Методы воспитания
Метод воспитания — это «инструмент прикосновения к личности».
А.С. Макаренко
Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами.
В. Лизинский
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ |
Центральным, основополагающим вопросом методики воспитания являются методы воспитания и воздействия, средства воспитания, приемы педагогического воздействия, современные технологии воспитания.
В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника (-ков). Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воздействие,сколько взаимодействие,предполагающее ак-
5.2. Методы воспитания
тивную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей.
В теории и методике воспитания выделяют два понятия,которые нередко в обыденной педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия.
Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки; красочными и увлекательными праздниками Недели детской книги; творческими уроками литературы. И лишь эпизодичным, сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: «В книге нельзя делать никаких пометок: сотри сейчас же свои пометки!» Или : «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».
Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ |
Существует множество классификаций методов, произведенных по разным основаниям (цель и содержание воспитания, логика воспитательного процесса, характер действий субъектов — воспитателя и воспитанников, способы воздействия наличность...). У педагогов-практиков нередко возникает вопрос: зачем классифицировать методы? Ответ достаточно прост и лаконичен: чтобы выбирать! Чтобы разумно чередовать! Чтобы влиять на все стороны личности воспитанника!
Глава V. Основыметодики воспитания
В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания — формирование отношенийк окружающему миру (а отношение выступает в трех формах:
рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятель-ностной), мы выделяем три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.
МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ |
Методы убежденияпрежде всего направлены на рациональную сферу отношения. Л.Н. Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».
Убеждение— это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.
Знания, понятия, представления подрастающего человека об окружающем мире отличаются своей неполнотой, несформированностью в силу небогатого его жизненного опыта, не развитого в полную меру сознания. С некоторыми предметами и явлениями ребенок вообще встречается впервые. А иногда в житейском опыте уже сформировались неправильные понятия и представления, основанные на житейско-обыденном опыте общения с миром.
Значимость подобного понимания метода убеждения подчеркивал еще Н.А. Добролюбов: «Большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах... Большая часть людей совершает проступки всякого рода потому, что ни о чем, собственно, не имеет определенного понятия, а так себе колеблется между добром и злом».
5.2. Методы воспитания
Пятилетний ребенок говорит старшей сестре: «Танечка, когда я вырасту, ты будешь моя невеста, а Маша из детского сада -- жена». На что сестра возражает: «Нет, так не бывает. Одна и та же девушка бывает сначала невестой, потом становится женой». «Нет, — отвечает малыш, — невеста — это та, которой дарят цветы и конфеты, а жена — это та, которая стирает, убирается, в грязном халате, и на которую можно кричать».
Понятие «убеждение» в воспитательном процессе обычно употребляется в двух смыслах: этическом (в основе его обобщенный опыт человечества, заключенный в формах общественного сознания) и педагогическом (как процесс формирования знаний, понятий и представлений о мире). Однако не следует примитивно представлять, будто бы убеждение в методике воспитания первично: воспитатель посадил воспитанника перед собой и говорит, говорит, говорит... Такое словесное воздействие лишь наносит вред воспитанию именно потому, что углубляет имеющийся разрыв между сознанием и поведением. Это подметил еще Сократ, мечтая посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Методы убеждения, — и словесного, и примером собственного поведения взрослых, и всей окружающей ребенка атмосферой -- должны постоянно сопровождать процесс организации его жизни и деятельности.
Обратимся к житейскому опыту старшеклассников. Десятиклассникам школы № 45 мы задали вопрос: «Что и в каких ситуациях является для вас убедительным?» Разброс мнений был таким: «то, к чему я пришел сам», «долгие уговоры», «нормальный тон убеждающего», «представление доказательств, фактов, доводов, железная логика», «убеждают родители и учителя, которые уважают мое достоинство», «что-то новое», «на меня надо хорошо покричать», «если я не согласен, поступаю по-своему», «никто ни в чем не может меня убедить», «если убеждают — поступаю противоположно»...
