадали). К концу XIX В. стала распространяться точка зрения, что тяжесть общего Б.Н. необходимо соизмерять с характером расходования собранных налоговых доходов (т. е. принимать во внимание бюджетные расходы социального характера). С распространением подоходных налогов появилась основа для исследования тяжести Б.Н. для отдельных классов и слоев населения, однако результаты проведенных исследований не получили широкого признания из-за отсутствия единого мнения относительно возможности переложення отдельных видов налогов. Для России специальных расчетов чистого Б.Н. не ведется, однако дан- ные постатейного распределения расходов бюджетной системы, взятые в сравнении с аналогичными показателями бюджетов развитых стран, позволяют сделать вывод, что для основной массы работающего населения общее Б.Н. и чистое Б.Н. очень близки между собой и, соответственно, эта группа населения выступает чистым кредитором по отношению к государству (достаточно привести тот факт, что мужчины - наемные работники облагаются обязательными платежами в пенсионные фонды по полной сумме от всех сумм заработка, при том, что средний предел жизни для них (5~ лет на конец 2002 г.) даже не достигает пенсионноro возраста. Бюджет - утвержденная законом (актом местной масти) роспись доходов и расходов государства (местного муниципального образования) в пределах планового (финансового) года. Б. утверждается специальным бюджетным законом (актом) до начало финансового года. Бюджетным законом государству и его органам дается право взимать налоги, осуществлять финансовые заимствования и производить соответствующие расходы в рамках установленных пределов ассигнований. Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет, расчеты по которому используются в процессе макроэкономического прогнозирования, финансового и налогового планирования. В законодательстве о налогах и сборах РФ под термином Б. могут пониматься федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Распределение налоговых источников между звеньями бюджетной системы может осуществляться в порядке закрепленных источников дохода. Дань- побор (натуральный или денежный) с покоренных племен и народов. На Руси Д. была основным налогом, уплачиваемым в период моиголо- татар татарского ига (XIII-XV в.в.). В первое десятилетие после нашествия Батыя Д. собиралась по русским городам и селам. Затем особые татарские чиновники – «численники», или «писцы» ~ провели поголовную перепись населения и, как тогда говорили, «взяли число», т. е. определили размер Д., получившей название "выход", который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Первоначально д. доставлялась в Орду великим князем, а после возвышения Москвы (со времен Ивана Калиты) ~ исключительно московским князем. Кроме того, существовал и еще один способ взимания Д. - откуп. Откупщиками обычно выступали хорезмские или хивинские купцы, которые единовременно вносили татарам требуемые суммы, а затем получали дань с русских княжеств. Двойное налогообложение - двукратное или многократное обложение налогом или налогами одного и того же объекта налогообложения. Различаются юридическое двойное налогообложение, экономическое двойное налогообложение и внутреннее, международное двойное налогообложение: 1) юридическое - двойное налогообложение считается "юридическим" в том случае, когда одно и то же лицо дважды облагается налогом, например лицо, не имеющее местожительства в данной стране, облагается налогом в стране источника дивиденда и в стране местожительства; 2) экономическое- по одной и той же статье облагается налогом более чем одно лицо. Например, в одной стране снижаются цены передачи имущества при операциях между "дочерним" и основным обществами, зарегистрированными в другой стране, а в стране регистрации основного общества такой корректировки дохода этого общества в целях налогообложения не проводится. Другая форма экономического двойного налогообложения - акционерное общество облагается налогом с прибыли, а его акционеры отдельно вносят налог на дивиденды, заплаченные с этой прибыли. Экономическое двойное налогообложение можно предупредить или же ослабить, предоставляя определенные налоговые льготы; З) внутреннее, международное - юридическое двойное налогообложение, возникающее в случае обложения сопоставимым налогом одного и того же плательщика органами двух (или более) налоговых юрисдикций. Это возможно как внутри страны, так и на международном уровне. Двойное налогообложение внутри страны может появиться, если в федеральном государстве сопоставимые налоги взимаются суверенными налоговыми юрисдикциями одинакового статуса. Зона свободной торговли- часть территории государства, где импортируемые товары освобождаются от таможенных пошлин (налогов) на время нахождения в этой зоне вплоть до последующей продажи, реэкспорта и т. д. Зона свободного предпринимательства - район (часть) национально-государственной территории, на которой согласно принятому законодательству осуществляется совместное предпринимательство в различных формах. В подобных зонах вводятся особые льготные (таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый и трудовой) режимы, которые создают привлекательные условия для инвестирования иностранного капитала Избежание налога - организация экономической деятельности таким образом, чтобы исключить или уменьшить размер налоговых обязательств и (или) налоговых платежей. В отличие от уклонения от налогов.И.Н. не представляет собой налогового правонарушения. Избежание налога основывается на детальном знании норм налогового законодательства (в РФ законодательства о налогах и сборах) и правильном их применении в целях оптимизации налоговых обязательств и выплат при достижении максимального экономического результата. Деятельность по оптимизации налогообложения получила название налогового планирования. Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст, 66 НК). И.Н.К. может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организаций, а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении И.Н.К. по налогу на прибыль (ДОХОД) организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ. И.Н.К. может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
return false">ссылка скрытаОрганизация, получившая И.Н.К. вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об И.Н.К. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита). не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об И.Н.К. Если организацией заключено более одного договора об И.Н.К. срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличиватъ накопленную сумму кредита по следующему договору.
