Методы воспитания

Метод воспитания — это «ин­струмент прикосновения к лич­ности».

А.С. Макаренко

Дурное воспитание основывает­ся на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с гла­голами.

В. Лизинский

ПОНЯТИЕ И СУЩ­НОСТЬ МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ

Центральным, основополагающим во­просом методики воспитания являют­ся методы воспитания и воздействия, средства воспитания, приемы педа­гогического воздействия, современные технологии вос­питания.

В современной педагогике метод воспитания опреде­ляется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитан­ника (-ков). Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воз­действие,сколько взаимодействие,предполагающее ак-


5.2. Методы воспитания

тивную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей.

В теории и методике воспитания выделяют два поня­тия,которые нередко в обыденной педагогической прак­тике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия.

Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определен­ных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отно­шения к книге формируется постепенно, длительно, на­чиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; скрупу­лезным собиранием семейной библиотеки; красочными и увлекательными праздниками Недели детской книги; творческими уроками литературы. И лишь эпизодичным, сиюминутным в этой системе выступает метод воздей­ствия: «В книге нельзя делать никаких пометок: сотри сей­час же свои пометки!» Или : «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».

Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргумен­тирующей (зачем надо сделать?) и методической (как луч­ше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) име­ет возможность оспорить аргумент или внести в него из­менения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИ­ТАНИЯ

Существует множество классификаций методов, произведенных по разным основаниям (цель и содержание вос­питания, логика воспитательного процесса, характер действий субъектов — воспитателя и воспитанников, способы воздействия наличность...). У пе­дагогов-практиков нередко возникает вопрос: зачем клас­сифицировать методы? Ответ достаточно прост и лако­ничен: чтобы выбирать! Чтобы разумно чередовать! Что­бы влиять на все стороны личности воспитанника!


Глава V. Основыметодики воспитания

В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания — формирование отношенийк окру­жающему миру (а отношение выступает в трех формах:

рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятель-ностной), мы выделяем три основные группы методов вос­питания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возврат­но-оценочные); 3) методы организации жизни и деятель­ности учащихся.

МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ

Методы убежденияпрежде всего на­правлены на рациональную сферу от­ношения. Л.Н. Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».

Убеждение— это процесс логического обоснования ка­кого-либо суждения или умозаключения. Убеждение пред­полагает наличие содержательной информации в сообще­нии педагога и осознанное отношение к ней воспитанни­ка, воспринимающего информацию. Убеждение предпо­лагает изменение сознания воспитанника, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Нередко процесс убеждения пред­ставляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.

Знания, понятия, представления подрастающего чело­века об окружающем мире отличаются своей неполно­той, несформированностью в силу небогатого его жиз­ненного опыта, не развитого в полную меру сознания. С некоторыми предметами и явлениями ребенок вообще встречается впервые. А иногда в житейском опыте уже сформировались неправильные понятия и представления, основанные на житейско-обыденном опыте общения с миром.

Значимость подобного понимания метода убеждения подчеркивал еще Н.А. Добролюбов: «Большая часть пре­ступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах... Большая часть людей совершает проступки всякого рода потому, что ни о чем, собственно, не имеет определен­ного понятия, а так себе колеблется между добром и злом».


5.2. Методы воспитания

Пятилетний ребенок говорит старшей сестре: «Танеч­ка, когда я вырасту, ты будешь моя невеста, а Маша из детского сада -- жена». На что сестра возражает: «Нет, так не бывает. Одна и та же девушка бывает сначала не­вестой, потом становится женой». «Нет, — отвечает ма­лыш, — невеста — это та, которой дарят цветы и конфе­ты, а жена — это та, которая стирает, убирается, в гряз­ном халате, и на которую можно кричать».