В целенаправленном воспитательном процессе палитра методов убеждения может и должна быть разнообразной. Вариативность их — главное условие успешности. За
3!5 |
Глава V. Основы методики воспитания
основу может быть положено выделение четырех основных групп метода убеждения*:
>- информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...); >• поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);
>* дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу); >• взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты). Можно отметить тенденцию современной методики воспитания к технологизации каждого педагогического явления. Это позволяет претворять педагогические рекомендации и идеи в практические действия воспитателя. Приведем для примера две модульные технологии.
Конкретные «шаги» по реализации метода убеждения при индивидуальной беседе**:
1. Ясно сформулировать в одном предложении то, что вы
хотите сказать.
2. Сказать воспитаннику, что вы чувствуете по поводу
этой ситуации, использовав при этом «Я-высказыва-
ние».
3. Указать на те последствия, которые могут быть.
4. Признать свою беспомощность, одновременно выска
зав свое желание, что следует сделать воспитаннику.
5. Напомнить ему, что вы могли бы помочь и в чем, не
стесняя при этом инициативы воспитанника.
6. Высказать убеждение в том, что ваш воспитанник мо
жет принять и примет верное решение.
* Эта концепция разработана В.М. Коротовым и описана в книге: Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974. Гл. 2.
** На основе книги Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. С. 74-76.
5.1. Методы воспитания
Педагогу, использующему дискуссионные методы убеждения,могут пригодиться такие советы*. Процесс поисковой мыслительной деятельности проходит несколько стадии исследования проблемы: О информирование (вступительное слово ведущего, в
котором замысел дискуссии);
О аргументация (выступление учащихся-докладчиков с
обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме);
О замечания (стадия возражений, сомнений и вопросов
со стороны учащихся-оппонентов);
О опровержение (до кладчики-учащиеся нейтрализуют возражения и сомнения, защищая свои альтернативы); О критика (проверка предложенной идеи, реконструкция
аргументации с целью проверки ее на прочность); О контраргументация (защита альтернативы после критического анализа ее, т.е. противодействие другой или исключающей первую альтернативы); О завершение (осуществляется ориентация учащихся на практическую деятельность).
Организуя и ведя дискуссию, воспитатель постоянно имеет в виду цель, которую избрал: обменяться мнениями, прийти к согласию, найти выход из сложного положения, разобраться в жизненных проблемах, приблизиться к истине, отобрать конструктивные предложения, пополнить банк идей...
Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них: компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения; актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы; опора на имеющийся у школьника опыт; тщательный отбор содержания (интересность и увлекательность, уход от банальности); обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность); общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль); учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность; оснащенность пособиями, техническими средствами; этико-эстетичес-
* Добровольский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997. С. 120-122.
Глава V, Основы методики воспитания
5.2. Методы воспитания
кая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).
Психолог А.Г. Ковалев предупреждает, что убеждение нельзя отождествлять с морализированием, при котором предлагаемая информация декларируется бездоказательно, например, в таких формах: «И не стыдно», «Каждый должен...», «В таких случаях надо...» и т.п. Как правило, все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и потому заведомо неэффективно.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
Они призваны воздействовать на по-веденческо-деятельностную сферу формирующегося отношения.
Их цель — научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов непосредственный практический опыт людей.
Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности, инструментованной как воспитывающая. Назовем некоторые из них:
1. Педагогическое требование. Суть его в переводе
внешнего во внутреннее, в превращении механизма вос
питания в самовоспитание; содержание требования оп
ределяется общественными нормами ИСТИНЫ, ДОБ
РА И КРАСОТЫ и выступает перед учащимися как кон
кретная реальная задача в ходе выполнения-той или иной
деятельности. По форме предъявления требования могут
быть прямые(предписание, инструкция, приказание,
указание...) и косвенные(просьба, совет, намек, реко
мендация, подсказка...). При реализации косвенных тре
бований педагогическая позиция является максимально
скрытой.
2. Приучение как метод представляет собой организа
цию планомерного и регулярного выполнения учащими
ся определенных действий, превращающихся в привыч
ные формы поведения в логике ИСТИНЫ, ДОБРА И
КРАСОТЫ. Одним из средств метода приучения являет-
ся режим жизни и деятельности учащихся, другим — нормы и правила культуры поведения, выраженные в обычаях, традициях, правилах этикета...