В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об И.Н.К.) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об И.Н. К. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой н предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
Основаниями для предоставления организации-налогоплательщику соответствующего налога И.Н.К. являются (ст. 67 НК): 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
И.Н.К. по основанию проведения организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды загрязнения промышленными отходами, предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей. При предоставлении И.Н.К. по другим основаниям суммы кредита определяются по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Основания для получения И.Н.К. должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. И.Н.К. предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении И.Н.К.
Решение о предоставлении организации И.Н.К.принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об И.Н.К.не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об И.Н.К.по иным основаниям.
Договор об И.Н.К.. должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита про центы, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача -во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Правила прекращения действия договора об И.Н.К.аналогичны соответствующим правилам действия договора о налоговом кредите. При этом если в течение срока действия договора об И.Н.К.заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, при обретение которого явилось основанием предоставления И.Н.К., эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об И.Н.К. обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени н проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об И.Н.К.исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора. Если организация, получившая И.Н.К.по основаниям выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен И.Н.К.. в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму. которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России.
Индекс инфляции - индекс, применяемый для корректировки прибыли, облагаемой налогом на прибыль организаций, при реализации основных фондов и иного имущества организаций. В соответствии с постановлением Правительетва РФ от 21 марта 1996 г. "Об утверждении порядка исчисления индекса мнфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли" индекс-дефлятор рассчитывается Гаекомстатом рф по кварталам.
Порядок применения индекса-дефлятора изложен в соответствующей Инструкции и в Методике исчисления индекса-дефлятора для индексации стоимости реализуемого имущества предприятий, утвержденной Госкомстатом России 21 мая 1996 г.
Применение индекса-дефлятора позволяет предприятию уменьшить сумму прибыли, полученной от реализации основных фондов и иного имущества, для целей налогообложения.
Индекс налога и цен - степень повышения налоroоблагаемого дохода, необходимая для компенсирования налогоплательщикам увеличения цен. Подобно индексу темпов инфляции, этот индекс аналогичен индексу розничных цен, однако помимо измерения роста цен он включает и изменения в средней величине налоговой ответственности. Например, сокращение подоходного налога приведет к тому, что индекс налога и цен вырастет меньше, чем индекс розничных цен.
Индексация налогов - изменение некоторых элементов налогообложения при взимании подоходных налогов (необлагаемый минимум, вычеты и скидки, налоговые льготы) в соответствии с официальным индексом роста цен на потребительские товары или индексом заработной платы и других личных доходов. Индексация налогов применяется в Дании (с 1969 г), Нидерландах (с 1972 г.), в Канаде (с 1973 г.), в некоторых других странах. В Канаде индексация налогов основывается на индексе роста розничных цен; в Нидерландах - на росте стоимости жизни; в Дании - на индексе роста среднечасового заработка в стране.