Понятие «убеждение» в воспитательном процессе обычно употребляется в двух смыслах: этическом (в ос­нове его обобщенный опыт человечества, заключенный в формах общественного сознания) и педагогическом (как процесс формирования знаний, понятий и пред­ставлений о мире). Однако не следует примитивно пред­ставлять, будто бы убеждение в методике воспитания первично: воспитатель посадил воспитанника перед со­бой и говорит, говорит, говорит... Такое словесное воз­действие лишь наносит вред воспитанию именно пото­му, что углубляет имеющийся разрыв между сознани­ем и поведением. Это подметил еще Сократ, мечтая посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди зна­ют, как надо поступать, а поступают наоборот. Мето­ды убеждения, — и словесного, и примером собствен­ного поведения взрослых, и всей окружающей ребенка атмосферой -- должны постоянно сопровождать про­цесс организации его жизни и деятельности.

Обратимся к житейскому опыту старшеклассников. Десятиклассникам школы № 45 мы задали вопрос: «Что и в каких ситуациях является для вас убедительным?» Разброс мнений был таким: «то, к чему я пришел сам», «долгие уговоры», «нормальный тон убеждаю­щего», «представление доказательств, фактов, дово­дов, железная логика», «убеждают родители и учите­ля, которые уважают мое достоинство», «что-то но­вое», «на меня надо хорошо покричать», «если я не согласен, поступаю по-своему», «никто ни в чем не может меня убедить», «если убеждают — поступаю про­тивоположно»...

В целенаправленном воспитательном процессе палит­ра методов убеждения может и должна быть разнообраз­ной. Вариативность их — главное условие успешности. За


3!5

Глава V. Основы методики воспитания

основу может быть положено выделение четырех основ­ных групп метода убеждения*:

>- информационные (когда учащимся предлагаются в го­товом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...); >• поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть доб­ро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобраз­ное);

>* дискуссионные (когда учащимся предлагаются различ­ные пути решения нравственных, эстетических, эко­номических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу); >• взаимного просвещения (когда понятия о мире обога­щается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступ­ления учащихся, устные журналы, выставки творче­ства, рукописные альманахи, стенгазеты). Можно отметить тенденцию современной методики воспитания к технологизации каждого педагогического явления. Это позволяет претворять педагогические реко­мендации и идеи в практические действия воспитателя. Приведем для примера две модульные технологии.

Конкретные «шаги» по реализации метода убеждения при индивидуальной беседе**:

1. Ясно сформулировать в одном предложении то, что вы
хотите сказать.

2. Сказать воспитаннику, что вы чувствуете по поводу
этой ситуации, использовав при этом «Я-высказыва-
ние».

3. Указать на те последствия, которые могут быть.

4. Признать свою беспомощность, одновременно выска­
зав свое желание, что следует сделать воспитаннику.

5. Напомнить ему, что вы могли бы помочь и в чем, не
стесняя при этом инициативы воспитанника.

6. Высказать убеждение в том, что ваш воспитанник мо­
жет принять и примет верное решение.

* Эта концепция разработана В.М. Коротовым и описана в книге: Раз­витие воспитательных функций коллектива. М., 1974. Гл. 2.

** На основе книги Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. С. 74-76.


5.1. Методы воспитания

Педагогу, использующему дискуссионные методы убеж­дения,могут пригодиться такие советы*. Процесс поис­ковой мыслительной деятельности проходит несколько стадии исследования проблемы: О информирование (вступительное слово ведущего, в

котором замысел дискуссии);

О аргументация (выступление учащихся-докладчиков с

обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме);

О замечания (стадия возражений, сомнений и вопросов

со стороны учащихся-оппонентов);

О опровержение (до кладчики-учащиеся нейтрализуют воз­ражения и сомнения, защищая свои альтернативы); О критика (проверка предложенной идеи, реконструкция

аргументации с целью проверки ее на прочность); О контраргументация (защита альтернативы после кри­тического анализа ее, т.е. противодействие другой или исключающей первую альтернативы); О завершение (осуществляется ориентация учащихся на практическую деятельность).

Организуя и ведя дискуссию, воспитатель постоянно имеет в виду цель, которую избрал: обменяться мнения­ми, прийти к согласию, найти выход из сложного поло­жения, разобраться в жизненных проблемах, приблизить­ся к истине, отобрать конструктивные предложения, по­полнить банк идей...

