Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация

К доброму старому всегда воз­вращаться, но с другой стороны.

Д.С. Лихачев

Сущность КТД: ДЕЛО, как забота о людях; КОЛЛЕКТИВНОЕ - совершает­ся сообща;

ТВОРЧЕСКОЕ - представляет собой непрерывный поиск луч­ших решений.

И. П. Иванов

СОВМЕСТНО-РАЗДЕЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА КТД

На протяжении нескольких десятиле­тий сложилась и оправдала себя в мас­совой педагогической практике мето­дика коллективной творческой дея­тельности(методика КТД), родивша­яся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее -известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Глав­ные черты этой методики: совместно-разделенная деятель­ность воспитателей и воспитанников, игровая инструмен­товка деятельности детей, коллективный и творческий ха­рактер, личностная ориентированность.

Совместно-разделенная деятельностьизвестна в прак­тике воспитания давно. Видимо, с тех пор как человек осознанно захотел передать подрастающим поколениям свои накопленные знания и жизненный опыт, то есть на заре человечества. Рождаясь на свет, ребенок не об­ладает необходимыми для жизни знаниями, навыками


6.4. Коллективная творческая деятельность

и умениями, страдает от отсутствия жизненного опыта. Действуя по примеру и образцу окружающих либо ме­тодом проб и ошибок, чему-то да научается: «Огонь го­рячий -- с ним надо осторожно», «Ножницами можно обрезаться, если неумело с ними обращаться», «Не каж­дая собака любит, когда ее гладишь — может и укусить», «Если из бутылки наливать молоко — оно проливается на стол и на пол»...

Суть совместно-разделенной деятельности* в том, что в совершении любого действия объединяются усилия не­умелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педа­гога). Поначалу инициатива и технологическое исполне­ние почти полностью принадлежат взрослому: надевает колготки на малыша, подносит ко рту ребенка чашку -он пьет, решает простейшую задачу -- ребенок решает аналогичную по образцу, учитель физкультуры ставит палатку для малышей, впервые оказавшихся в походе... На следующих этапах педагог тактично, нередко под бла­говидными предлогами («надо уйти», «есть другие дела», «не умею», «тебе удобнее», «у тебя это лучше получит­ся»...) все больше и больше инициативы передает ребен­ку, все более и более превращая его в субъект деятель­ности. И вот уже он сам одевается, себя обслуживает, ри­сует, решает задачи, организует уборку класса, в походе делает все самостоятельно... Главное -- тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить актив­ность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и слу­чая, когда он уходит от деятельности вообще.

КОЛЛЕКТИВНОСТЬ

Наилучшим образом технология со­вместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике КТД. Первый и главный признак этой методи­ки — коллективностьна всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование,

* Подробнее о совместно-разделенной деятельности можно прочитать: Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983; Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995. С. 381-382.

13. Заказ № 1233.


 


386 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе


6.4. Коллективная творческая деятельность



 


подготовка, организация, проведение, анализ результа­тов... причем, важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склоннос­тей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогичес­кая оценка на протяжении всех этапов деятельности, иг­ровая инструментовка всех дел и участия каждого, твор­ческий характер организуемой педагогами деятельности...

ИГРОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА

Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагоги­ческих коллективах и у педагогов, вво­дящих в практику своей внеурочной (да и урочной тоже) деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел. Например, в интеллектуально-познавательной дея­тельности — различные игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Состязания знатоков...», заочные путеше­ствия... В ценностно-ориентировочной деятельности -этические игры и тренинги, интервью с историческими и литературными героями, пресс-клубы, дискуссионные клубы, ролевые игры... В трудовой деятельности — празд­ники-сюрпризы, трудовые десанты, турниры умельцев и т.д. В художественно-творческой — малая Третьяковская галерея, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы актерского мастерства, сказочное представле­ние событий, происходящих в школе... В физкулътурно-спортивной — турниры «Взрослые и дети», «Папа, мама и я — спортивная семья», у малышей — забавная заряд­ка, вечер комических эстафет, веселый цирк (с услов­ным оборудованием «арены» и необходимого инвентаря, с условными «актерами» — акробатами, клоунами, дрес­сированными животными). В деятельности свободного об­щения -- разговоры .«при свечах», «у зеленой лампы», жизнь на «необитаемом острове», прогулка в «Берендеев лес», «путешествие к центру «Я» и т.п.

ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер,то

есть «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригиналь-


ным результатам в создании принципиально новых мате­риальных и духовных ценностей, к самоактуализации и самореализации личности.