Институты налоговые - категория общественных отношений в сфере налогообложения. Обычно выделяют формальные и., которые имеют четкое определение в нормативно-правовых актах (налогоплательщики, налоговые органы, налоговая повинность и т. д.) и неформальные И. Н, которые создаются и существуют в данном обществе в силу принятых В нем обычаев, традиций, моделей поведения (выплат зарплат через "черные" и "серые" схемы, недекларируемый обмен (бартер) товарами и услугами в сфере малого бизнеса, применение трансфертных цен в Отношениях между "дружественными предприятиями", и Т. д.). При взаимном противоречии формальных инеформальных и. превосходство обычно имеют те из них, которые более адекватны общественной среде, в которой они действуют. Среда может быть свободно-конкурентной, административно регулируемой, контролируемой монополией, олигополией, криминальной, управляемой иностранными интересами, и Т. д.
Взаимоотношения между конкретными институтами определяют связи и барьеры. Связи и барьеры могут быть формальными (основанные на законе - налог, нормах административного подчинения - налоговые органы разного уровня, договоренности, налоговые власти разных государств). Связи помогают взаимовоздействию одного института на другой, содействуют их взаиморазвитию; барьеры подавляют такое развитие, блокируют обмен поведенческими сигналами и движение информационных потоков в отношениях между соответствующими институтами. Первичные, основные институты (институты базового уровня), в зависимости от конкретной сферы отношений и от условий внешней среды, могут устанавливать и поддерживать связи между собой как непосредственно, так и через институты более низкого уровня/уровней, так называемые субuнсmumymы.
Важнейшим и. налоговых отношений является налог. В правовой системе современного государства, которая основана на институте частной собственности, возможны всего два случая, когда неприкосновенность частной собственности может быть нарушена на законном основании и частный собственник может быть лишен своих прав. Первый из них - это случай национализации "в целях обеспечения общественных интересов", когда имущество или иной предмет собственности может быть изъято у лица при условии предоставления ему полной, адекватной и своевременной компенсации изъятого имущества. Второй случай - это именно изъятие денежных средств (или иного имущества) у его собственника без компенсации через налог. Таким образом, налог является единственным правовым исключением (и при этом закрепленным в конституционном законодательстве), которое противостоит институту частной собственности - т. е. является равным ему по рангу npавовым институтом. Поскольку налог обыч но уплачивается в деньгах, то и деньги - точнее, национальная денежная единица, в которой по закону определяются налоговые обязательства на территории данной страны - также являются институтом налоговых отношений.
Институту налога противостоит налоговых льгот. Налоговые льготы, - это предусмотренные законодательством скидки, вычеты и т. д. из налоговой базы и с суммы начисленных налогов, имеющие своей целью уменьшить, в определенных ситуациях, налоговое бремя налогоплательщика или побудить его действовать в желаемых формах или в желаемом направлении
Обычно различают следующие пять основных видов налоговых льгот: - в виде исключения из налоговой базы по некоторому виду налога определенных (льготируемых) полных элементов из объекта обложения этим налогом (конкретных видов имущества, доходов, сделок);
~ в виде разрешенных (льготных) вычетов (списаний) денежных сумм из общего объема налоговой базы по некоторому налогу;
~ в виде вычетов (зачетов) из общей суммы денежного обяэательства по не которому налогу (так называемый "налоговый кредит");
- в виде отсрочек для уплаты налогов (временных или до настуиления некоторых событий);
~ налоговые льготы в виде так называемых "налоговых укрытий".
