Содержание
Введение............................................................................................................ 3
Глава I. Воспитание как педагогическое явление....................... 8
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи............. 8
Вопросы для самопроварки и размышления.......................................... 17
Рекомендуемая литература....................................................................... 18
1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности .... 19
Вопросы для самопроверки и размышления......................................... 35
Рекомендуемая литература ..................................................................... 36
1.3. Ребенок, дети, детство.
Школьник в воспитательном процессе.......................................... 36
Вопросы для самопроверки и размышления.......................................... 56
Рекомендуемая литература...................................................................... 56
1.4. Школьный педагог как субъект воспитания................................. 57
Вопросы для самопроверки и размышления.......................................... 70
Рекомендуемая литература ..................................................................... 71
1.5. Педагогическая наука и практика воспитания
в современной школе........................................................................... 72
Вопросы для самопроверки и размышления.......................................... 88
Рекомендуемая литература ...................................................................... 88
Глава П. Теоретические основы воспитания................................ 90
,
2.1. Движушие силы и логика воспитательного процесса............... 90
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 100
Рекомендуемая литература ................................................................... 300
2.2. Закономерности и принципы воспитания................................... 103
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 122
Рекомендуемая литература.................................................................... 122
2.3. Цель и задачи воспитания;
стратегия и тактика его организации .......................................... 123
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 134
Рекомендуеиая литература.................................................................... 134
г
2.4. «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления,
способы преодоления....................................................................... 135
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 154
Рекомендуемая литература ................................................................... 154
Глава III. Воспитывающая среда и ее разитие.................... 156
3.1. Социокультурная среда воспитания
и современные реалии детства...................................................... 156
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 171
Рекомендуемая литература ............................................ ;..................... 172
3.2. Семья как фактор воспитания......................................................... 173
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 190
Рекомендуемая литература ................................................................... 190
3.3. Ученический коллектив;.
методика его создания и развития................................................ 191
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 208
Рекомендуемая литература ................................................................... 208
3.4. Детское движение;
современные детско-юношеские организации.......................... 209
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 216
. Рекомендуемая литература ...... ;........................................................... 216
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи;
взаимодействие с ними в процессе целенаправленного
воспитания............................................................. :....... -..................... 217
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 224
Рекомендуемая литература ................................................................... 224
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе ....225
4.1. Проблема содержания воспитания
в современной теории и практике"................................................ 225
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 231
Рекомендуемая литература..................................................................... 231
4.2. Воспитывающая деятельность:
назначение, сущность, содержание,
основы методики................................................................................ 232
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 246
Рекомендуемая литература .................................................................... 246
4.3. Стимулирование здорового образа жизни
педагога и воспитанников как основа воспитания................... 246
Вопросы для самопроверки и размышления .„.................................... 269
Рекомендуемая литература ................................................................... 270
4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения ...-........................ 271
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 280
Рекомендуемая литература .................................................................... 280
4.5. Воспитывающий характер
системы дополнительного образования .................................... 281
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 287
Рекомендуемая литература.................................................................... 288
4.6. Воспитательная работа классного руководителя................... 289
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 296
Рекомендуемая литература.................................................................... 297
Глава V. Основы методики воспитания............................................. 298
5.1. Педагогическая поддержка — основа
воспитательной позиции школьного педагога.......................... 298
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 309
Рекомендуемая литература.................................................................... 310
5.2. Методы воспитания.......................................................................... 310
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 324
Рекомендуемая литература.................................................................... 325
5.3. Воспитательные средства............................................................... 325
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 339
Рекомендуемая литература....................... :........................................... 339
5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия
в процессе воспитания..................................................................... 340
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 346
Рекомендуемая литература.................................................................... 347
5.5. Современные технологии воспитания......................................... .347
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 353
Рекомендуемая литература.................................................................... 354
Глава VI. Организация воспитательного процесса
в школе.................................................................................. 355
6.1. Школа как воспитательная система............................................. 355
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 362
Рекомендуемая литература................................................ .-.................. 362
6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса......... 363
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 373
Рекомендуемая литература.................................................................... 373
6.3. Методика и техника планирования
воспитательной работы .................................................................. 374
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 383
Рекомендуемая литература.................................................................... 383
6.4. Личностно-ориентированная коллективная творческая
деятельность и ее организация....................................................... 384
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 394
Рекомендуемая литература.................................................................... 394
6.5. Создание и развитие ученического самоуправления.............. 395
2.4.
Вощ Рек<
Гл;
3.1.
3.2.
3.3.
Воп
Рею
3.4.
Воп
Рек
3.5.
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 401
Рекомендуемая литература ................................................................... 401
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности
в воспитательном процессе............................................................. 402
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 417
Рекомендуемая литература.................................................................... 417
6.7. Организационные формы воспитания......................................... 418
Вопросы для самопроверки и размышления....................................... 438
Рекомендуемая литература ................................................................... 438
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся.................... 439
Вопросы для самопроверки и размышления........................................ 454
Рекомендуемая литература.................................................................... 454
Вместо заключения.................................................................................... 456
Методические материалы для самостоятельной работы............... 458
1. Вопросы к экзамену (зачету) по курсу
«Теория и методика воспитания»..................................................... 458
2. Возможные темы курсовых и дипломных работ......................... 465
3. Специальные словари и энциклопедии.......................................... 472
4. Литература для организации тренингов и практикумов........... 473
5. Основная литература по теории и методике воспитания......... 474
Воп Рек
Гл
4.1.
Рек 4.2.
Во? Рек
4.3,
Во* Реь
.4.4
'^Во!
Ре>-