СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Мы приводим список, далеко не полный, словарей, справочников, энциклопедий, которыми пользовались при раскрытии основных понятий, употребляемых в тек­сте пособия. Ими студент или начинающий педагог мо­жет воспользоваться, организуя свою собственную иссле­довательскую работу по теории и методике воспитания.

Вулъфов В.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся вос­питанию. М., 2001.

Гамезо М.В., Степаносова А.В., ХализеваЛ.М. Словарь-спра­вочник по педагогической психолошии. М., 2001.

Детство: краткий словарь-справочник / Под ред. А.А. Лиха-нова, Е.М. Рыбинского. М., 1996.

Кашкаров С.Н. Адаптированный педагогический словарь. — М.: Гуманитарная гимназия № 1504, 1995.

Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога М., 1996.

Крагкий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1993.

Овчаренко В.И. Психолого-аналитический глоссарий. Минск, 1994.

Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964—1968.

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

Российская педагогическая энциклопедия. М.. Т. 1 — 1993 Т. 2 - 1999.

Российский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 2001.

Селиванова Н.Л. Словарь-справочник основных понятий тео­рии воспитательных систем. М., 2001.

Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребен­ников, Л.В. Ковинько. М., 1990.

Степанов С,С. Психологический словарь для родителей. М 1995.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1999.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВ И ПРАКТИКУМОВ

В данном списке литературы книги, которые помогут преподавателюнайти богатый содержательный материал для семинаров и лабораторно-практических занятий, для посещений школы и изучения студентами воспитательно­го процесса, для индивидуальных самостоятельных зада­ний. Студентамже и начинающим педагогам-воспитателям эти книги помогут составить личностную и профессиональ­но-педагогическую программу самоусовершенствования и самоактуализации и претворять ее в жизнь в личностном тренинге и в практической деятельности с детьми. В пере­численных книгах содержатся проблемные вопросы и за­дания, педагогические задачи и ситуации, тесты, описа­ния методик самопознания и самовоспитания и т.д.

Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консульти­рованию. М., 1995.

Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, реко­мендации, тесты. М., 1997.

Альманах психологических тестов. М., 1995.

Берне Д. Хорошее самочувствие. Новая теория настроений. М., 1995.

Бардовская И.В., Реан А.А. Педагогический практикум: В кн.: Педагогика. М., 2001, Гл. 7.

Бородулина Н.Ф. и др. Тренинг общения «Групповые дис­куссии». Ульяновск, 1996.

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. М., 2001.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.

Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М., 1991.

Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусин-ского. М., 1994.

Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.

Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Ека­теринбург, 1997.

Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999 (в конце каж­дой главы).

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. М., 1995.

Лэндрет Т.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.



Методические материалы


Методические материалы



 


Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного пе­дагога. М., 2000.

Милехина Т.Е. Основы педагогического общения: Учебно-методическое пособие. М., 2001.

Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя, педагогическая риторика. М., 1999.

Петрушин В.Н. Психологические аспекты деятельности учи­теля и классного руководителя. М., 2001.

Познай себя и других. Популярные тесты / Сост. И.Г. Лео­нов. М., 1993.

Практикум по педагогике / Под ред. З.И. Васильевой. М., 1988.

Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенно­сти в себе. М., 1999.

Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 2000.

Психологические программы развития личности в подрос­тковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубро­виной. Екатеринбург, 1998.

Психологические тесты для всех / Сост. Т.В. Орлова. Киев.—М., 1996.

Психологическая мозаика: наблюдения, эксперименты, те­сты / Сост. С.С. Степанов. М., 1996.

Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. М., 1995.

Рейноутер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным пси­хотерапевтом. М., 1992.

Самоукина Н.В, Игры, в которые играют... Дубна, 1996.

Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, ил­люстрациях. М., 1999.

Спирин Л, Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998 (после каждой главы).

Таранов П.С. Секреты поведения людей. Симферополь, 1997.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать: В 4 ч. М., 1997—1999.

Харрис Т. Я — хороший, ты — хороший. М., 1993.

Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педа­гогических ситуаций. М., 1999.

5. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ

В данный перечень литературы мы внесли книги, ко­торые соответствуют нашей концепции воспитания и наи­более полно отражают содержание пособия. Литература


по отдельным проблемам, а также имеющие отношения к ним разделы из основной литературы даны в соответ­ствующих главах и параграфах.

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого са­моразвития. 2-е изд. Казань. 2000.

Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екате­ринбург, 1996.

Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2001.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые техно­логии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1992.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.

Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную фи­лософию М., 1995.

Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. М., 1996.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1989.

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной шко­лы. М., 1999.

Караковский В.А., Новиков Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000.

Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999.

Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психичес­кое развитие личности. Киев, 1989.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М., 2000.

Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до тех­нологий. Ростов н/Д., 2001.

Кульневич С.В., Лакодекина Т.П. Воспитательная работа в со­временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. М. - Ростов н/Д., 2000.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. 2-е изд. М., 1997.

Лихачев Б. Т. Философия воспитания. .М., 1995.

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М. 1997.

Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М. 1999.

Маленкова Л.И. Человековедение. М., 2000.

Межериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2001.



Методические материалы


 


Методика воспитательной работы / Под ред. В.М. Коротова. М., 1990.

Методика воспитательной работы в школе / Сост. Э.С. Куз­нецова, А.М. Бардиан. М., 1967. Гл.1.

Мудрик'А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на ру­беже тысячелетий. М., 2000.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности учи­теля и классного руководителя. М., 2001.

Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. М., 2000. Кн. 2 «Процесс воспитания».

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов. М., 2001.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популяр­ной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитатель­ного процесса в школе. М., 1999.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Пе­дагогика. М., 2000.

Смирнов В.И. Обшая педагогика в тезисах, дефинициях,, ил­люстрациях. М., 1999.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1981.'

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999.

Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.

Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.

Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. М., 1995.

Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин И.П. Управление образовательными системами. М., 2001. Гл. 4.

Шевченко Л.Л, Практическая педагогическая этика. М., 1997.

Щуркова Н.Е., Залекер О.П. Педагогическая студия. М., 1993. -Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 3998.

Энциклопедия мысли. Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней: В 2 т. СПб., 1997.