Формирование гражданского общества в современной России

Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые и свидетельствует опыт государственного строительства. Россия стала на путь построения гражданского общества. Особенностью нашей российской действительности является то, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы нового демократического государства. Однако этот процесс проходит не всегда гладко.

Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию по объективным и субъективным причинам не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем перестала быть государственной. Перейдя в руки новых собственников, она по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества.

Экономическая политика государства пока недостаточно последовательно стимулирует формирование предпосылок для


увеличения численности среднего класса. Имевшие место: обесценивание денежных вкладов; достаточно высокий уровень инфляции; сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю — не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей. Прежде всего, это устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные предыдущим государственным режимом. Они отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения продолжают вызывать психологический дискомфорт такие фундаментальные, ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей — конкуренции, демократии, рынка.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации. Мы являемся не только свидетелями, но и участниками процесса, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, до недавнего времени не стоявшие перед нашим обществом. Изменение материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс индивидуализации личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений одновременно с переходом от тоталитаризма к демократии совпали с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций особенно на начальном этапе делали процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это в определенной степени снижает возможности оптимального управления процессами формирования нормальных


экономических, социальных, национальных и других общественных отношений.

Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно, в первую очередь, усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

В целях более эффективного осуществления демократических преобразований в России и быстрейшего построения основ гражданского общества еще 26 мая 1994 года состоялось рабочее совещание по государственной поддержке института гражданского общества. Принятый на нем итоговый документ носил программный характер. Участники совещания отметили, что становление в России гражданского общества является основой и гарантией необратимости демократических преобразований. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.

Законы, призванные придать формированию в стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой совокупности необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой. К их числу относятся:

1. Обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами.

2. Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций.

3. Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам.

4. Правовая защищенность гражданского общества и его структур.


5. Ответственность государства перед гражданином; осознанное самоограничение власти.

Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему содержательно взаимосвязанных блоков законодательства, отражающего федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной сферах и создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.

Фундаментом гражданского общества в экономической сфере призван стать новый Гражданский кодекс Российской Федерации, открывающий простор формированию цивилизованного российского рынка, закреплению автономии и независимости личности в экономике, обеспечению признания и защиты частной собственности наравне с другими видами собственности, свободу договора как основы экономической активности всех слоев гражданского общества.

Указанное выше совещание отметило, что основы отношений между обществом и государством должны строиться на правовой основе, соответствующей нормам международного права. Было отмечено, что этому может способствовать принятие ряда следующих федеральных законов: «Об общих принципах организации государственной власти в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О праве граждан на информацию», «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральном Собрании» и др.

Блок законов о формах непосредственного волеизъявления граждан мог бы включать следующие правовые акты:

• об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации;

• о выборах Президента Российской Федерации;

• о выборах в Государственную Думу;

• о формировании Совета Федерации;

• о референдуме.

Нормы законов, входящих в этот блок, в дальнейшем могли бы составить единый Избирательный кодекс.

В блок законов, обеспечивающих деятельность структур гражданского общества, могли бы входить такие, как:

• о праве граждан на объединение;

• о политических партиях;

• о профсоюзах;

• о публичных мероприятиях;

• о религиозных объединениях;

• о благотворительной деятельности.

Трудно представить себе нормальное развитие гражданского общества без завершения судебной реформы, создания подлинно


независимого, ответственного и квалифицированного суда, а также без принятия закона «Об адвокатуре» и «Об Уполномоченном по правам человека»

В настоящее время практически полностью завершена ревизия бывшего законодательства СССР, а также многих законодательных актов, принятых на начальном этапе формирования Российской Федерации. Подавляющее большинство перечисленных нормативных актов уже приняты. Идет не всегда простой процесс их реализации в нашу повседневную действительность во всех сферах общественной жизни.

Сейчас на повестке стоят вопросы более высокого порядка — выработка у населения умения чувствовать себя полноправными членами гражданского общества. Одним из важнейших принципов гражданского общества признается гласный контроль не только над расходованием государством средств налогоплательщиков (своего рода аудит государства), но и контроль в политике, финансах, законности действий спецслужб, соблюдении прав человека и т. д. Это позволит на практике реализовать следующую схему: государство для человека, а не человек для государства.

