Понятие и виды форм (источников) права
Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.
Следовательно, формы права — это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источником права следует понимать:
1) источник в материальном смысле (материальные условия
жизни общества, формы собственности, интересы и потребности
людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые
учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть
форма права.
Выделяют четыре основных формы права:
• нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы
права и направленный на урегулирование определенных об
щественных отношений (к их числу относятся конституция,
законы, подзаконные акты и т.п.);
• правовой обычай — это исторически сложившееся правило
поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в
привычку в результате многократного применения, приво
дящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6
и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут ре
гулироваться обычаями делового оборота);
• юридический прецедент — это судебное или административ
ное решение по конкретному юридическому делу, которому
I
Глава 12. Формы (источники) права
§ 2. Понятие и виды нормативных актов
придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);
• нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).
В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.
Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов.
В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведение — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.
По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются:
1) в зависимости от особенностей правового положения субъек
та правотворчества на:
• нормативные акты государственных органов;
• нормативные акты иных социальных структур (муници
пальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, това
риществ и т.п.);
• нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);
• нормативные акты, принятые на референдуме;
2) в зависимости от сферы действия на:
• общефедеральные;
Виды нормативных актов (по юридической силе)
Законы |
Конституция |
Подзаконные акты
указы Президента
федеральный конституционный закон |
постановления Правительства
§ 2. Понятие и виды нормативных актов
Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.
федеральный закон
закон субъекта Федерации
инструкции, приказы министерств и ведомств
акты местных органов государственной власти
акты местных органов государственного управления
акты муниципальных органов
локальные нормативные акты
Глава 12. Формы (источники) права
§ 3. Понятие, признаки и виды законов
• нормативные акты субъектов Федерации;
• органов местного самоуправления;
• локальные.
3) в зависимости от срока действия — на:
• неопределенно-длительного действия;
• временные.
§ 3. Понятие, признаки и виды законов
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
К признакам закона относятся следующие:
• он принимается только органом законодательной власти или
референдумом;
• порядок его подготовки и издания определяется Конститу
цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
• в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
• он обладает высшей юридической силой и все подзаконные
акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре
чить;
• он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от
ношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов по их юридической силе:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий учреди
тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион
ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю
щий форму правления и государственного устройства, учреждаю
щий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы — принимаются по
вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти
туцией (например, федеральные конституционные законы о Кон
ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра
вительстве РФ и т.п.);
3) федеральные законы — акты текущего законодательства, пс
священные различным сторонам социально-экономической, поли-1
тической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
• по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль
тате референдума или законодательным органом);
• по предмету правового регулирования (конституционные,
административные, гражданские, уголовные и т.п.);
• по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.
• по характеру (текущие и чрезвычайные);
• по сферам действия (общефедеральные и региональные);
• по содержанию (экономические, бюджетные, социальные,
политические и т.п.);
• по степени систематизации (обычные и кодификационные,
другими словами, органические -— ГК РФ, УК РФ и т.д.);
• по значимости содержащихся в них норм (конституционные
и обыкновенные); s
• по объему регулирования (общие и специальные).
Признаки закона —
Принимается только органом законодательной власти или референдумом
Имеет особый порядок подготовки и принятия
Должен выражать волю и интересы народа
Обладает высшей юридической силой
Регулирует наиболее важные общественные отношения
12-549
Глава 12. Формы (источники) права
§ 4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды
Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации, не должны противоре
чить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конститу
ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо
чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо
дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при
нимает акты, которые занимают следующее после законов место.
Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава
государства реализует полномочия и элементы своего правового
статуса. В современный период сфера правового регулирования,
охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда
ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис
ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по
ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль
ного Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в офици
альных изданиях. Конституционность актов главы государства
может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные
послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют
собой официальный документ большой политической значимости,
но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак
тера);
2) постановления Правительства РФ — обязательны к исполне
нию на территории Российской Федерации. Особенностью актов
Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на
основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен
та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе
дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико
ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;
3) приказы, инструкции, положения министерств, государст
венных комитетов и других федеральных органов исполнительной
власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с зако-
§ 5. Действие нормативн. актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 179
нами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;
4) решения и постановления местных органов государственной
власти (например, областных представительных, законодатель
ных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского об
ластного Представительного Собрания);
5) решения, распоряжения, постановления местных органов го
сударственного управления (например, областных глав админи
страций, губернаторов и пр.);
6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор
ганов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных
структур и действуют на территории соответствующих городов,
районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;
7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа
ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения
и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например,
правила внутреннего трудового распорядка).
§ 5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
12*
Глава 12. Формы (источники) права
Рекомендуемая литература
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают дейст
вие):
• по истечении срока действия акта, на который он был при
нят;
• в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую
щий (косвенная отмена);
• на основании прямого указания конкретного органа об отме
не данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов, и,/) it /i'-'i';' й^'л
На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.
Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.
3. Назовите основные признаки законов.
4. Что такое конституция?
5. Назовите виды подзаконных нормативных актов.
6. Каково действие нормативных актов во времени?
7. Каково действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70. Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 168—175. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.
Гл. 11.
Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
Гл. 14.
Теория государства и права/Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 19.
ТиллеАА. Время, пространство, закон. М., 1967.
Тихомиров ЮА. Теория закона. М., 1982.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 199—201.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое форма права и какие существуют формы права?
2. Что такое нормативный акт?
§ 2. Виды правотворчества
ГЛАВА 13 ПРАВОТВОРЧЕСТВО