Выбор и результативность методов убеждения опреде­ляются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них: компетентность и убежденность само­го педагога в предмете убеждения; актуальность (для про­цесса воспитания и для школьника) избранной темы; опора на имеющийся у школьника опыт; тщательный от­бор содержания (интересность и увлекательность, уход от банальности); обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность); общий позитивный фон (об­становка, такт, тон, стиль); учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность; оснащенность пособиями, техническими средствами; этико-эстетичес-

* Добровольский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997. С. 120-122.



Глава V, Основы методики воспитания


5.2. Методы воспитания



 


кая выразительность педагога (речь, внешний облик, ми­мика, пантомимика, организационная четкость, педаго­гический такт...).

Психолог А.Г. Ковалев предупреждает, что убеждение нельзя отождествлять с морализированием, при котором предлагаемая информация декларируется бездоказатель­но, например, в таких формах: «И не стыдно», «Каждый должен...», «В таких случаях надо...» и т.п. Как правило, все, о чем говорится при морализировании, хорошо из­вестно тем, к кому оно обращено, и потому заведомо неэффективно.

МЕТОДЫ ОРГАНИ­ЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Они призваны воздействовать на по-веденческо-деятельностную сферу формирующегося отношения.

Их цель — научить школьника оп­ределенным навыкам, умениям и фор­мам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов непосредствен­ный практический опыт людей.

Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды прак­тической деятельности, инструментованной как воспи­тывающая. Назовем некоторые из них:

1. Педагогическое требование. Суть его в переводе
внешнего во внутреннее, в превращении механизма вос­
питания в самовоспитание; содержание требования оп­
ределяется общественными нормами ИСТИНЫ, ДОБ­
РА И КРАСОТЫ и выступает перед учащимися как кон­
кретная реальная задача в ходе выполнения-той или иной
деятельности. По форме предъявления требования могут
быть прямые(предписание, инструкция, приказание,
указание...) и косвенные(просьба, совет, намек, реко­
мендация, подсказка...). При реализации косвенных тре­
бований педагогическая позиция является максимально
скрытой.

2. Приучение как метод представляет собой организа­
цию планомерного и регулярного выполнения учащими­
ся определенных действий, превращающихся в привыч­
ные формы поведения в логике ИСТИНЫ, ДОБРА И
КРАСОТЫ. Одним из средств метода приучения являет-


ся режим жизни и деятельности учащихся, другим — нор­мы и правила культуры поведения, выраженные в обы­чаях, традициях, правилах этикета...

3. Упражнение как метод воспитания предусматривает
многократное повторение, закрепление, упрочение и со­
вершенствование социально ценных и личностно значи­
мых действий и поступков нравственного поведения. Ре­
зультатом метода упражнение следует считать формиро­
вание нравственных привычек.

4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых уче­
ник ставится в ситуацию выбора определенного решения,
варианта поведения... В поисках выхода из различных си­
туаций, сконцентрированных в ходе воспитательного про­
цесса, учащиеся усваивают нормы и правила поведения
по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Наиболее
обнажены отношения, когда ситуация доходит до степе­
ни конфликта*. Примеры метода воспитывающих ситуа­
ций: эпизодические и длительные поручения, акции ми­
лосердия и благотворительности, дежурство, различные
соревнования и состязания, ситуации с нравственно-, эс­
тетически-, экологически-ориентированным выбором и т.д.

5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; со­
ответствующая предметная и этико-эстетическая атмос­
фера; общественное мнение в форме социальных правил,
предписаний, оценок, требований, обычаев, традиций и
личного мнения окружающих и т.д.

Следует обратить внимание на современную трактов­ку воспитательного смысла примера. Ее очень тонко под­метил М.А. Светлов: «Учитель, по установившейся вуль­гарной традиции -- это человек, которому надо подра­жать. Я с этим не согласен. Учитель в искусстве — это человек, который помог тебе стать самим собой».

