ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Вторая функция работы классного руководителя с родителями — их психолого-педагогическое просвещение.
* Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136—141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
446 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе
помочь школьнику учиться», «Духовное развитие современного школьника», «Как помочь школьнику выбрать будущую профессию»^ «Школьник в рыночных отношениях современного общества», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
>- Родительские лекторий по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов: для родителей школьников-туристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д.
>• Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юридической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога, социального работника, приглашенных специалистов — врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специальной литературой.
>• Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях «Семья и брак», женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д.
>• Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Третья функция -- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность— все шире практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расшире-
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
ния воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
О участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы и т.д.);
О участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечеров встреч выпускников, школьного турслета, праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я — спортивная семья»); О участие родителей в создании и функционирований различных школьных.производственных кооперативов; О подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира;
О участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, проф-консультаций, оборудование кабинетов профориентации; О ведение факультативов и кружков согласно профилю
своей профессиональной деятельности; О ведение микрокружков (5—6 человек) для учащихся
класса;
О участие в работе советов школы, советов -содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов;
О оказание материальной помощи в реализации различ-. ных. школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.д. Так, в методических рекомендациях Министерства образования* рекомендованы для внедрения в практику
Журнал «Народное образование», 200], № 4. С. 252—256.
г
448_ _Глава VI. реализация воспитательного процесса в школе
участия родителей в деятельности школы, класса такие формы.
Формы познавательной деятельности:общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ школьников. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения».
Формы трудовой деятельности:оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок. Выставки «Мир наших увлечений».
Формы досуга:совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей. Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей. Соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы, слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.
КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ |
Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителями -- это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.Первый аспект ее — оказание психолого-педагоги ческой помощи в организации семейного воспитания различных категорий, учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Другое направление заботы классного руководителя -это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со сводными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.
И еще это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными; вовлекающим детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ |
И последняя, пятая функция — это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.
Наш опыт показал, что в идеале активом могут быть все родители, если родительское самоуправление строить параллельно с детским; если дочка — культорг, то и мама с папой помогают в этом; если сын — «казначей», то и мама или папа — держатель классной кассы; родители туроргов или физоргов — турорги и физорги тоже. Правда, есть специфические должности (по выбору иди самовыдвижению) —* председатель родительского комитета и 2—3 человека для социально-бытовой комиссии,
15. Заказ №1233.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся |
них — свои права и обязанности, свое содержание деятельности. |
450 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ |
2 человека — в родительский комитет школы (или совет школы, если таковой функционирует).
Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей -- родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами воинских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В компетенцию их может входить:
- оказание материальной помощи школе, отдельным се
мьям и учащимся (через нахождение спонсоров, ма
териальные отчисления предприятий);
- коллегиальное решение отдельных вопросов жизни
школы;
- связь с административными и правоохранительными
органами;
- помощь школе и классам в проведении воспитатель
ной работы с учащимися;
- участие в работе с родителями учащихся (проведение
родительских собраний, конференций, лекториев; ока
зание материальной помощи и моральной поддержки
малообеспеченным и многодетным семьям; моральное
и правовое воздействие на родителей, нерадиво отно
сящихся к воспитанию детей и др);
- объединение родителей по семейным проблемам (шко
ла молодых родителей; союз, ассоциация, клуб моло
дой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди
телей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досу-
говые семейные клубы);
- установление связи с учреждениями культуры и допол
нительного образования.
Так, например, в школе № 49 г. Твери создана общественная родительская организация «Семья и школа», при которой работают несколько комиссий, решающих насущные проблемы семейного воспитания: комиссия охраны прав детства и социальной .защиты; образовательная, культмассовая и финансовая комиссии. У каждой из
В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или практически все функции. Назовем некоторые из них: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей в школе и в классе, переписка (позитивного характера) педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания «Взрослые и дети» (интеллектуальные, спортивные, игровые).
