Государство и политические партии

В политической системе общества важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодей­ствовать с государственным аппаратом.

Термин «партия» в переводе с латинского означает «част? », ♦ группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Одна­ко собственно политические партии появились в процессе станов­ления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

Политическая партия — это наиболее активная и организован­ная часть социальной группы или класса, выражающая их интере­сы, связанная идеологической общностью и борющаяся за полити­ческую власть.

Согласно проекту закона о политических партиях 1996 г., по­литические партии есть общественные объединения, целью кото-



 


 



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 4. Государство и политические партии



 


рых является «участие в политической жизни общества, в орга­низации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления».

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций, влияния на политическую жизнь и организацию общест­ва. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социаль­ными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общест­ва. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ори­ентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, призванием же политических партий является нацеленность на завоевание власти, борьба за руководст­во государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным вы­разителем устремлений определенного общественного класса или строя, представляет собой добровольную общность людей, объеди­ненных идеологически и организационно, имеющих целью завое­вать, удерживать и использовать государственную власть для реа­лизации своих основных интересов. Функции политических партий: ^ выявление, формулирование и удовлетворение интересов

больших социальных групп;

Ъ активизация и интеграция определенной части людей; ■if борьба за политическую власть и за ее использование, опре­деление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, рево­люционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

• подготовка и проведение избирательных кампаний по фор­
мированию высших и местных органов власти, выдвижение
в них своих сторонников, организация контроля за их дея­
тельностью;

• разработка партийной идеологии, создание и реализация по­
литической программы развития общества, пропаганда и
формирование общественного мнения;

• политическое воспитание общества в целом или его части;


,-|* подготовка и выдвижение кадров для партии, государствен­ного аппарата и различных общественных организаций, фор­мирование правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппара­та, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать интересы различ­ных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифи­цировать по следующим критериям:

1) в зависимости от социальной направленности программы и
деятельности — на социал-демократические, либерально-демо­
кратические, коммунистические, классовые, националистичес­
кие, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патрио­
тические и т.п.;

2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на
доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей
идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую
целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся
вокруг конкретного политического лидера);

3) в зависимости от методов выполнения программы — на рево­
люционные (стремящиеся к радикальному качественному преоб­
разованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучше­
нию общественной жизни без принципиальных структурных из­
менений);

4) в зависимости от характера политических действий — на
консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстре­
мистские;

5) в зависимости от представительства в высших органах госу­
дарственной власти и отношения к официальной политике — на
правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут раз­
деляться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые.

В зависимости от положения политических партий в полити­ческой системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с дру­гом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния пар­тий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 5. Государство и общественно-политические движения



 


Природа и особенности партийной системы той или иной стра­ны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, исто­рическими традициями, национальным составом, религиозной си­туацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п.

Важным вопросом в характеристике партийных систем являет­ся их типология, которая может проводиться по следующим осно­ваниям:

*\ Ч 1) в зависимости от характера политического режима можно \V\ выделить демократические, авторитарные и тоталитарные пар-Д, ™йные системы;

Ь" N 2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или

Л* влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается

J исключительное право одной партии на фактическое осуществле-

** ние политической власти в обществе), двухпартийные (в которых

\J обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на вы-

N борах большинство мест в законодательном органе или назначе-

lk ние ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и

Vi многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не

т способна завоевать поддержку абсолютного большинства избира-

\ телей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалици-

t онными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких

партий);

3) в зависимости от соотношения партий с различным полити­ческим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалици­онные;

У 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и меж­партийных отношений — стабильные и переходные; У 5) в зависимости от характера межпартийных отношений — I конкурентные и неконкурентные.

^*"" Любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирова­ния политических партий и партийных систем. В связи с усложне­нием форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенден­ция их более детальной юридической регламентации.

Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в государ­ственно-политической жизни, то сейчас регулирование их дея­тельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в зако­нодательстве современных государств отражаются следующие мо­менты: понятие политической партии; определение места и роли в


политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к ор­ганизационному строению и порядку деятельности партий; фи­нансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публич­ной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправле­ния и т.д.

Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государст­вах особого «партийного права» («права партий»).