Определенные методические правилапозволяют педа­гогу технологически верно и технически ярко и точно инструментовать различные вариации методов организа­ции жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые

* Об этом в настоящее время много психолого-педагогической лите­ратуры, например: Ковалев А,Г. Конфликты в коллективе и их преодоле­ние. М., 1978; Конфликты: сущность и преодоление (Методические мате­риалы). М., 1990.; Корнелиус Е., Фэйер Ш. Выиграть может каждый: как раз­решать конфликты. М., 1992.


Глава V. Основы методики воспитания

из них: цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удов­летворение каждому из участников; коллективная деятель­ность предпочтительнее индивидуальной; обеспечение активности каждого участника деятельности; технологи­ческая четкость (времени, места, объема действий, по­рядок их выполнения, оснащенность необходимыми ма­териалами); сочетание повторяемости (традиционность) 'с разнообразием (возможность выбора) организующих форм; сменные отношения взаимной зависимости и вза­имного подчинения в организуемой групповой деятель­ности школьников; деятельность детей должна сопровож­даться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой; скрытая педагогическая позиция взрослого, организую­щего деятельность детей.

Необходимо помнить при организации этой группы методов воспитания о законе психического заражения и его разновидности -- подражании. Психическое зараже­ниеосуществляется через восприятие психических состо­яний, настроений, переживаний... обладающих, как пра­вило, яркой эмоциональной окрашенностью. Причем, способность человека подверженности психологическому заражению зависит от двух факторов: возраста и обшей развитости и зрелости личности. Чем выше уровень раз­вития человека, тек критичнее он по отношению к си­лам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Наиболее подвержены влия­нию психического заражения подростки.

Подражаниекак разновидность психического зараже­ния направлено, главным образом, на воспроизведение человеком определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Известный психотерапевт В. Леви* выделяет внешнее и внутреннее подражание. При внут­реннем подражании логика чувств и поведения другого человека ухватывается интуитивно. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу, цели-


 

5.2. Методы воспитания

ком. Ведь в общении с другим человеком (особенно авто­ритетным, любимым) ребенок (школьник) воспринимает и чувствует гораздо больше, чем может выразить. Не толь­ко голос, жесты, манеры.., но и некие обобщенные сгу­стки всего психического склада его откладываются в нем и неосознанно «лепят» образ.

ВОЗВРАТНО-ОЦЕ­НОЧНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные мето­ды— одобрение и осуждение, поощ­рение и наказание. Их назначение -

регулировка через эмоционально-волевую сферу прояв­ляющихся положительных и отрицательных качеств лич­ности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем субъектом возврат­ной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, и родители, и коллектив сверстников, и просто окружа­ющие люди.

Возвратно-оценочные методы — сильнейшее средство воздействия на личность развивающегося человека.

По форме поощрения и наказанияразнообразны*.

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок...

Виды наказаний', замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное ис­ключение из общественной повседневной жизни, серди­тый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка...

В практике воспитания нередко бытует нарушение ло­гики и тактики возвратно-оценочных методов, даже при­менение бестактных, а то и аморальных методов. Сошлем-~ся на примеры, приведенные воспитанниками.

...«Меня не били -- все было намного страшнее: со мной не разговаривали» (Наташа П.).

...«Однажды в начальной школе я забыла физкультур­ную форму, а наша учительница заставила меня зани-


 


Леви В. Охота за мыслью. М., 1971. С. 205.


В кн.: Бардовская И.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 43.


320____________________ Глава V. Основы методики воспитания

маться в трусиках (нижнем белье). Я очень тогда страда­ла» (Вера С).

...«У моей первой учительницы был любимый педаго­гический прием: всех провинившихся она заставляла сто­ять. Стояли мы во время уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу... Частенько наказывался весь ряд, если кто-то один из нас прови­нился. Пока стоишь во время урока, записывать что-то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого-то упражнения не оказывалось на месте, виноват был хозя­ин тетради.

Мы стояли иногда почти по целому уроку, потому что учительница пыталась добиться, чтобы все ученики сто­яли по стойке «смирно». Но пока успокаивался один, ус­тавал другой, третий засматривался в окно, так мы по­стоянно кого-то ждали.