Значит, для организации этой деятельности как педа­гогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригиналь­ных взглядов на вещи... Например, можно водить группу детей строем или парами, так надоевшими и скучными. Удел педагога при этом - - повелевать, подчинять, по­правлять, указывать, а порой и наказывать, потому что трудно найти ребенка, который бы любил ходить строем или парами. А если творчески, то это может быть так*:

— взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку;

- взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь задом напе­
ред, т.е. спиной вперед;

- взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри
которого педагог, которого «ведут под конвоем» (на­
пример, в столовую, а он не хочет есть);

- держась руками за длинную веревку;

- построившись в шеренги по три и маршируя, как бра­
вые солдаты;

- в шеренгах, делая 3 шага с уклоном вправо, 3 шага с
уклоном влево;

- в шеренгах, делая 3 шага вперед, шаг назад;

- в шеренгах, делая 3 шага вперед, но вместо шага на­
зад — прыжок;

— построившись в колонну и положив руки на плечи впе-
редистоящему;

- в колонне, но при этом у всех, кроме первого, зак­
рыты глаза;

- подняв вверх руки;

- хлопая руками над головой и за спиной;

- держась руками за уши;

- расправив руки, как крылья, и гудя по-самолетному
«у-у~у-у!»;

- дружно набрав в рот воздуха и не произнося ни одно­
го слова до условного места;

* Из книги инновационно-методического центра «Вариант» г. Костро­мы «Что делать с детьми в пионерском лагере» / С. Афанасьев. Кострома, 1993, С. 46.



Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе


6.4. Коллективная творческая деятельность



 


— как ходят котята — бесшумно, на цыпочках;

- как ходят утята — вприсядку;

- как ходят пингвины, медведи, обезьяны и так далее;

— считая шаги.

А при этом еще можно скандировать «речевки» или, как их называл Винни-Пух, «кричалки», «вопилки», «шу­мел ки».

И так можно творчески разнообразить любое педаго­гическое действие: расставить в классе парты, провести генеральную уборку, оформить класс к Новому году, при­готовить подарки для гостей, распределиться на группы для выполнения заданий... Тогда и подучается нескучно, весело для детей и очень просто и даже приятно для пе­дагогов.

ЭТАПЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КТД

Рассмотрим более подробно этапы, своеобразные «шаги», с помощью ко­торых педагогу, даже неискушенно­му в методике КТД, легко организовать любое коллек­тивное творческое дело.

1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели
и задач, доведение их до принятия каждым участником -
взрослым и школьником. При этом используются самые
разнообразные приемы: коллективное общение, «прода­
жа идей» (педагог рассказывает, как интересно было, ког­
да в других коллективах это проводилось...), «мозговой
штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается
множество самых, в том числе поначалу нереальных идей...

2. Этап начальной организации: отбор идей к осуще­
ствлению, выборы «Совета дела», определение задач и
функций каждого члена совета, всех участников, пригла­
шенных гостей.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержа­
ния дела до сведения всех участников и гостей. Приемы:
различного рода необычные афиш, другие формы опове­
щения — театрализация, костюмированное приглашение,
необычные пригласительные билеты и письма с предло­
жениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4. Этап распределения поручений по подготовке от­
дельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные
задания): жеребьевка, творческое деление на группы, кол-


лективное определение, кто какое поручение может вы­полнить наилучшим образом, личные предложения и идеи...; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино-, видеооформления.

5. Проведение самого дела. Здесь несколько «шагов»:

- сбор гостей, различные действия в преддверии собы­
тия (представления гостей, тематические выставки,
театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные
испытания — допуски для участников, аттракционы,
сюрпризы, маленькие символические сувениры...;

- торжественное начало, «зачин» (песенное, театрали­
зованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, по­
становка проблемных вопросов и задач, произнесение
вступительных слов, чтение стихов и т.д.);

- основная часть (содержание и методика определяется ос­
новным видом деятельности, жанром избранной фор­
мы, возрастом участников, отобранным и подготовлен­
ным содержанием, коллективно избранными приемами);

- финальная, завершающая часть (творческое подведе­
ние итогов, принятие решения или обращения, на­
граждение победителей, общая ритуальная часть -
линейка, итоговая объединяющая песня, театрализо­
ванное действие, трогательное прощание и т.п.).

6. Этап подведения итогов. Сначала среди всех участ­
ников (по кругу или в порядке, избранном коллективно,
все высказывают свое мнение: что было хорошо, что -
не очень и как надо было бы и надо будет делать впредь;
очень важно при этом соблюдение чувства такта). После
этого следует психолого-педагогический анализ проведен­
ного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется
деятельность на будущее.

