Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Прежде чем характеризовать власть государственную, необхо­димо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчи­нения между субъектами, опирающееся на принуждение. Соци­альная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, пле­мени, семьи, общественной организации, партии, государства, об­щества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования со­циальных структур и институтов.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными слова­ми, это системообразую-щий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отно­шения становятся целенаправленными, приобретают характер уп­равляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что пред­полагает разделение труда, регулирование поведения, установле­ние определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различа­ются множество разновидностей власти по самым различным ос­нованиям деления: экономическая, военная, идеологическая, ре­лигиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организа­ции над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чир-кин).

Государственная же власть представляет собой особую разно­видность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политичес­кая власть».


Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осу­ществляется не только государством, но и другими звеньями поли­тической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными органи­зациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой-либо его части или социальной группы, являю­щейся субъектом политического властвования. В отличие от поли­тической государственная власть имеет свойственные ей три ос­новные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.

В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отноше-ние господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

• она распространяется на все общество;

• носит публично-политический характер;

• опирается на государственное принуждение;

• осуществляется специальными лицами (чиновниками, по­
литиками и т.п.);

• действует система налогов;

• население делится по территориальному признаку;

• ей присущи легитимность, легальность и т.п.

§ 2. Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании цен­ности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомер­ная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользу­ется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.



Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции


§ 3. Понятие, признаки и сущность государства



 


Легитимная власть порождает у руководителей право на уп­равление и соответственно обязанность у населения подчинять­ся им.

Легитимность и легальность (законность) власти — не совпа­дающие понятия. Если легальность означает юридическое обосно­вание власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее 'юридической характеристикой, то легитимность — это доверйе'и оправдание власти, что выступает еенравственнои характеристи­кой. Любая власть, издающая законы, даже нёпопулярныеГ но "обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

• рациональный, когда власть узаконена установленными де­
мократическим путем и признанными нормами права, осно­
вана на подчинении не личности руководителя, а законам, в
рамках которых избираются и действуют представители
власти;

• идеологический, когда власть признается обоснованной в
силу внутренней убежденности или веры в правильности тех
идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

• традиционный, когда власть признается оправданной в силу
укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться,
веры в непоколебимость и священность издревле существую­
щих порядков;

• харизматический (персональный), когда власть основывает­
ся на вере масс в исключительные качества, особые способ­
ности политического лидера (вождя от бога, обладающего
чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в «чистом виде». В кон­кретно-исторических условиях каждой страны они переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качест­венному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напро­тив, оппозиции существующему режиму и'пр.


Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспе­чение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воз­действовать на сознание людей всеми средствами — идеологичес­кими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-пси­хологическими.

§ 3. Понятие, признаки и сущность государства

Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных классо­вых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками:

• наличием публичной власти, выделенной из общества и не
совпадающей с населением страны (государство обязательно
обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публич­
ная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрь­
мы и другие учреждения);

• системой налогов, податей, займов (необходимы для прове­
дения определенной политики и содержания государствен­
ного аппарата, людей, не производящих материальных
ценностей и занятых только управленческой деятель­
ностью);

• территориальным делением населения (государство объеди­
няет своей властью и защитой всех людей, населяющих его х
территорию, независимо от принадлежности к какому-либо
роду или племени);

• связью с правом (государство не может существовать без
права, так как последнее юридически оформляет государст­
венную власть и тем самым делает ее легальной, определяет
юридические рамки и формы осуществления функций госу­
дарства и т.п.);

• монополией на легальное применение силы, физического
принуждения (возможность лишить граждан высших цен­
ностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет
особую действенность государственной власти).

• суверенитетом (присущее государству верховенство на своей
территории и независимость в международных отноше­
ниях).



Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции


§ 3. Понятие, признаки и сущность государства



 


В обществе власть может существовать в разных видах: партий­ная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, реше­ния которой обязательны для всех граждан, организаций и учреж­дений, обладает лишь государство.

Оно осуществляет высшую власть в пределах собственных гра­ниц и само определяет, какими будут отношения с другими го­сударствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от ве­личины территории, численности населения, политического ре­жима.