В кошмар превращался процесс «персонального зас-луживания сесть за парту». Мало того, что сесть нужно было заслужить, но если сидишь опять не так, то тебя опять поставят. Вот таким методом у нас добивались дис­циплины на уроке. И это, пожалуй, самое яркое воспо­минание о моем первом классе» (Марина Г.).

В качестве пожелания воспитателям хочется напомнить универсальный метод, придуманный еще Ж.-Ж. Руссо и успешно используемый мудрыми педагогами, -- метод «естественных последствий», т.е. наказание (и поощрение тоже), инструментованное-как неодолимое, находящее­ся вне воли педагога следствие, вызванное поступком воспитанника: уронил -- подними, сломал -- почини, не сделал — сделай, плохо делал — переделай.

Л.Ю. Гордин описал такой пример. Однажды в школу пришла с жалобой старушка: несколько ребят, играя в войну, растащили у нее весь забор. Директор вызвал про­винившихся: «Я слышал, ребята, вы тут хорошее дело затеяли — старушке новый забор поставить. Место рас­чистили — теперь новый забор поставите. Инструменты и материал вам даст завхоз». Через несколько дней ребя­та, действительно, смастерили старушке новый забор. Так неудачная шалость ребят превратилась в доброе, полез­ное дело.


5.2. Методы воспитания_________________________________ 321

В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацко­го, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и др. подробно разрабо­тана теория и выработаны педагогические правила и тре­бования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них: >• Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детс­ком коллективе можно вообще длительное время об­ходиться без них.

>- Использование поощрений и.наказаний эффективно только в сочетании с убеждением и организацией жиз­ни и деятельности детей.

>- Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогатель­ным — наказания.