ПРИМЕРЫ КТД

По своей направленности КТД мо­гут быть самыми разнообразными* (в зависимости от целей и воспитатель­ных задач): политическими, экономическими, научны­ми, этическими, правовыми, экологическими, трудовы-

* Примерами таким образом подготовленных и проведенных дел мо­гут служить дела, описанные в книге И,П. Иванова «Энциклопедия кол­лективных творческих дел» и в других его работах.


390___ Глава УК Организации воспцтательного^ процесса__в_1цколе ми, эстетическими и т.д. В качестве примеров можно на­звать такие дела: «Огонек» знакомства», «Аукцион идей», «Турнир ораторов», «Представление театров», «Защита фантастических проектов», «Разнобой», «Три Д» (дело для души), «Экскурсия по любимым телепрограммам*, «Кон­церт-ромашка», «Интеллектуальный бой», «Коллективный выпуск газеты (бюллетеня, альманаха)», «Трудовой десант»,

«Операция «Уют в гнезде» и многие-многие другие.

•*

ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАН­НОСТЬ - ОСНОВА ктд

Веянием времени, когда акцент на гуманистические основы воспитания привел к смене парадигмы воспита­ния, стало и переосмысление методики КТД. Суть этого переосмысления — в придании личноспгно-ориентированного характера любому коллективному делу, «ориентированному на развитие же­лания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участникадела». В такой логике коллективное дело рассматривается как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника»*. Для этого делается акцент на некоторые новые при­емына всех этапах организации и проведения КТД**. На­пример:

>- постановка при общении с детьми целей деятельнос­ти и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо — нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»; >• право детей на обоснованный выбор, в каких делах уча­ствовать, в каких — нет;

>- подчеркнутое авторство идей и предложений при кол­лективном планировании деятельности; >- подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не­принятых;

>-

признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, тех­нических работников; >• возможность разработки альтернативных проектов и дед;

* Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя: Памятки. Упраж­
нения. Опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.?С. 12—14.

* Там же.


6.4. Коллективная творческая деятельность

у*- поручения как групповые, так и подчеркнуто индиви­дуальные;

>- максимальное разнообразие и индивидуализация по­ручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;

>• акцент на добровольность участия во всех делах;

>* направленность общих дел на конкретных детей («Сюр­приз для именинника», «Интересный человек рядом»);

>• сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и

заданий; >* публичное признание достижений и вклада каждого в

общее дело; индивидуальные оригинальные награды; *- при анализе КТД: постановка вопросов типа «Что дало

тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя

вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать «спасибо»?»;

выявление личных точек зрения и оценок; различные

формы выражения оценок и др.

Таким образом, в современных условиях КТД выпол­няет две задачи: 1) развивает отношения в коллективе; 2) позволяет воспитателю помогать отдельным школьни­кам в их развитии и самоактуализации.

ИНСТРУМЕНТОВКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК САМОДЕЯТЕЛЬНОС­ТИ ВОСПИТАННИ­КОВ

Термин «инструментовка», употреб­ляемый в нашем контексте, изначаль­но принадлежит музыковедению и обозначает «изложение музыки в виде партитуры* для камерного ансамбля

•------------------------- (дуэт, трио, квартет, квинтет и др.)

или оркестра (симфонического, духовного, народных ин­струментов и др.)...»

* Партитура (итал. — разделение, распределение), нотная запись мно­гоголосого «музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.-.» (Советский энциклопеди­ческий словарь, М., 1983, С. 969).

Аналогично в педагогической деятельности: воспита­тель, как по нотам расписывая «партию» (социальную роль) каждого воспитанника, организует коллективную творческую деятельность детей, т.е. стимулирует их само­деятельность,создавая условия для самоактуализациикаж­дой личности. Реализуется эта идея с помощью различ-


392___ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ных приемов,используемых педагогами. Назовем некото­рые из них.

Распределение дел и поручений в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей детей, их инте­ресов и склонностей, желаний в определенной психоло­го-педагогической ситуации, возможностей каждого к наилучшему(!) исполнению дел.

Прием подведения ученика к правильному пониманию высоких человеческих ценностей, переубеждение его в неправильных взглядах — пример находим в использова­нии диалогов Сократа (из опыта учительницы школы № 22 г. Севастополя Г.В. Паршиковой):

«Сократ: Жить — это значит стремиться к какому-то бла­гу, не так ли? Ты можешь сказать, какое благо тебя прельщает? Юноша: То, к которому стремится большинство. Жить в достатке, справляться с делами, благодетельствуя дру­зьям, а в свободное время наслаждаться зрелищем со­стязаний борцов, гимнастов и беседой за кружкой вина. Сократ: А если бы тебе предоставили богатство? Юноша: Еще лучше! Сократ: А какое благо выше богатства? Юноша: Власть и почести — вот выше богатства! Ведь у власти карманы никогда не бывают пусты.