Творчески работающим учителем могут быть «изобретены» нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, родителей и детей. Например, «педагогический ринг», «педагогический треугольник», «чаепитие по пятницам», открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (например, на тему «Любовь к детям, какая она?», «Что значит семейный уют?», «Хорошая семья -- какой ей быть?»), семейные праздники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей...
стиль и тон ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ |
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом): «что хорошего я могу сказать...». И дальше перечень положительных черт характе-
•
452 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
ра, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителями трудного ученика, недостойного поведения учащихся, печального или возмутительного события в классе... Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) — с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей — с другой, ибо постепенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот кто мне может помочь». Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один — проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная «подстройка» чувственной родительской и общественной (школьного педагога) позиций родителей в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен.
2. Следующий элемент может быть выражен в словах
школьного педагога: «...но меня беспокоит...» И дальше
суть того негативного, ради чего встреча и задумана. При
чем важно выражение недовольства, негодования, воз
мущения и т.д. в форме беспокойства;ведь мы оба лю
бим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере
сованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы
обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сто
рон, заинтересованность, доброжелательность, общую
озабоченность в решении проблемы, принятие родите
лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).
3. Выявление и анализ причин, породивших данное
негативное явление в личности ученика, в особенностях
группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно име-
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
ет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания -процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды -- усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрезвычайно важны союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.
4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога
и родителей мер воспитательного воздействия на ребен
ка, группу или класс в целом. Но не только сиюминут
ного воздействия. Классный руководитель проектирует на
основании этого целую систему воспитательных мероп
риятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, эк
скурсий и т.д. для формирования устойчивого адекватно
го отношения учащихся к явлениям и проблемам, вол
нующим отдельных учащихся, их родителей, класса в
целом и коллектив родителей. При этом хорошо, если са
мое активное участие в делах класса примут родители.
5. Выработка единого стиля и тона, педагогического
такта, общих критериев оценки поступков и личности
ребенка или класса, совместная инструментовка избран
ных средств, методов и приемов. Это общие договорен
ности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозре
нием (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо отныне
дать ему (ей) больше самостоятельности и б школе и
дома», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать,
чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля»,
«К вашему ребенку нужно повышать требования и дома,
и в школе», «Нужно переменить тактику строгости и ули
чений в мелочных проступках на доверие и незаметный
для подростка контроль», «Чтобы сформировать культу
ру поведения наших детей, мы сами должны быть пре
дельно дисциплинированны и культурны» и т.п.
Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, делают все более и более продуктивными, постепенно при-
454 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
водят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника.
ЕСЛИ ЕСТЬ КОНФЛИКТ «РОДИТЕЛИ о ШКОЛА» |
Предмет особой заботы классного руководителя — возникновение конфликтов «родители & школа». Они могут быть разнообразны, как разнооб-• разны и причины, их породившие. К ним надо относиться серьезно, ибо они нарушают единство и системность воспитательного процесса. Надо тщательно изучить причины, расстановку позиций всех участников конфликта и в логике названных выше пяти элементов любого взаимодействия с родителями строить тактику воспитательного воздействия с целью преодоления конфликта*.
Вопросы для самопроверки и размышления
Философское, психологическое и педагогическое обосно-
вание необходимости работы школы, классного руководителя с родителями учащихся.
2. Понятие «воспитание родителей»: в чем его смысл? Како
во назначение?
3. Основные функции работы школы, классного руководите
ля с родителями учащихся. Как они определю! содержание
этой работы?
4. Этико-психологические основы и методические правила
работы школьного педагога с родителями учащихся.
5. Традиционные и творческие формы работы с родителями.
Рекомендуемаялитература
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? М., 1993.
Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979.
Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Семья — субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. М., 2000. Тема 9.
Гаерилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982.
Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1, 2. М., 2001,
Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
Капустин Н.П. Работа школы с родителями // Кн. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999- Гл. 5.
Коляда М. Шпаргалка для родителей. Гл. 4, 5, 8. Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М,, 2000.
Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999.
Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 6.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл.7.
* См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 37—47.
Вместо заключения