3. Упражнение как метод воспитания предусматривает
многократное повторение, закрепление, упрочение и со
вершенствование социально ценных и личностно значи
мых действий и поступков нравственного поведения. Ре
зультатом метода упражнение следует считать формиро
вание нравственных привычек.
4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых уче
ник ставится в ситуацию выбора определенного решения,
варианта поведения... В поисках выхода из различных си
туаций, сконцентрированных в ходе воспитательного про
цесса, учащиеся усваивают нормы и правила поведения
по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Наиболее
обнажены отношения, когда ситуация доходит до степе
ни конфликта*. Примеры метода воспитывающих ситуа
ций: эпизодические и длительные поручения, акции ми
лосердия и благотворительности, дежурство, различные
соревнования и состязания, ситуации с нравственно-, эс
тетически-, экологически-ориентированным выбором и т.д.
5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; со
ответствующая предметная и этико-эстетическая атмос
фера; общественное мнение в форме социальных правил,
предписаний, оценок, требований, обычаев, традиций и
личного мнения окружающих и т.д.
Следует обратить внимание на современную трактовку воспитательного смысла примера. Ее очень тонко подметил М.А. Светлов: «Учитель, по установившейся вульгарной традиции -- это человек, которому надо подражать. Я с этим не согласен. Учитель в искусстве — это человек, который помог тебе стать самим собой».
Определенные методические правилапозволяют педагогу технологически верно и технически ярко и точно инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые
* Об этом в настоящее время много психолого-педагогической литературы, например: Ковалев А,Г. Конфликты в коллективе и их преодоление. М., 1978; Конфликты: сущность и преодоление (Методические материалы). М., 1990.; Корнелиус Е., Фэйер Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.
Глава V. Основы методики воспитания
из них: цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников; коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной; обеспечение активности каждого участника деятельности; технологическая четкость (времени, места, объема действий, порядок их выполнения, оснащенность необходимыми материалами); сочетание повторяемости (традиционность) 'с разнообразием (возможность выбора) организующих форм; сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в организуемой групповой деятельности школьников; деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой; скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.
Необходимо помнить при организации этой группы методов воспитания о законе психического заражения и его разновидности -- подражании. Психическое заражениеосуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний... обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью. Причем, способность человека подверженности психологическому заражению зависит от двух факторов: возраста и обшей развитости и зрелости личности. Чем выше уровень развития человека, тек критичнее он по отношению к силам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Наиболее подвержены влиянию психического заражения подростки.
Подражаниекак разновидность психического заражения направлено, главным образом, на воспроизведение человеком определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Известный психотерапевт В. Леви* выделяет внешнее и внутреннее подражание. При внутреннем подражании логика чувств и поведения другого человека ухватывается интуитивно. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу, цели-
5.2. Методы воспитания
ком. Ведь в общении с другим человеком (особенно авторитетным, любимым) ребенок (школьник) воспринимает и чувствует гораздо больше, чем может выразить. Не только голос, жесты, манеры.., но и некие обобщенные сгустки всего психического склада его откладываются в нем и неосознанно «лепят» образ.
ВОЗВРАТНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ |
Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методы— одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение -
регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем субъектом возвратной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, и родители, и коллектив сверстников, и просто окружающие люди.
Возвратно-оценочные методы — сильнейшее средство воздействия на личность развивающегося человека.
По форме поощрения и наказанияразнообразны*.
Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок...
Виды наказаний', замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка...
В практике воспитания нередко бытует нарушение логики и тактики возвратно-оценочных методов, даже применение бестактных, а то и аморальных методов. Сошлем-~ся на примеры, приведенные воспитанниками.
...«Меня не били -- все было намного страшнее: со мной не разговаривали» (Наташа П.).
...«Однажды в начальной школе я забыла физкультурную форму, а наша учительница заставила меня зани-
Леви В. Охота за мыслью. М., 1971. С. 205.