Сократ: Значит, повелевать людьми и наживать день­ги — это благо. А заботиться о душе и истине — это не благо, раз ты даже не упомянул о них.

Юноша (смутился): Я тоже считаю, что забота о душе есть высшее благо, да только я не знаю, как проверить свою душу в том, верно ли она живет или нет. Для того-то я и пришел к тебе.

Сократ: Хорошо, но сначала надо доказать, что забо­та о душе не менее важное дело, чем забота о своем жи­воте. Расскажу я вам легенду. Люди не умели жить сооб­ща, часто ругались и обижались. Тогда Зевс послал Гер­меса ввести среди людей Стыд и Правду, чтобы они служили украшением городов и дружественной связью. И разделил их между людей всем поровну. Не бывать госу­дарствам, если только немногие будут этим владеть. И за­кон положи от меня: всякого, кто не причастен к труду и правде, убивать, как язву общества! А вот тебе и со­вет, юноша: живи добродетельно и будешь счастлив».


 

6.4

Коллективная творческая деятельность

Забота педагога о создании позитивной самооценки каж­дого воспитанника реализуется через создание ситуаций успеха, авансированное доверие, оптимизм и мажор в от­ношениях учителя и учащихся, в ученическом коллекти­ве, сопутствующее поощрение. Самооценка— стержне­вая характеристика личности, ее ядро. Она включает оцен­ку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим. От уровня само­оценки зависит активностьличности в деятельности, ее потребность в самоусовершенствовании. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем, час­то неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судь­бу. Наоборот, кто высоко себя ценит, часто склонен ра­ботать с большим напряжением. Они считают ниже свое­го достоинства работать недостаточно хорошо.

Очень важно, какова система оценочных ситуацийв об­щении педагога и воспитанников, в самом ученическом коллективе. Вся школьная жизнь — это набор оценочных ситуаций: оцениваются ответы учащихся на уроке, мане­ра держать себя, нравственность либо безнравственность поступков, характер отношений со сверстниками, малы­шами, взрослыми. Эмоциональная агрессивность оценок(«Безобразие, опять ты...», «Ну конечно, я так и предпо­лагала...», «Плохо! Очень плохо!», «Смотри, что ты наде­лал...», «Ну и ну...», «Неряха...», «Да у тебя же руки-крю­ки...») вызывает у учащихся подавленное состояние. Мно­гократно переживаемое подобное состояние приводит к формированию стойкого негативного отношения к опре­деленной (а нередко к любой) деятельности, к коллекти­ву сверстников, к учителю, к школе и вообще к жизни.

В педагогике различают оценку деятельности и оценку личности.Недопустимо переносить оценку отдельных ре­зультатов деятельности (как позитивных, так и негатив­ных) на личность в целом, ибо это травмирует душу ре­бенка, приводит его в подавленное состояние, формиру­ет заниженную самооценку личности.

И еще одно важное правило. В.А. Сухомлинский писал по этому поводу: «Воспитание нравственного достоинства, построенного на сравнении: будь таким, как хороший Ваня, и не будь, как плохой Петька, -- развращает уже маленьких детей, для подростка же оно — духовный яд».


394 _ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

Создание ситуаций выбора — одна из особенностей орга­низации воспитательного процесса в современной школе. К

счастью, мы ушли от командно-административной регламен­тированности «педагогики мероприятий», их обязательнос­ти «для всех и вся», их заорганизованности. Задача сегодняш­него дня — предоставить возможность воспитанника выби­рать дело по душе, спектакль и фильм — на свое усмотрение, кружок и секцию — на основе желания и способностей, меру участия и область деятельности во внеклассной работе, ха­рактер и способы взаимодействия с педагогами...

Вопросы длясамопроверки и размышления

1. Как основные идеи КТД отвечают идеям современной гу­
манистической парадигмы воспитания?

2. В чем суть личностно-ориентированной методики КТД? С
помошью каких приемов се можно реализовать?

3. Этапы подготовки и проведения КТД как основа новой тех­
нологии воспитания.

4. В чем специфика педагогической позиции воспитателя, ра­
ботающего по методике КТД?

Рекомендуемаялитература

Ваз'ина К.Я. Коллективная мыслсдеятельность — модель са­моразвития человека. М., 1990.

Газман О.С., Матвеев Б.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М., 1982.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1984.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.. 1993.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.

М., 1989.

Личностно-ориентированное коллективное творческое дело /

Под ред. С.Д. Полякова. Ульяновск, 1996.

Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.

Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., 1990.

Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М., 1989.

Стефановская Т.А. Педагогика; наука и искусство. М., 1998.

С. 202-213.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

Ясницая В.Р. Новый взгляд на КТД. Ульяновск, 1994.


6.5. Создание и развитие ученического самоуправления 395