Государство по мере развития гражданских институтов, должно постепенно частично снимать с себя не свойственные ему функции. Оно должно реализовывать, либо поддерживать информационные, просветительские и образовательные проекты, позволяющие гражданам полноценно использовать возможности институтов гражданского общества в защите своих прав, в отстаивании и выражении своих интересов. В ходе проводимой административной реформы (2003-2004 г. г.) предполагается ревизия государственных функций (их около 5 тысяч) в сфере государственного управления.

Деятельность по созданию благоприятных условий для развития гражданского общества в России должна осуществляться всеми субъектами Федерации, на любом уровне власти Только при успешном решении всего комплекса перечисленных выше задач, возможно поступательное движение и, в конечном счете, построение гражданского общества в России. Обязательным условием этого процесса должно стать восприятие гражданами идей и действий государства.

Контрольные вопросы

1. Что такое «гражданское общество»?

2. Каково соотношение понятий «общество» и «гражданское общество»?

3. В чём заключается роль государства по формированию гражданского общества?

4. Какие особенности характерны для построения гражданского общества в России в настоящее время?


Рекомендованная литература

1. Конституция России 1993 г.

2. Б.Н. Ельцин. Об укреплении Российского государства. // Российская газета от 25 Февраля 1994г., №38.

3. В.В. Лазарев. Проблемы теории государства и права,1992 г.

4. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // ж-л «Государство и право»,1990 г., № 10.

5. Учебник ТГП.

6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году. // Российская газета от 15-18, 23, 25, 30 июля; 5, 7 августа 2003 г.

7. Б. Алешин: Административная реформа — куда уходит государство. // Российская газета от 14 октября 2003 г.

8. Робинов А.А. Ограничения свободы СМИ и борьба с терроризмом. // «Журнал Российского права». 2003, № 5.

9. Башимов М.С. Институт омбудсмена в Республике Казахстан. // «Журнал Российского права». 2003, № 12.

10. Иванец Г.И., Червонюк В. И. Глобализация, государство, право. // «Государство и право». 2003, № 8, с. 87-94.

11. Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы). // «Государство и право». 2003, № 10, с. 8-15.

12. Чиркин В.Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии. //«Государство и право». 2003, № 7, с. 5-9.

13. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (Теоретические вопросы). // «Государство и право». 2003, № 4, с. 5-10.

14. Сергей Степашин. Кто проверит государство. // Российская газета от 2 апреля 2004 г.

15. Итоги всероссийской переписи населения 2002 года (сокращенный вариант). // Российская газета от 31 марта 2004 г. № 65.


Тестовые вопросы по курсу «Теория государства и права»

1.Функциями теории государства и права являются:

а) эвристическая;

б) толковательная;

в) тактическая.

2.Логическим приемом, используемым ТГП, является:

а) метод аналогии;

б) дедукция;

в) метод формализации.

3.Основные положения договорной теории были отражены в:

а) законах XII таблиц;

б) законах Хаммурапи;

в) Конституции США.

4.Марксизм-ленинизм к теории насилия относился:

а) положительно;

б) избирательно;

в) отрицательно.

5.Социальные нормы в первобытном обществе выражали интересы:

а) отдельных членов;

б) правителей;

в) рода.

6.Первобытный род представлял собой союз:

а) личный;

б) религиозный;

в) территориальный.

7.При изучении своего предмета современная теория государства и права использует:

а) статистический метод;

б) сравнительное правоведение;

в) правовой эксперимент;

г) всё перечисленное.

8.Методической основой для изучения других юридических наук является:

а) история государства и права;

б) конституционное право;

в) теория государства и права.


9.Методом анализа сходства, различия и классификации правовых систем является:

а) статистический;

б) сравнительного правоведения;

в) кибернетический;

г) правового экспериментирования.

10.Отраслевой юридической наукой является:

а) криминалистика;

б) теория государства и права;

в) гражданское право;

г) международное право.

11.Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость вовне — это:

а) правосубъектность;

б) нормотворчество;

в) правоспособность;

г) государственный суверенитет.

12.Основные направления деятельности государства по управлению обществом — это:

а) функции государства;

б) цели государства;

в) задачи государства.

13.Совокупность всех действующих в стране юридических норм называется:

а) системой субъективных прав;

б) правовой системой;

в) объективным правом;

г) нормативным регулированием.

14.Элементом правовой нормы является:

а) диспозиция;

б) преамбула;

в) презумпция.