В кн.: Бардовская И.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 43.
320____________________ Глава V. Основы методики воспитания
маться в трусиках (нижнем белье). Я очень тогда страдала» (Вера С).
...«У моей первой учительницы был любимый педагогический прием: всех провинившихся она заставляла стоять. Стояли мы во время уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу... Частенько наказывался весь ряд, если кто-то один из нас провинился. Пока стоишь во время урока, записывать что-то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого-то упражнения не оказывалось на месте, виноват был хозяин тетради.
Мы стояли иногда почти по целому уроку, потому что учительница пыталась добиться, чтобы все ученики стояли по стойке «смирно». Но пока успокаивался один, уставал другой, третий засматривался в окно, так мы постоянно кого-то ждали.
В кошмар превращался процесс «персонального зас-луживания сесть за парту». Мало того, что сесть нужно было заслужить, но если сидишь опять не так, то тебя опять поставят. Вот таким методом у нас добивались дисциплины на уроке. И это, пожалуй, самое яркое воспоминание о моем первом классе» (Марина Г.).
В качестве пожелания воспитателям хочется напомнить универсальный метод, придуманный еще Ж.-Ж. Руссо и успешно используемый мудрыми педагогами, -- метод «естественных последствий», т.е. наказание (и поощрение тоже), инструментованное-как неодолимое, находящееся вне воли педагога следствие, вызванное поступком воспитанника: уронил -- подними, сломал -- почини, не сделал — сделай, плохо делал — переделай.
Л.Ю. Гордин описал такой пример. Однажды в школу пришла с жалобой старушка: несколько ребят, играя в войну, растащили у нее весь забор. Директор вызвал провинившихся: «Я слышал, ребята, вы тут хорошее дело затеяли — старушке новый забор поставить. Место расчистили — теперь новый забор поставите. Инструменты и материал вам даст завхоз». Через несколько дней ребята, действительно, смастерили старушке новый забор. Так неудачная шалость ребят превратилась в доброе, полезное дело.
5.2. Методы воспитания_________________________________ 321
В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и др. подробно разработана теория и выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них: >• Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.
>- Использование поощрений и.наказаний эффективно только в сочетании с убеждением и организацией жизни и деятельности детей.
>- Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным — наказания.
>- Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию. *- Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания (особенно!) не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т.д.); не должно вредить здоровью; нельзя дважды наказывать за одно и то же; нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок — результат неумения и т.п. >• Есть ситуации, которые по своей природе являются детскими ошибками, а порой просто проявлением природы детства; взрослый должен их прощать детям, прощать великодушно: ревность, проказы, шалости, шутки, смешливость, веселость, рез'вость, глупость, самоутверждение, неумение, неопытность*. >• И еще хорошо бы, наказывая, иметь в виду латинскую пословицу: «Наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому, что люблю».
~~~ Особая роль в педагогической прак-
МИ. 11АЦИКА
внушения тике отводится методу внушения, за-
--------- ' имствованному из психотерапии, ме
дицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в
том, что некоторые аксиоматичные педагогические суж-
* В кн. Шевченко Л,Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-399.
322_______ _ _ Глава V. Основы методики воспитания
дения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают в качестве одобрения, осуждения... если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно инструментующим свои воспитательные воздействия. Приведем здесь некоторые примеры: «Интеллигентные люди всегда скромны, никогда не допускают излишних трат времени окружающих людей на собственную персону»; «Человек разумный всегда окружает себя красотой, даже в мелочах своего внешнего вида и быта»; «Обижать и унижать человека, даже маленького, нельзя!»; «Мужчины в транспорте не садятся: всегда есть те, кому надо уступить место»; «Помочь слабому -- всегда удел
сильного».
Обратимся к теории и практике В. Леви, его методическим рекомендациям. Он считает внушение «воротами души»*. Особенно в детстве:
«Когда вы плакали, еще не помня себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали, убаюкивали — это было
внушение;
Когда пугались чьего-то громкого голоса или сердитого лица; когда останавливались в ответ на оклик; когда смеялись от того, что кругом было весело и вас развлекали — это было внушение;
Когда подражали кому и чему попало, не замечая этого или нарочно стараясь, потому что вам нравилось, — это
было внушение;
Когда узнали свое имя и простодушно поверили, что
оно и вы — это одно и то же; когда поняли, что нужно
ходить в туалет, что нельзя многое делать, многое тро-
' гать; когда начали понимать слова и верить словам; когда
начали слушаться взрослых...