 

 

 

 

 

      Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя  
         
                 
публичная власть территориальное деление населения     монополия на легальное применение силы
                     
  система налогов и займов   право   суверенитет
                           

Верховенство государственной власти означает:

• ее безусловное распространение на население и все социаль­
ные структуры общества;

• монопольную возможность применения таких средств воз­
действия (принуждения, силовых методов вплоть до смерт­
ной казни), которыми не располагают другие субъекты поли­
тики;

• осуществление властных полномочий в специфических фор­
мах, прежде всего юридических (правотворческой, правоп­
рименительной и правоохранительной);

• прерогативу государства отменять, признавать ничтожными
акты других субъектов политики, если они не соответствуют

Г\ установлениям государства.

\ Государственный суверенитет включает такие основополагаю­щие принципы, как единство и неделимость территории, непри­косновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государ­ство ил"и внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять решение, не отвечающее националь­ным интересам его народа, то говорят о нарушении суверенитета.


А это явный признак слабости данного государства и его неспособ­ности обеспечить собственный суверенитет и национально-госу­дарственные интересы.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет госу­дарства включает экономические, политические и правовые ас­пекты.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культур­ным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабиль­ного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой по­литической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, зако­нодательство, декларации, общепризнанные принципы междуна­родного права, фиксирующие равенство государств, их территори­альную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.

Сущность как философская категория означает основное, необ­ходимое в том или ином явлении.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической
власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержа­
тельная сторона).

Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладель­ческое и современное государство тождественны по своей сущнос­ти. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государст­ва — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи инте­ресы прежде всего данная организация представляет.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности госу­дарства.

В рамках классового подхода государство можно определить как организацию политической власти экономически господству­ющего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господству-



Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции


§ 3. Понятие, признаки и сущность государства



 


ющего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение инте­ресов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» их со­противления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесо­циальный) подход, в рамках которого государство можно опреде­лить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как сред­ство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, боль­шинства населения страны преимущественно с помощью компро­мисса.

Государство такой сущности, не занимая однозначной классо­вой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся со­гласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели со­временная Россия. К этим государствам можно отнести, напри­мер, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и т.п.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государст­ва, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного го­сударства.

В рамках религиозного подхода государство можно опреде­лить как организацию политической власти, содействующую пре­имущественному осуществлению интересов определенной рели­гии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Паки­стан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей по­литике руководствуются в большей мере религиозными нача­лами.

В рамках национального (националистического) подхода госу­дарство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интере­сов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и


др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми го­сударствами, на самом деле (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интере­сы иных наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о за­крытии русскоязычных школ, о проблемах в сфере гражданства, продвижения по службе, выплаты пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущест­венному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на террито­рии данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно-Африканской Республики проводили политику расо­вой дискриминации в отношении коренного африканского населе­ния и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев граждан­ских прав, помещении их в резерватах или особых городских квар­талах, ограничении свободы их передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэ­тому в сущности государства в зависимости от исторических ус­ловий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Организация политической власти (формальная сторона сущности государства)

Чьим интересам преимущетвенно служит данная организация (содержательная сторона сущности государства)

интересам определенной расы (расовый подход)
интересам определенной религии (религиозный подход)

интересам господствующего класса (классовый подход)

общечеловеческим интересам (общесоциальный подход)

интересам

определенной

нации

(национальный подход)



 


 


Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции

§ 4. Понятие и классификация функций государства

Функции государства — это основные направления его деятель­ности государства по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют госу­дарство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реали­зации этих задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как:

цели и задачи государства (если цель общества — то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции — лишь основные направления деятельности государ­ства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

функции отдельных его органов (в отличие от функций много­численных государственных органов, предназначенных для опре­деленного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдель­ности).

В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например экономическая) и вре­менные (прекращают свое действие с решением определенной за­дачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясе­ние); в зависимости от принципа разделения властей — на законо-

Виды функций государства

 

 

 

 

 

                     
в зависимости от продолжительности действия     в зависимости от значимости     в зависимости от сферы осуществления
                         
постоянные   временные   основные   не основные   внутренние   внешние
                                         

§ 5. Характеристика основных внутренних функций Российского гос-ва 47

дательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения — на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (напри­мер, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внут­ренние и внешние.