15.Юридически обеспеченная мера возможного поведения субъекта права называется:

а) дееспособностью;

б) правосубъектностью;

в) субъективным правом;

г) деликтоспособностью.


16.Высшей юридической силой обладает:

а) указ президента;

б) федеральный закон;

в) постановление правительства.

17.Одной из гарантий законности следует считать:

а) равенство всех перед законом;

б) юридическую технику;

в) кодифицированное законодательство.

18.Предметом теории государства и права является изучение:

а) возникновения и развития конкретных государств и правовых
систем;

б) общих закономерностей возникновения, развития и
функционирования государства и права в их неразрывной
взаимозависимости;

в) исследование определенной сферы государственной жизни, а
также конкретной отрасли права и законодательства.

19.Определение «Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться» относится к:

а) индивидуальному предписанию;

б) приказу;

в) норме права.

20.«Эксплуататорскими типами права» с позиций формационного подхода считаются:

а) рабовладельческое;

б) феодальное;

в) капиталистическое;

г) социалистическое.

21.Актом конституционного законодательства является:

а) УК РФ;

б) Закон г. Москвы;

в) Закон «О Президенте РФ».

22.Структурным элементом системы права является:

а) отрасль законодательства;

б) отрасль права;

в) конституция государства.


23.Первичным элементом системы законодательства является:

а) норма права;

б) нормативно-правовой акт;

в) статья нормативно-правового акта.

24.Общеобязательная нормативность и формальная определенность характерны для:

а) правовых норм;

б) моральных норм;

в) норм общественных организаций.

25.Возможность государственно-властного принуждения характерна в случае нарушения:

а) обычая;

б) нормы права;

в) религиозной нормы.

26.Правом законодательной инициативы в РФ обладают:

а) граждане;

б) общественные организации;

в) Президент и Правительство.

27.Актом правотворчества является принятие:

а) Указ Президента РФ о назначении … на должность;

б) Федерального конституционного закона;

в) Распоряжения Правительства по текущим вопросам.

28.Критерием деления системы права на отрасли является:

а) источник права;

б) воля законодателя;

в) предмет и метод правового регулирования.

29.Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения регулируются нормами:

а) финансового права;

б) гражданского права;

в) таможенного права.

30.По «волевому» критерию юридические факты подразделяются на:

а) правомерные и неправомерные действия;

б) события и действия;

в) юридические акты и юридические поступки.


31.Уяснение смысла и содержания правовой нормы посредством сопоставления её с другими нормами и установление системных связей — это:

а) грамматический прием;

б) официальный вид;

в) систематический.

32.Способность своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности называется:

а) правоспособностью;

б) дееспособностью;

в) деликтоспособностью.

33.Стадией правоприменительного процесса является:

а) правотворческая инициатива;

б) установление юридической основы дела;

в) опубликование нормативно-правового акта.

34.Способами преодоления пробелов в праве являются:

а) аналогия закона;

б) аналогия права;

в) сравнительное правоведение.

35.Официальное правоприменительное нормативное толкование юридических норм вправе давать:

а) Верховный Суд РФ;

б) Конституционный Суд РФ;

в) Высший Арбитражный Суд РФ;

г) всё перечисленное.

36.Главное звено политической системы общества — это:

а) государство;

б) политическая партия;

в) господствующая идеология.

37.Отличие государства от других политических организаций общества выражается в:

а) прерогативе издания нормативно-правовых актов, суверенитете,
монополии на принудительную власть в отношении населения;

б) взаимодействии с международными организациями;

в) монополии на освоение космического пространства.

38.Надзор за законностью в государстве осуществляют:

а) Конституционный Суд РФ;

б) суды общей юрисдикции;

в) органы прокуратуры.


39.Формой территориального устройства в России являются:

а) симметричная федерация;

б) ассиметричная федерация;

в) конфедерация.

40.Основными формами осуществления функций государства являются:

а) законодательная и исполнительно-распорядительная;

б) судебная;

в) все перечисленные +контрольно-надзорная.

41.Государству любого типа присуща функция:

а) подавления сопротивления свергнутых классов;

б) обороны страны;

в) культурно-воспитательная.

42.Главной функцией государства в цивилизованном обществе должна стать:

а) экологическая;

б) хозяйственно-организаторская;

в) функция охраны интересов человека и защиты его прав.

43.В государственный аппарат (механизм государства) входят:

а) представительные, исполнительные и судебные органы;

б) профсоюзы и политические партии;

в) народный фронт и национальные движения.

