Причины и особенности изменения форм государства

Формы современных государств складывались столетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Значительное влияние на форму государства оказывают и другие условия:

• исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах);

• условия образования государства (федеративные формы государств США, Швейцария);

• особенности внутриполитического развития страны;

• позиция мирового сообщества в лице международных организаций («Буря в пустыне»; экономическая блокада Кубы,


Югославии; режимы торговли с различными странами; предоставление кредитов и т.д.).

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития.

Контрольные вопросы

1. Какие качества характеризуют социальное предназначение государства?

2. Формы правления.

3. Формы территориального устройства.

4. Формы государственного режима.

5. Форма Российской Федерации.

6. Влияние международного сообщества на сущность и форму государства.

Рекомендуемая литература

1. Учебник ТГП.

2. В.Е. Чиркин, Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994 г., №8-9.

3. В.Е. Чиркин. Нетипичные, формы правления в современном государстве. //Государство и право. 1994 г., № 1.

4. Виноградов В.А, Федеративные начала организаций государственной власти в России // серия «Отечественный и зарубежный федерализм», 1996г., 62с.

5. М.С. Саликов. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право. 1997-. .N» 9, с.95-98.

6. А.И.Кудряченко. Институт президента на Украине: реалии конституционно-правового статуса. //Государство и право. 1998г., с. 99-106.

7. О.О. Миронов. Конституция не может быть неизменной. // Государство и право. 1998 г., №4, с. 5-9.

8. Договору Татарстана с Россией — пять лет. Что дальше? // Российская газета от 13 февраля 1999 г.

9. Не набрали (результаты голосования по импичменту Президенту России), // г-та «Коммерсант», № 82 от 18 мая 1999 г.


10. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации», от 12 марта 1996 г. № 370 // Российская газета от14 марта 1996 г.

11. В.Н. Лысенко. Развитие Федерации и Конституция России, // Государство и право. 1997 г., № 8, с. 14-20.

12. Л.М. Карапетян, К вопросу о «моделях» федерализма, // Государство и право. 1996 г., № 12.

13. Э.В. Тадевосян, Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм, //Государство и право. 1996 г., № 10.

14. П.М. Силинов, О некоторых концепциях федерализма в зарубежной литературе. //Государство и право. 2000 г., №5, стр. 85-87.

15. Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров, Федерализм в истории России, М., 1993 г.

16. В.Г. Вишняков, Конституционное регулирование федеративных отношений, // Государство и право. 1998 г., № 12.

17. Ф.Х. Мухаметшин, Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа (политико-правовые аспекты). //Государство и право. 1994 г., №3.

18. И.А. Умнова, Конституционные основы современного федерализма , М., 1998 г.

19. Хрестоматия по истории отечественного государства и права под ред. Чистякова О.И., М., 1997 г.

20. М.В. Баглай, Конституционное право Российской Федерации, М., 1998 г.

21. Е.В. Ковешников, Конституционное право Российской Федерации , М., 1998 г.

22. В.В. Лузин. Формы правления современных государств. Учебное пособие. Н. Новгород. 1998.

23. Калина В.Ф. Федерализм: понятие и конституционные принципы (спецкурс). // ж-л «Юриспруденция», 2002г., №1. С. 213-236. РГГУ.

24. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода. //Государство и право. 2003. №1. С. 5-12.

25. В.А. Бачинин. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия. // Государство и право. 2001, № 5. С.14-20.

26. Хабриева Т.Я. Правовые и организационные основы
национально — культурной автономии в Российской Федерации.
//«Журнал Российского права». 2003, № 7.


27. Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах. //«Журнал Российского права». 2003, № 5.

28. Кремянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации. //«Журнал Российского права». 2003, № 4.

29. Шрам В.П. О кризисе федерализма в Югославии. //«Журнал Российского права». 2003, № 6.

30. Гончаров И.В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства. //Государство и право. 2003, № 12, с. 104-108.

31. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. //Государство и право. 2003, № 11, с. 85-89.

32. Дудко И.Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации. //Государство и право. 2003, № 9, с. 96-99.

33. Иванов В.В. К вопросу о концепции территориального образования. //Государство и право. 2003, № 11, с. 44-52.

34. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно — правового анализа). //Государство и право. 2003, № 10, с. 16-23.

35. Кулиев М.-П.Р., Серегин Н.С., Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. //Государство и право. 2003, № 5, с. 113-115.

36. Левакин И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода. //Государство и право. 2003, № 1, с. 5-12.

37. Полянский В. В., Якушева А. В. Конституционное право субъектов Российской Федерации. / Отв. ред. В.А. Кряжков. // Государство и право. 2003, № 5, с. 118-119.

38. Чиркин В. Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии.//Государство и право. 2003, № 7, с. 5-9.

39. Якимов А. Ю. Статус субъекта права (Теоретические вопросы). //Государство и право. 2003, № 4, с. 5-10.

40. «Наш долг — бережно относиться к Конституции». Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на торжественном приеме, посвященном 10-летию принятия Конституции РФ. //«Журнал Российского права». 2004, № 1, с. 3-4.

41. Конюхова И. А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика. //«Журнал Российского права». 2004, № 1, с. 109-120.

42. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 г. №136 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов». // Российская газета от 10 марта 2004 г. № 47.


43. Дубовицкий В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти в законодательстве Республики Беларусь. //«Журнал Российского права». 2004. № 2, с. 135-140.

44. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 1 — ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми — Пермяцкого автономного округа». //Российская газета от 26 марта 2004 г. № 62.

45. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации». //Российская газета от 27 марта 2004 г. № 63.

46. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». //Российская газета от 8 апреля 2004 г. № 72.

47. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2004 г. № 99/ 799 — 4 «О результатах выборов Президента Российской Федерации». //Российская газета от 23 марта 2004 г. № 59.