§ 5. Государство и общественно-политические движения

Общественно-политическое движение — это наиболее актив­ная часть общества, призванная выражать интересы определен­ных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение вклю­чаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выра­женных политических интересов.

Общественно-политические движения отличаются от полити­ческих партий тем, что:

• социальная база движений более широкая, аморфная, пе­
страя (к одному и тому же движению могут принадлежать
представители различных социальных, идеологических, на­
циональных, конфессиональных и других групп);

• общественно-политические движения, как правило, придер­
живаются только одной политической концепции и добива­
ются решения одной крупной политической проблемы,
имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достиг­
нув этой цели, движение прекращает свое существование);

• общественно-политические движения не столь долговремен-
ны, как партии;

• общественно-политические движения, не стремясь к власти,
пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению
своих проблем (при борьбе за власть общественно-политичес­
кое движение трансформируется в политическую партию);


шц



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 6. Государство и группы давления



 


центром политической активности в общественно-полити­
ческом движении выступает его ядро (авангард) — инициа­
тивные группы, клубы, союзы и т.д.;

• в общественно-политическом движении отсутствуют фор­
мальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоян­
ное членство и соответствующие документы (программа,
устав и пр.).

Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:

1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли­
тические, этно-политические, конфессиональные, экономичес­
кие, экологические, антивоенные, научные и т.д.;

2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю­
ционные, реформаторские и консервативные, национал-демокра­
тические и общедемократические;

3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли­
тарные;

4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые;

5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре­
гиональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.;

6) в зависимости от социального состава — на профессиональ­
ные, возрастные и др.;

7) в зависимости от характера возникновения — на сознательно
организуемые и стихийные;

8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа­
ции, объединения и т.п.;

9) в зависимости от методов действий — на насильственные и
ненасильственные и пр.

§ 6. Государствои группы давления

Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помо­щью целенаправленного воздействия на структуры политичес­кой власти.

Понятие «группа давления» раскрывает динамику превраще­ния социально-групповых интересов, возникающих в граждан­ском обществе, в политический фактор. Группы давления — фор­мальные объединения граждан с четко выраженной организаци­онной структурой, устоявшимися функциями и профессиональ­ным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).


В связи с относительно жесткой организационной структурой группы давления могут оказывать серьезное воздействие на поли­тическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит вли­яние политических партий. Известны случаи, когда могуществен­ные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство считаться с их требованиями. С этой целью они при­меняли различные формы и методы политического давления: про­пагандистские кампании в средствах массовой информации, забас­товки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичными способами воздействия групп давления на государ­ственные органы являются:

• выдвижение своих членов в состав представительных и ис­
полнительных органов власти, а также в качестве функцио­
неров управленческого аппарата;

• участие членов группы в работе парламентских комиссий и
подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

• поддержание личных контактов с членами парламента, пра­
вительства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности групп давления во многом зави­сит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, инфор­мация, квалификация и опыт, культурное влияние, националь­ные и религиозные связи и др.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоева­ние власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и дру­гие общественные объединения представляют собой разновид­ность групп давления. Группами давления можно считать и тради­ционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны).

Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, служит своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плю­рализм, с другой стороны, создает условия для сращивания наибо­лее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в полити­ческой системе общества.

Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма



 


решения в процессе право-творчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

Лоббистская деятельность характеризуется следующими об- | стоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с поли- | тической властью. Можно даже вывести такую закономерностью: ^ лоббизма больше, как правило, там, где больше находится реаль­ной власти. Лоббизм — своего рода признак власти, ее специфичес­кая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номи­нальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объ­ектами воздействия лоббистов.

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных I организаций, наций, конфессий и т.п.).

В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовы- | ми корпорациями, коммерческими организациями, политически­ми партиями, общественными объединениями (блоками), гражда- | нами и государственными структурами (законодательными и ис­полнительными органами власти).

В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания ин- | тересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и груп­пам граждан возможность косвенно участвовать в создании и под­готовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представите- | лей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные | интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребо­ванными.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообра­зие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что харак- ] терно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очеред-


ности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воз­действовать на поведение государства с целью переориентации по­литики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения.

§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма

Слово «плюрализм» означает «множественность», «разно­мыслие».