>- Поощрения и наказания должны быть индивидуализи­рованными, учитывать возрастные, половые особеннос­ти, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию. *- Имеется большой перечень ситуаций, когда поощре­ния и наказания (особенно!) не могут быть примене­ны. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т.д.); не должно вредить здоро­вью; нельзя дважды наказывать за одно и то же; нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок — результат неумения и т.п. >• Есть ситуации, которые по своей природе являются детскими ошибками, а порой просто проявлением при­роды детства; взрослый должен их прощать детям, про­щать великодушно: ревность, проказы, шалости, шут­ки, смешливость, веселость, рез'вость, глупость, са­моутверждение, неумение, неопытность*. >• И еще хорошо бы, наказывая, иметь в виду латинс­кую пословицу: «Наказываю тебя не потому, что не­навижу, а потому, что люблю».

~~~ Особая роль в педагогической прак-

МИ. 11АЦИКА

внушения тике отводится методу внушения, за-

--------- ' имствованному из психотерапии, ме­
дицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в
том, что некоторые аксиоматичные педагогические суж-

* В кн. Шевченко Л,Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-399.


 


322_______ _ _ Глава V. Основы методики воспитания

дения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают в качестве одоб­рения, осуждения... если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологичес­ки грамотно инструментующим свои воспитательные воз­действия. Приведем здесь некоторые примеры: «Интелли­гентные люди всегда скромны, никогда не допускают из­лишних трат времени окружающих людей на собственную персону»; «Человек разумный всегда окружает себя кра­сотой, даже в мелочах своего внешнего вида и быта»; «Обижать и унижать человека, даже маленького, нельзя!»; «Мужчины в транспорте не садятся: всегда есть те, кому надо уступить место»; «Помочь слабому -- всегда удел

сильного».

Обратимся к теории и практике В. Леви, его методи­ческим рекомендациям. Он считает внушение «воротами души»*. Особенно в детстве:

«Когда вы плакали, еще не помня себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали, убаюкивали — это было

внушение;

Когда пугались чьего-то громкого голоса или сердито­го лица; когда останавливались в ответ на оклик; когда смеялись от того, что кругом было весело и вас развле­кали — это было внушение;

Когда подражали кому и чему попало, не замечая этого или нарочно стараясь, потому что вам нравилось, — это

было внушение;

Когда узнали свое имя и простодушно поверили, что

оно и вы — это одно и то же; когда поняли, что нужно

ходить в туалет, что нельзя многое делать, многое тро-

' гать; когда начали понимать слова и верить словам; когда

начали слушаться взрослых...

Когда играли со сверстниками...

Когда слушали музыку, когда смотрели кино...

Когда начали пить и курить, когда следовали за мо­дой...

Когда влюбились...

космос человеческих отношений, всепроникающий,

* Леви В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. Кн.2. Кот в мешке. С. 54—55.

вездесущий.


 

5.2. Методы воспитания

Внушаемость — ворота души: открытость Другому, спо­собность верить».

В. Леви предостерегает совершенно справедливо: ругая ребенка, т.е. решительно и убежденно, что он: лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... — мы это внушаем*.И ребенок верит. Оценивая, внушаем само­оценку: ничего из тебя никогда не выйдет! Ты неиспра­вим! Ненормальный! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больни­цу, к чертовой матери). Ведь это самое настоящее прямое внушение. Или еще: ты меня не любишь! Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума! Ты хочешь моей смерти! Вот и посеяны семена внутреннего разлада. А потом защищается: грубит в ответ, делает назло, обе­щает исправиться, а продолжает... И есть у него два пути: либо смириться и вести себя соответственно, либо бо­роться, но как?

В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному внушению**:

1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ори­
ентация, а потом реакция... Дети не уважают суетли­
вость.

2. Давать ему время... Примерно каждый второй из де­
тей не справляется с темпами, требуемыми взрослы­
ми, и каждый десятый — медлительнее остальных.

3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь»,
«Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно
потом освободиться от разрушительного воздействия
таких «заботливых» предостережений...

4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения,
что они — хорошие дети, несмотря ни на что. И не­
смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... При­
мем закон: «Каждый день с ребенком начинать радос­
тью, заканчивать миром».

5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жиз­
ни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происхо­
дят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистич­
но. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...

* Леви В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. Кн.2. Кот в мешке. С. 85. ** Там же. С. 54-55.


Ц'



Глава V. Основы методику воспитания


 


5.3. Воспитательные средства



 


6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я
знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уве­
рен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей
правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все долж­
но делаться и говориться уверенно.

7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от одно­
образных внушений. Представьте, что с нами будет, если
37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном
тоне, 42 — в увещевательном и 50 — в обвинительном
(цифры относятся к родителям, дети которых имеют наи­
большие шансы стать невротиками и психопатами).

8. Пример под вопрос. Главное — не безупречность образ­
ца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверитель­
ны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяж­
кие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.

 

9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинствен­
ности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения
взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскры­
вающему письма, перехватывающему записку, подгляды­
вающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.

10. Учитывать состояние.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Таким образом, различные группы ме­тодов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности школьника, яв­ляются, как говорил А.С. Макаренко, своеобразным «ин­струментом прикосновения к личности», с помощью ко­торого «включаются механизмы» самореализации личности. Не существует хорошего или плохого метода; эффек­тивность того или иного метода воспитания зависит от цели и задач, отобранного содержания и средств воспитания, от эффективности выбранных педагогом организационных форм, инструментовки методов воспитания и воздействия, от логики используемых педагогических приемов.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Метод воспитания и метод воздействия: в чем сходство и

различие?

2. Классификация методов воспитания: зачем? Что в основе?
Какая классификация наиболее приемлема?


 

3. Теоретические и методические основы методики убеждения.

4. Как наилучшим образом реализовать методы организации
жизни и деятельности детей?

5. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вы­
вести собственные правила.

6. Роль и место, методика реализации внушения в воспита­
тельном процессе.

Рекомендуемая литература

Бордовская Н.В., Реан АЛ. Педагогика. Раздел «Способы вос­питательного воздействия на человека». М., 2000.

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся вос­питанию. М., 2001.

Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971.

Коротов В.М. Методы убеждения. Методы педагогического стимулирования // Кн. Введение в педагогику. М., 1999.

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллекти­ва. М., 1974. Гл. 2.

Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. Макаренко А.С. Лекция «Методы воспитания». Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1977. Т. 1.

Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь,

1972.

Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-399.