Государство и политические партии
В политической системе общества важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.
Термин «партия» в переводе с латинского означает «част? », ♦ группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Однако собственно политические партии появились в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).
Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Согласно проекту закона о политических партиях 1996 г., политические партии есть общественные объединения, целью кото-
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 4. Государство и политические партии
рых является «участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления».
Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.
Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, призванием же политических партий является нацеленность на завоевание власти, борьба за руководство государственными делами.
Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного общественного класса или строя, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов. Функции политических партий: ^ выявление, формулирование и удовлетворение интересов
больших социальных групп;
Ъ активизация и интеграция определенной части людей; ■if борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);
• подготовка и проведение избирательных кампаний по фор
мированию высших и местных органов власти, выдвижение
в них своих сторонников, организация контроля за их дея
тельностью;
• разработка партийной идеологии, создание и реализация по
литической программы развития общества, пропаганда и
формирование общественного мнения;
• политическое воспитание общества в целом или его части;
,-|* подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.
Политические партии призваны выражать интересы различных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естественно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям:
1) в зависимости от социальной направленности программы и
деятельности — на социал-демократические, либерально-демо
кратические, коммунистические, классовые, националистичес
кие, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патрио
тические и т.п.;
2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на
доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей
идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую
целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся
вокруг конкретного политического лидера);
3) в зависимости от методов выполнения программы — на рево
люционные (стремящиеся к радикальному качественному преоб
разованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучше
нию общественной жизни без принципиальных структурных из
менений);
4) в зависимости от характера политических действий — на
консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстре
мистские;
5) в зависимости от представительства в высших органах госу
дарственной власти и отношения к официальной политике — на
правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут раз
деляться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые.
В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 5. Государство и общественно-политические движения
Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п.
Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология, которая может проводиться по следующим основаниям:
*\ Ч 1) в зависимости от характера политического режима можно \V\ выделить демократические, авторитарные и тоталитарные пар-Д, ™йные системы;
Ь" N 2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или
Л* влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается
J исключительное право одной партии на фактическое осуществле-
** ние политической власти в обществе), двухпартийные (в которых
\J обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на вы-
N борах большинство мест в законодательном органе или назначе-
lk ние ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и
Vi многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не
т способна завоевать поддержку абсолютного большинства избира-
\ телей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалици-
t онными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких
партий);
3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалиционные;
У 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений — стабильные и переходные; У 5) в зависимости от характера межпартийных отношений — I конкурентные и неконкурентные.
^*"" Любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий и партийных систем. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция их более детальной юридической регламентации.
Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в
политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления и т.д.
Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого «партийного права» («права партий»).
§ 5. Государство и общественно-политические движения
Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.
Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что:
• социальная база движений более широкая, аморфная, пе
страя (к одному и тому же движению могут принадлежать
представители различных социальных, идеологических, на
циональных, конфессиональных и других групп);
• общественно-политические движения, как правило, придер
живаются только одной политической концепции и добива
ются решения одной крупной политической проблемы,
имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достиг
нув этой цели, движение прекращает свое существование);
• общественно-политические движения не столь долговремен-
ны, как партии;
• общественно-политические движения, не стремясь к власти,
пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению
своих проблем (при борьбе за власть общественно-политичес
кое движение трансформируется в политическую партию);
шц
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 6. Государство и группы давления
• центром политической активности в общественно-полити
ческом движении выступает его ядро (авангард) — инициа
тивные группы, клубы, союзы и т.д.;
• в общественно-политическом движении отсутствуют фор
мальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоян
ное членство и соответствующие документы (программа,
устав и пр.).
Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:
1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли
тические, этно-политические, конфессиональные, экономичес
кие, экологические, антивоенные, научные и т.д.;
2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю
ционные, реформаторские и консервативные, национал-демокра
тические и общедемократические;
3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли
тарные;
4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые;
5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре
гиональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.;
6) в зависимости от социального состава — на профессиональ
ные, возрастные и др.;
7) в зависимости от характера возникновения — на сознательно
организуемые и стихийные;
8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа
ции, объединения и т.п.;
9) в зависимости от методов действий — на насильственные и
ненасильственные и пр.