Когда играли со сверстниками...
Когда слушали музыку, когда смотрели кино...
Когда начали пить и курить, когда следовали за модой...
Когда влюбились...
космос человеческих отношений, всепроникающий,
* Леви В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. Кн.2. Кот в мешке. С. 54—55. |
вездесущий.
5.2. Методы воспитания
Внушаемость — ворота души: открытость Другому, способность верить».
В. Леви предостерегает совершенно справедливо: ругая ребенка, т.е. решительно и убежденно, что он: лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... — мы это внушаем*.И ребенок верит. Оценивая, внушаем самооценку: ничего из тебя никогда не выйдет! Ты неисправим! Ненормальный! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери). Ведь это самое настоящее прямое внушение. Или еще: ты меня не любишь! Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума! Ты хочешь моей смерти! Вот и посеяны семена внутреннего разлада. А потом защищается: грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться, а продолжает... И есть у него два пути: либо смириться и вести себя соответственно, либо бороться, но как?
В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному внушению**:
1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ори
ентация, а потом реакция... Дети не уважают суетли
вость.
2. Давать ему время... Примерно каждый второй из де
тей не справляется с темпами, требуемыми взрослы
ми, и каждый десятый — медлительнее остальных.
3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь»,
«Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно
потом освободиться от разрушительного воздействия
таких «заботливых» предостережений...
4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения,
что они — хорошие дети, несмотря ни на что. И не
смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... При
мем закон: «Каждый день с ребенком начинать радос
тью, заканчивать миром».
5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жиз
ни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происхо
дят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистич
но. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...
* Леви В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. Кн.2. Кот в мешке. С. 85. ** Там же. С. 54-55.
Ц'
Глава V. Основы методику воспитания
5.3. Воспитательные средства
6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я
знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уве
рен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей
правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все долж
но делаться и говориться уверенно.
7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от одно
образных внушений. Представьте, что с нами будет, если
37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном
тоне, 42 — в увещевательном и 50 — в обвинительном
(цифры относятся к родителям, дети которых имеют наи
большие шансы стать невротиками и психопатами).
8. Пример — под вопрос. Главное — не безупречность образ
ца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверитель
ны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяж
кие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.
9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинствен
ности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения
взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскры
вающему письма, перехватывающему записку, подгляды
вающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.
10. Учитывать состояние.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
Таким образом, различные группы методов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности школьника, являются, как говорил А.С. Макаренко, своеобразным «инструментом прикосновения к личности», с помощью которого «включаются механизмы» самореализации личности. Не существует хорошего или плохого метода; эффективность того или иного метода воспитания зависит от цели и задач, отобранного содержания и средств воспитания, от эффективности выбранных педагогом организационных форм, инструментовки методов воспитания и воздействия, от логики используемых педагогических приемов.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Метод воспитания и метод воздействия: в чем сходство и
различие?
2. Классификация методов воспитания: зачем? Что в основе?
Какая классификация наиболее приемлема?
3. Теоретические и методические основы методики убеждения.
4. Как наилучшим образом реализовать методы организации
жизни и деятельности детей?
5. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вы
вести собственные правила.
6. Роль и место, методика реализации внушения в воспита
тельном процессе.
Рекомендуемая литература
Бордовская Н.В., Реан АЛ. Педагогика. Раздел «Способы воспитательного воздействия на человека». М., 2000.
Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитанию. М., 2001.
Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971.
Коротов В.М. Методы убеждения. Методы педагогического стимулирования // Кн. Введение в педагогику. М., 1999.
Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974. Гл. 2.
Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. Макаренко А.С. Лекция «Методы воспитания». Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1977. Т. 1.
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь,
1972.
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-399.