Амортизация (ускоренная)- метод более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных средств полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения. Взимание налогов: - кадастровый способ(от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники и таблицы. Этот метод характерен тем, что величина налога не зависит от длходности объекта; -на основедекларации. Декларация -документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога на него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход; - у источника- налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, что уменьшает доход получателя на величину налога. Валовой внутренний продукт (ВВП)- обобщающий макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны независимо от национальной принадлежности функционирующих в ее народном хозяйстве юридических и физических лиц, за определенный период времени (обычно год). ВВП, приходящийся на душу населения корреспондируется со взимаемым налогом. Валовой национальный продукт (ВНП) макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год). Валовой доход- разница между выручкой .предприятия от реализации продукции и материальными затратами на производство. Включает заработную плату и прибыль или заработную плату и чистый доход. Другими словами, валовой доход отличается от чистого дохода на величину заработной платы. Глобальная налоговая система - все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансовых результатов. Двойное налогообложение -ситуация, при которой в результате применения разными странами различных систем налогообложения, заграничный доход предприятия облагается как в стране-источнике дохода, так и по месту юридического адреса предприятия. Индикатор (налоговый)- объем валовых налоговых поступлений увеличивается (уменьшается) в зависимости от показателей экономического развития, уровня налоговых ставок. Единица налогообложения -единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (гектар, рубль, лошадиная сила и т. д.). Квазиналоги(от лат. quasi — как будто, будто бы, соответствует по значению словам «мнимый», «ненастоящий») почти налоги жертвоприношение, дань с побежденного народа, военные трофеи, использование труда рабов, дары, подарки главе государства, помощь государству, властные отношения государства со своими гражданами, оплата услуг государства и т. д. По мере общественного развития все эти формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Задача налогового контроля– наполнение соответствующего бюджета, в конечном счете -обеспечение экономической безопасности государства. Основными методами налогового контроля должны быть прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже затем — применение карательных санкций. Изъятия- это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Могут предоставляться всем плательщикам налога или отдельной категории, как на постоянной основе, так и на ограниченный срок. Источник налога- доход, из которого выплачивается налог. Каникулы налоговые- полное освобождение от уплаты налога на определенный период. Кодекс налоговый: 1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; 2)устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; 3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) определяет формы и методы налогового контроля; 6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Контроль налоговый- установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет.
Кредит налоговый целевой -замена налога (части налога) натуральным исполнением. Эта льгота предоставляется местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемого в местные бюджеты. Кредиты налоговые- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие формы налоговых кредитов: - снижение ставки налога; - вычет из валового налога; - целевой (инвестиционный) кредит; - отсрочка или рассрочка уплаты налога; - возврат ранее уплаченного налога; - зачет ранее уплаченного налога. Льгота налоговая- полное или частичное освобождение плательщика от налога. Масштаб налога- установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Налог –обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций, физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства, муниципальных образований. Налоговый механизм- совокупность правил налогообложения, установленных государством, законодательным путем. Налоговое право- совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Нерезиденты- в РФ в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица, постоянно проживающие за пределами страны, предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами РФ, их филиалы и представительства в РФ, а также находящиеся в стране дипломатические и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы и представительства. Налоги косвенные- налоги не на первичные доходы, включаемые в цену товара и услуг. Налоги местные- вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Налоги прямые– взимаемые с имущества или с первичных доходов налогоплательщика.
Налоги региональные- налоги, устанавливаемые законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с законодательством страны. Налоги федеральные (общегосударственные) -устанавливаемые и вводимые представительным органом. Их элементы определяются законодательством страны, они являются едиными на всей ее территории. Налоговое администрирование – это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования, роли рынка и государства в воспроизводственном процессе. Это определение шире чемдеятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование – это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны безропотно предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения – все, что сосредоточено вокруг налогов. Налоговое планирование - планирование коммерческой и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей. Недоимка- сумма налога, не внесенная в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков уплаты. Объект налога- доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. Объекты налоговой проверки -денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации, договоры, контракты, приказы, деловая переписка, а также иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов): - встать на учет в налоговых органах РФ; - уплачивать законно установленные налоги (сборы); - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения; - представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать; - представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчис-
ления и уплаты налогов; - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах; - не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; - предоставлять налоговому органу необходимую информацию, документы в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом; - в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета, других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, доку-