44.Ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специально коллегией, образуемой парламентом характерно для:

а) парламентской республики;

б) конституционной монархии;

в) президентской республики.

45.Единое государство, которое подразделяется на административно-террито-риальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, — это:

а) конфедерация;

б) федерация;

в) унитарное государство.


46.Совокупность методов и приемов, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности соответствует понятию:

а) система государственного управления;

б) политико-правовой режим;

в) политическая система.

47.Признаками авторитарного политико-правового режима являются:

а) признание и обеспечение юридического равноправия граждан;

б) сведение роли парламента до положения сугубо формального
института власти;

в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы
государства и правительства.

48.Механизм функционирования государства — это:

а) то же, что и «аппарат государства»;

б) система функций государства;

в) система факторов, обеспечивающих действие составных частей
государства и их взаимозависимости, а также государственных
институтов и средств, используемых государством для реализации своих
целей и функций.

49.Наложение штрафа за безбилетный проезд на транспорте — это мера ответственности:

а) дисциплинарная;

б) административная;

в) гражданско-правовая.

50.Понижение в воинском звании — это мера ответственности:

а) административная;

б) уголовная;

в) дисциплинарная.

51.При совершении мелкого хулиганства наступает следующий вид юридической ответственности:

а) гражданско-правовая;

б) административная;

в) уголовная.

52.Наиболее суровыми видами юридической ответственности являются:

а) дисциплинарная;

б) административная;


в) уголовная;

г) гражданско-правовая.

53.Основополагающими конституционными принципами, реализация которых имеет важное значение для утверждения конституционной законности, являются:

а) народовластие;

б) федерализм;

в) разделение властей.

54.Политико-правовая связь личности с государством, в котором установлена республиканская форма правления, называется:

а) подданство;

б) гражданство;

в) эту связь независимо от формы правления можно назвать и
гражданством, и подданством.

55.Неуважение к праву и закону, отрицание социальной ценности права как нормативного регулятора общественных отношений — это:

а) политический инфантилизм;

б) аморальность;

в) правовой нигилизм.

56.Одним из средств преодоления правового нигилизма является:

а) культивирование в обществе пуританской морали;

б) повышение престижа юридических учреждений и профессий;

в) ужесточение наказаний за правонарушения.

57.Принципами гражданского общества являются:

а) свобода реализации каждым индивидом своих социально-
экономических интересов;

б) уравнительное распределение потребительских благ;

в) властно-приказной принцип регулирования социально-
экономических интересов.

58.Автором классической теории разделения государственных властей является:

а) Вебер М.

б) Макиавелли Н.

в) Монтескье Ш.Л.


59.Российская правовая система по характеру доминирующих источников права ближе к:

а) англо-саксонской правовой системе;

б) романо-германской (континентальной) правовой системе;

в) мусульманской правовой системе;

г) социалистической правовой системе.

60.Правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации, наделены:

а) Правительство РФ;

б) Президент РФ;

в) Федеральное Собрание РФ.

61.Новой функцией Российского государства является:

а) хозяйственно-организаторская;

б) оборона страны;

в) интеграция в мировую экономику и государственная поддержка
иностранных инвестиций.

62.Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции Российской Федерации осуществляет:

а) Высший Арбитражный Суд РФ;

б) Конституционный Суд РФ;

в) Верховный Суд РФ.

63.Государством с республиканской формой правления является:

а) Дания;

б) Россия;

в) Саудовская Аравия.

64.Формированию демократического политико-правового режима и построению правового государства в России препятствуют:

а) падение жизненного уровня населения и рост преступности;

б) правовой нигилизм во всех слоях общества;

в) коррупция во всех эшелонах власти;

г) всё перечисленное.

65.Органом, назначающим вид уголовной ответственности, является:

а) Конституционный Суд РФ;

б) следствие;

в) арбитражный суд;

г) суд общей юрисдикции.


66.Психическое отношение виновного к содеянному — это:

а) объективная сторона;

б) мотив;

в) субъективная сторона.

67.Примером классической президентской республики являются:

а) Италия и ФРГ;

б) Россия и Бельгия;

в) Франция и США.

68.Характер политико-правового режима в определенной степени зависит от:

а) формы правления;

б) типа государства;

в) формы государственного устройства;

г) сущности государства.


Терминологический словарь1