Политический плюрализм — это принцип, содействующий су­ществованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной влас­ти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляет­ся не только в общественном сознании, но и в политической прак­тике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в произ­водстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятель­ности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по от­ношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, кон­куренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возмож­ность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппози­цию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Политический плюрализм означает:

• многообразие политических идей и организационных форм;

• отрицание моноцентризма;


7-549



Глава 6. Государство и право в политической системе общества


Рекомендуемая литература



 


свободу объединения людей в партии и иные законные орга-|
низации;

• уважительное отношение к противоположным взглядам,)
инакомыслию;

• наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3
тельность;

• ограничение центральной власти, разделение властей;

• возможность смены политических структур у власти и т.п.
В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак­
терные черты политического плюрализма:

• идеологическое многообразие;

• запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го­
сударственной или обязательной;

• светский характер государства (в связи с чем никакая рели­
гия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной);

• признание политического многообразия и многопартий­
ности;

• равенство всех общественных объединений перед законом.

Политическим плюрализмом называется такое состояние в об­ществе и государстве, когда никакая идеология не получает юри­дически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут со­здаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокуп­ность взглядов на общество, государство, их соотношение и пер­спективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собствен­ности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по пово­ду собственности, труда и власти; политического режима как ре­альной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Ут­верждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы раз­виваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологичес­ких установок (С.А. Авакьян).


Любое государство официальную идеологию воплощает в кон­ституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?

2. Назовите функции политической системы общества.

3. Каково место государства в политической системе общества?

4. Какова роль права в политической системе общества?

5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити­
ческих партий?

6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви­
жения?

7. Что такое политический плюрализм?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Россий­ской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67.

Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.

Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.

Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82.

Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль­ко. М., 1999.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.

Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общест­ва: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.


 



 


§ 1. Понятие, признаки и сущность права



 


ГЛАВА 7

ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

§ 1. Понятие, признаки и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по-| нятийное выражение.

Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле! (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь! идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз-| можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.).

Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическоь смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общео­бязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых го-,-сударством и направленных на урегулирование общественных от­ношений.

Признаки права: -| • волевой характер (право есть проявление воли и сознания! людей, но не любой воли, а прежде всего государственно вы-1 раженной воли классов, социальных групп, элит, большин­ства общества);

О • общеобязательность (в этом проявляется суверенитет госу­дарства, означающий, что выше власти, чем власть государ­ства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

^ • нормативность (означает, что право прежде всего состоит из] норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много- ] численные общественные отношения);

If • связь с государством (означает, что право принимается, при­меняется и обеспечивается государственной властью); £ • формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязатель­но должно быть объективировано, воплощено во вне. Так,


древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выби­ты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в цент­ре Вавилона);

fa • системность (означает, что право не механическая совокуп­ность юридических норм, а внутренне согласованный, непро­тиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас-

пекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная

сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­
тельная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и совре­менное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержа­тельная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

Можно выделить следующие подходы к сущности права: ^классовый, в рамках которого право определяется как систе­ма гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю эконо­мически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным обра­зом интересов господствующего класса);

• общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, эконо­мической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).

Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам-"Тсах которых соответственно религиозные, национальные и расо­вые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущ­ности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции


§ 4. Основные теории правопонимания



 


§ 2. Право в объективном и субъективном смысле

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) ■— это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежи"- ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право — это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. •

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренит­ся в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участ­ников общественных отношений.


2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесо­циальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством органи­зации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;

,/ 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде кри­терия правомерного и неправомерного поведения;

,4) в отличие от других социальных норм специфика регулятив­ной роли права связана с предоставительно -обязывающим содер­жанием большинства составляющих его норм (см. гл. 11).

Регулятор общественных отношений (формальная сторона сущности права)

Чьи интересы

преимещественно выражает (содержательная сторона сущности права)

Интересы определенной религии (религиозный подход)
Интересы определенной расы (расовый подход)

Интересы господствующего класса (классовый подход)

Интересы определенной нации (национа­листический подход)

Общечеловеческие интересы (общесоциальный подход)


 


§ 3. Право как государственный регулятор общественных отношений

Наиболее существенным признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с государ­ством. Это выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного при­нуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения спо­ров, наказания виновных и т.п.;


§ 4. Основные теории правопонимания