§ 6. Государствои группы давления
Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.
Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).
В связи с относительно жесткой организационной структурой группы давления могут оказывать серьезное воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство считаться с их требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.
Типичными способами воздействия групп давления на государственные органы являются:
• выдвижение своих членов в состав представительных и ис
полнительных органов власти, а также в качестве функцио
неров управленческого аппарата;
• участие членов группы в работе парламентских комиссий и
подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;
• поддержание личных контактов с членами парламента, пра
вительства, прочими чиновниками и т.д.
Эффективность деятельности групп давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и др.).
В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.
Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны).
Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, служит своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества.
Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма
решения в процессе право-творчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.
Лоббистская деятельность характеризуется следующими об- | стоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с поли- | тической властью. Можно даже вывести такую закономерностью: ^ лоббизма больше, как правило, там, где больше находится реальной власти. Лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.
Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных I организаций, наций, конфессий и т.п.).
В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовы- | ми корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными объединениями (блоками), гражда- | нами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти).
В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания ин- | тересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.
В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представите- | лей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные | интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что харак- ] терно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очеред-
ности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения.
§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма
Слово «плюрализм» означает «множественность», «разномыслие».
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.
Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.
Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.
Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.
Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.
Политический плюрализм означает:
• многообразие политических идей и организационных форм;
• отрицание моноцентризма;
7-549
Глава 6. Государство и право в политической системе общества
Рекомендуемая литература
• свободу объединения людей в партии и иные законные орга-|
низации;
• уважительное отношение к противоположным взглядам,)
инакомыслию;
• наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3
тельность;
• ограничение центральной власти, разделение властей;
• возможность смены политических структур у власти и т.п.
В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак
терные черты политического плюрализма:
• идеологическое многообразие;
• запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го
сударственной или обязательной;
• светский характер государства (в связи с чем никакая рели
гия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной);
• признание политического многообразия и многопартий
ности;
• равенство всех общественных объединений перед законом.
Политическим плюрализмом называется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокупность взглядов на общество, государство, их соотношение и перспективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собственности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по поводу собственности, труда и власти; политического режима как реальной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Утверждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы развиваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологических установок (С.А. Авакьян).
Любое государство официальную идеологию воплощает в конституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?
2. Назовите функции политической системы общества.
3. Каково место государства в политической системе общества?
4. Какова роль права в политической системе общества?
5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити
ческих партий?
6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви
жения?
7. Что такое политический плюрализм?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.
Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.
Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67.
Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.
Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.
Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.
Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.
Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82.
Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.
Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.
Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.
Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.
§ 1. Понятие, признаки и сущность права
ГЛАВА 7
ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
§ 1. Понятие, признаки и сущность права
Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по-| нятийное выражение.
Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле! (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь! идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз-| можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.).
Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическоь смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых го-,-сударством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права: -| • волевой характер (право есть проявление воли и сознания! людей, но не любой воли, а прежде всего государственно вы-1 раженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);
О • общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);
^ • нормативность (означает, что право прежде всего состоит из] норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много- ] численные общественные отношения);
If • связь с государством (означает, что право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью); £ • формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне. Так,
древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в центре Вавилона);
fa • системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас-
пекта:
1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная
сторона);
2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа
тельная сторона).
Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.
Можно выделить следующие подходы к сущности права: ^классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
• общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).
Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам-"Тсах которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции
§ 4. Основные теории правопонимания
§ 2. Право в объективном и субъективном смысле
В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.
Объективное право (или собственно право) ■— это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежи"- ему.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. •
Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать эти права.
Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.
2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;
,/ 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;
,4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно -обязывающим содержанием большинства составляющих его норм (см. гл. 11).
Регулятор общественных отношений (формальная сторона сущности права)
Чьи интересы
преимещественно выражает (содержательная сторона сущности права)
Интересы определенной религии (религиозный подход) |
Интересы определенной расы (расовый подход) |
Интересы господствующего класса (классовый подход)
Интересы определенной нации (националистический подход) |
Общечеловеческие интересы (общесоциальный подход)
§ 3. Право как государственный регулятор общественных отношений
Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством. Это выражается в том, что:
1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;
§ 4. Основные теории правопонимания