ментов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы), уплаченные (удержанные) налоги; - нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Оклад налоговый- сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Оазис (налоговый)- территория в пределах государственного образования или всего государства, предпринимательская деятельность на которой может вестись в безналоговом режиме или в режиме минимального обложения. Обязательство (налоговое)- налоговое правоотношение, в силу которого складываются легитимные связи между представителями публичной власти, устанавливающими налоги, сопряженные с этим налоговые последствия, и налогоплательщиком, обязанным уплатить налоги и выполнить другие, связанные с этим действия. Облагаемый доход- часть валового дохода юридических и физических лиц, подлежащая обложению налогом. Облагаемый доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика установленных законом скидок и льгот. Период налоговый- срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Плательщики сборов- организации, физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать сборы Порядок уплаты налога- способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Пошлина- плата за совершение действий государственными органами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов): 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию: - о действующих налогах и сборах; - о законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах; - о правах и обязанностях налогоплательщиков; - о полномочиях налоговых органов и их долж ностных лиц; 2) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излише взысканных налогов; 6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя; 7) представлять пояснения налоговым органам, их должностным лицам по исчислению и уплате налогов, по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, требования об уплате налога; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении на-
логоплательщиков; 11) не выполнять требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц; 13) требовать соблюдения налоговой тайны; 14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, незаконны
ми действиями (бездействием) их должностных лиц. Принципы налогообложения экономические: - принцип хозяйственной независимости и свободы- основан на праве частной собственности; - принцип справедливости - налогообложение соразмерно доходам; - принцип определенности - сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; - принцип удобности налогообложения – налоги взимаются в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства; - принцип соразмерности - экономическая сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственной казны; - принцип экономичности - издержки по взиманию налогов должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. Суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Принципы построения и действия налоговой системы РФ: - принцип единстваналоговой системы — согласно Конституции России не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других; - принцип подвижности (эластичности) налоговой системы - оперативное изменение в сторону увеличения или уменьшения налогового бремени; - принцип стабильностиналоговой системы - действие ее в течение ряда лет до очередной налоговой реформы; - принцип множественности налогов - включение в налоговую систему совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения в целях проведения гибкой государственной налоговой политики; - принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. Проверка документальная -проводится не реже одного раза в три года. Не проводится в установленные сроки в случаях: - если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей; - если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства; - если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено; - если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличиинарушений налогового законодательства. Проверка камеральная -проводится налоговымиинспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, т. е. без выхода на предприятие. При этом проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетныхпоказателей. Преференция- льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств Проверка налоговая- осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты им налоговых платежей в бюджет.
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и документальные, которые, в свою очередь, делятся на плановые и внеплановые, комплексные (сплошные) и тематические (выборочные), а также встречные. Санирование(от лат. sanatio - лечение, оздоровление) - комплекс мер финансово-экономического и организационного характера, направленных на восстановление нормальной хозяйственной деятельности предприятия (банка); применяется в отношении субъектов, имеющих перспективы выживания (в противном случае объявляется банкротство). Санкции(от лат. sanction - строжайшее постановление) - меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер. Санкции в праве имеют четыре основных значения: 1) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него неблагоприятные последствия. Делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, имущественные; 2) административно-правовые нормы как структурная часть общей правовой нормы указывают на возможные меры воздействия на нарушителя отдельной нормы; 3) постановления прокурора; 4) в международном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательства. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций, физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов, государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или разрешений (лицензий). Система налоговая- совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания налогов, налогового контроля. Система налоговая шедулярная -весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы.Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. Скидки- льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки бывают: - лимитированные- ограниченного размера; -нелимитированные - когда налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика; - общие- для всех налогоплательщиков; - специальные - для отдельных категорий налогоплательщиков.
Ставка налога- величина налога с единицы объекта налога. Ставка налога есть норма налогообложения. В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают: - общие; - повышенные; - пониженные ставки. В зависимости от содержания различают: - маргинальныеставки - данные непосредственно в нормативном акте о налоге; - фактические - определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе; - экономические- определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу. Субъект налогообложения -налогоплательщик (то есть физическое или юридическое лицо, на которого возложена обязанность уплатить налог за счет собственных средств; налог должен сокращать доходы субъекта. Теория налоговая- система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Трансфертные платежи- передаточные платежи, одна из форм перераспределения государственных бюджетных средств. Укрывательство (налоговое)- намеренное занижение в бухгалтерской отчетности финансовых результатов предпринимательской деятельности, а также уклонение от декларирования доходов физическими лицами. Достигается за счет использования разных способов: от легальных до противоправных. Эксперимент (налоговый)- распространение на практике новых налоговых режимов исходя из принимаемых властью налоговых концепций, оформленных в виде программ совершенствования фискальной политики и прошедших научную апробацию.