Заказ № 1233.
Глава II. Теоретические основы воспитания
2.3. Цель и задачи воспитания
туры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели. Если выбор — то из чего? Прежде всего из «материального — духовного».Еще А. Экзюпери писал: «На свете есть только одна проблема, одна единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балаганами и кроссвордами. Совершенно невозможно жить без поэзии, без красок, без любви». Это и выбор определенных областей культуры:экономики, политики, права, морали, художественной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Вот почему насущная задача современного школьного педагога — повышение грамотности и профессионализма в области многих наук: экономики, политолотии, .культурологии, этики, эстетики, права, медицины и т.д. Есть еще одни выход — привлечение в процесс воспитания специалистов этих дисциплин (теоретиков и практиков), ибо содержание воспитания требует поднятия его с уровня житейско-обыденного на уровень, отвечающий современным научным требованиям.
Это еше и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой-- музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и т.д., увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Эта истина стара: «На сладостях, пирожных, конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; пользуйся ею» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).
Это и выбор между «модным и консервативным»:в оценке истории, в литературе, экономике, политике, произведениях искусства, одежде, формах поведения, бытовых мелочах... Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).
Особую важность представляет с этих позиций ориентация школьных педагогов в молодежной субкультуре. Чтобы повести своих воспитанников в большую общечеловеческую культуру. При этом стратегия и тактика отбора произведений культуры требуют выстраивания определенной логикиприобщения к культуре, чтобы это приобщение было ненавязчивым, не бестактным, не оголенным морализированием и замещением «вашего бескультурья» на «высокую'культуру». Думается, что эта логика, определяемая стратегией отбора содержания воспитания, предполагает несколько ступеней между двумя полюсами: материальное -> духовное, пассивное —> активное, зло —> добро, ложное -^ истинное, низменное -^ высокое, грязь -> чистота, ненависть -» любовь, бездействие —> действие, невежество -* просвещенность и т.д. Количество «ступенек» определяется уровнем воспитанности школьника, на котором он находится в момент педагогического воздействия.
ЗАДАЧИ ТАКТИЧЕСКИЕ |
Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога потребность составить перечень еще более конкретных задач — тактических,которые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы. Еще Д.И. Менделеев писал: «В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана». А процесс воспитания, как известно, -- процесс многофакторный. Таким образом, план воспитательной работы -- насущная необходимость воспитательного процесса, диктуемая его целенаправленным характером, его сущностью.
Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализуется в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспективжизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив — близких, средних и дальних*. При этом критерием успешности или неуспешности воспитатель-
* Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М, 1977. Т. 1. С. 232—239.
Глава II. Теоретические основы воспитания
2.3. Цель и задачи воспитания
ного процесса выступает закономерность, проявляющаяся в том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода»*.
Начинать надо с сегодняшней, доступной перспективы близко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хорошему, радостному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, рисовать, танцевать, петь, конструировать, строить, общаться, ходить в походы, веселиться... Все это легко вплетается в ткань повседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается педагогом как близкая и более отдаленная (средняя) перспектива. Из определенной направленности серии близких и средних перспектив исподволь складывается сущностное содержание далекой перспективы — цели воспитания.
А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... — надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит более сложные и богатые прелести — в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже и Сейчас материя, выражена в музыке Бетховена или Чайковского, в великих изобретениях, в технике, — очень высокая штука, такая высокая, что я не променял бы ее на вечность»**.
И еще об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от воспитанника, ради которого они ставились и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников -- разнолики, разноплановы, а достижение их происходит в едином процессе.
Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники называют (в игре «Цветик-семицветик»): здоровье, любовь,
* Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
** Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 15 августа 1938 года. Собр. соч.: В 7т. М„ 1958, Т. 7. С. 465.
счастье, высшее образование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: «много дармовых денег», «везенье и удача», «богатство», «выйти замуж за мафиози», «дом из 25 комнат», «свободно тусоваться с кем хочу и где хочу», «связи»... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.
И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопреде-1енны. Вот стихотворение старшеклассницы Юли Фе-юровой, написанное как ответ на философское высказывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает самого начала»:
Что есть гармония души?
И что теряет проигравший?
Мечты куда-то отошли,
Остался он, все что-то ждавший. Путь беспорядочен и прост, Но что скрывается за этим? А то, что жизнь, как чистый холст, Что белизной своею светел.
Он чист, свободен от тревог,
Печали, горя и заботы.
Таким казаться каждый мог,
Когда б нашелся этот кто-то. Но человек есть человек, Он тонет в грусти, в неудачах И мрачно доживает век В своих поставленных задачах.
Их словно нет, они нигде -
Роятся в хаосе и бездне,
И голова трещит от дел
Пустых, никчемных, бесполезных. Создавший образ свой таким, Неусомнившийся в провале, Тот, мысли чьи неглубоки, Средь нас останется едва ли!
Мудрость педагогическая, видимо, в том заключается, чтобы, организуя жизнедеятельность детей в воспитательном процессе школы, постепенно, исподволь руководствуясь целью и задачами воспитания, вводить в
Глава II. Теоретические основы воспитания
жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к которым переориентирует (если цель неблаговидна), выведет (если.цель расплывчата и туманна}... к цели возвышенной, сформулированной самим педагогом.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Цели воспитания в глобальном и локальном значении: как
они взаимосвязаны? Не противоречат ли друг другу? И если
да, то как выходить из этого противоречия?
2. Как формулируется цель воспитания в современной гума
нистической теории воспитания? Найдите доводы, подтвер
ждающие ее необходимость.
3. Диалектическое единство цели и стратегических задач.
4. Задачи стратегические и тактические как основа отбора со
держания и планирования воспитательной работы.
5. Основные идеи, позволяющие педагогу стимулировать са
моактуализацию воспитанников в процессе воспитания.
Рекомендуеиаялитература
Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.
Берне Р. Развитие Я-концпции и воспитание. М., 1986.
Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1993.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. VI, § 1.
Караковский В.А. и др. Ориентирование детей на общечеловеческие ценности // Кн. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. V.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М., 1977.
Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.
Маленкова Л. И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.
Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
МаслоуА. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.
Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С, Цели современного воспитания, Ульяновск, 1996.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. Темы 8, 9.
2.4.Сопротивление воспитанию» |
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
Целеполагание в школьной воспитательной системе // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999- Ч. III. §1,9.