Механизм реализации правового статуса личности

Под механизмом реализации правового статуса личности следует понимать совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе.

Вопросы защиты прав человека в объединенной Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый генеральным секретарем. Его членами являются 40 европейских государств с численностью населения, составляющей около 800 миллионов человек.

Россия является государством, которое продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Это в полной мере распространяется и на все подписанные СССР международные документы и ратифицированные им пакты о правах человека.

Являясь членом Совета Европы, Россия подписала «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод». Ныне действующая Конституция России содержит необходимые нормы, признающие приоритет международных стандартов прав человека и международные механизмы их защиты (статья Конституции России: 17; 15 п. 4.).

Изначально Конвенция была задумана для того, чтобы искоренить ужасы второй мировой войны и навсегда покончить с геноцидом. Конвенция виделась как оплот политического образования Европы после катастрофы 30-х и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня конституционного закона Европы благодаря тому, что государства — участники всегда ясно осознавали необходимость создания объединенной системы защиты прав человека.

22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав, основные положения которой вошли в текст Конституции России. Это свидетельствует о дальнейшем расширении прав и свобод граждан, о их политической раскрепощенности. Ст. 40 данной Декларации предусматривает парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в России. Эта задача возлагается на парламентского Уполномоченного по правам человека.

В составе парламента России — Федеральном собрании предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный


назначается Федеральным собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчетен ему и обладает депутатской неприкосновенностью.

Уполномоченные учреждаются в целях создания дополнительных гарантий защиты прав и свобод личности, укрепления атмосферы доверия между гражданином и аппаратом управления, действующим от имени государства. Впервые такая должность была введена в практику контроля за государством в Швеции, где она носит название омбудсмен.

Уполномоченный осуществляет защиту прав и свобод гражданина, предусмотренных международными гуманитарными пактами, Конституцией России и другими законоположениями, а также иных прав и свобод, защита которых необходима в правовом государстве.

Уполномоченный не вправе заниматься партийной, иной политической и коммерческой деятельностью. Ежегодно он готовит доклад по правам человека в России, который публикуется в официальных источниках.

Здесь же следует отметить расширение возможности граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах федерации. С 1998 года граждане России могут обращаться в Страсбургский суд по правам человека.

В целях более полной реализации положений Конституции России и Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1993 году был принят закон РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Судебному обжалованию по данному закону подлежат коллегиальные и единоличные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, а также те действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.


Контрольные вопросы

1. Понятие личности.

2. Международное право о статусе личности.

3. Правовое положение личности в России.

4. Механизм реализации правового статуса личности в России.

Рекомендуемая литература

1. Учебник ТГП.

2. Конституция РФ.

3. Н.И. Мазутов «Правовая система и личность», Саратов, 1987 г., 293 с.

4. В.М. Чхиквадзе. «Гуманизм, мир, личность: вклад СССР в развитие международного сотрудничества по правам человека». М., Наука, 1981 г.

5. С.А. Комаров. «Советское общенародное государство и личность: Политико-правовые аспекты», Красноярск, 1986 г., 135 с.

6. Ролв Рисдал. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе, // ж-л «Государство и право», 1993 г., № 3.

7. В.В. Бойцова. Нужен ли уполномоченный по правам человека в России, // ж-л «Государство и право», 1993г., .№ 10.

8. В.З. Гущин. ОБщественные объединения и защита прав предпринимателей, //ж-л «Государство и право», 1993г, № 11.

9. Н.Ю. Хаманева. «Обжалование в суд действий и решений нарушающих права и свобода граждан России. // ж-л «Государство и право», 1993 г., № 11.

10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова в 1998 году. // Российская газета от 11 марта 1999 г.

11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году, // Российская Федерация от 4-6, 11-12, 26 апреля 2000 года.

12. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета от 5 апреля 1995 года.

13. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.). // Российская газета от 5 апреля 1995года.

14. Европейская Конвенция по Предупреждению Пыток и Бесчеловечного или Унижающего Достоинство Обращения или Наказания (принята Советом Европы 4 ноября 1950), // Российская галета от 5 апреля 1995 года.


15. Указ Президента РФ от 28.12.1996 г., № 1783, утвердивший Положение о Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы. // Российская газета от 9.01.1997 г.

16. Доклад генерального секретаря ООН Кофи Ананда: мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке. // г-та «Коммерсант» от 4 апреля 2000 года, № 57.

17. Р.А. Каламкарян. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (материалы Международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека). // ж-л «Государство и право», 2000 г., №3, стр. 37-50.

18. Антонова В. П. Административно — правовой статус человека и гражданина. //ж-л «Государство и право», 2003 г., №11, с. 5-43.

19. Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве. // «Государство и право». 2003, № 6, с. 50-57.

20. Кроткова Н.В. Права человека и новое российское законодательство (Материалы «круглого стола»). // «Государство и право». 2003, № 6, с. 96-114.

21. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданки Аликиной Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. // «Российская газета» от 17 февраля 2004 г. № 30.

22. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14 января 2004 г. № 23 «Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях». // «Российская газета» от 2 марта 2004 г. № 41.

23. Итоги всероссийской переписи населения 2002 года (сокращенный вариант). //Российская газета от 31 марта 2004 г. № 65.

24. Цимбаренко И.Б. Международно — правовые основы судебной защиты прав и свобод личности. // «Государство и право». 2004, № 2, с. 49-57.


21. Правосознание и правовая культура 21.1. Понятие, структура, виды и функции правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Формирование правосознания становится в XIX-XX веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании — один из этапов этого развития.

От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому — так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян — это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов.

В развитых государствах реализуются принципы концепции «правового государства», «верховенства права», осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), «Международном пакте об экономических,


социальных и культурных правах»(1966 г.), «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966 г.).

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача — следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание— это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание — одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

• правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;

• правовой психологии — совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;

• поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности…).

Функции правосознания:

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма
юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к
разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и
правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к
правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к
своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством
правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры.

Основные черты правосознания:

• является одной из форм общественного сознания;

• состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

• носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

• обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

• в отдельные периоды развития общества является формой права;


• ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным «внутренним механизмом» регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания — не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка — это «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои — «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться ещё в детстве, когда, расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер-это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.