Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Воспитание: «те, кто могут впасть в детство, учат тех, кто не может впасть во взрослость».

Шутка десятиклассника

НАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ

Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания не­мыслима жизнь человеческого обще­ства, Ибо его назначение — передача накопленных зна­ний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыс­лимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспита­ние относится к числу категорий общечеловеческих, ка­тегорий вечных. Оно появилось с возникновением челове­ческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, ново­временной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспи­тательная деятельность, без сомнения, принадлежит к об­ласти разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в при­роде его нет...»


1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи 9

Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармлива­ние». Но люди очень рано, еще на заре человеческого об­щества, поняли, что дитя человеческое нуждается не толь­ко в пише физической, материальной, но и в пище ду­ховной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ре­бенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усо­вершенствовании»

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное пи­тание») на высокий профессиональный уровень, обще­ство постепенно создает различные воспитательные уч­реждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты...

Таким образом, издревле и до наших дней воспита­нию придается большое значение. Даже отдается приори­тет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный че­ловек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравствен­ное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».

О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, имен­но «духовному питанию», говорят многочисленные исто­рии с «Маугли» — детьми, вскормленными и взращен­ными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Коннор описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Гол­ландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчь­ем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек. Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9—10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7—8 лет, только через два года научи­лась стоять, через 6 лет — ходить. К 17—18 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетне-



Глава I. Воспитание как педагогическое явление


1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи



 


го ребенка. Словарный запас таких детей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять про-' стейшие арифметические действия они вообще не могут.

Хорошо известны каждому школьному педагогу печаль­ные истории детей из неблагополучных семей, не полу­чивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подро­стков-правонарушителей, пагубные последствия алкого­лизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...

Что же такое воспитание?Как его понимают учителя-практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г. Севасто­поля мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое глав­ное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень мно­го признаков, характеризующих воспитание как позитив­ный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрас­ным и безобразным»; «воспитать человека нужного об­ществу, достойного, красивого в своих поступках и де­лах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и рабо­тать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ре­бенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и ува­жение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».

Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зре­ния, высказанных педагогами, просматриваются гумани­стические начала отношения к воспитанию, которые ис­поведуются сегодня лучшими учителями, и в определе­нии цели и задач воспитания, и в содержании, и в пози­ции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.

Однако среди общего позитивного стиля и тона выс­казываний есть и такое: «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив». Здесь просматривается хорошо известный в истории пе­дагогики (и в теории, и в практике), а также и в совре­менной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарныйподход в воспитании и обучении. Он осно-


ван на авторитете, правильных взглядах, верных нравствен­ных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль! При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступ­ников, которым мораль служила во все времена».

Спросите у детей разного возраста, любят ли они, ког­да их воспитывают? — получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправиль­но воспитывают», «если меня пытаются воспитывать не­уважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают».

Вот почему А.С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: «Не следует въедаться детям в печенки педаго­гикой». Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание -наибольшим». Аналогично у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание сти­рает ее». Еще более категорично у Ф. Вольтера: «От вся­кого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Почему так? Видимо, насилие над личностью, униже­ние ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываем­ся мы, когда корежим формирующуюся личность школь­ника воздействиями типа: «Только посмей...», «Прекрати сейчас же..!», «Кто.., тот будет весь год...» Сплошные уг­розы, наказания, чтение нотаций, морализирование, зап­реты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «-полицию духа» (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой ба­рьер»); появляется «сопротивление воспитанию».

Известный педагог, наш современник В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоян-



 


1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

Глава I. Воспитание как педагогическое явление

ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА И ПРАВА РЕБЕНКА

ном применении к воспитуемому частицы «не» с гла­голами».

Проверим себя: не так ли поступает педагог в обще­нии с ребенком, который не всегда укладывается в предписываемые ему нормы поведения, бунтует про­тив подавления естественных потребностей, развития его природы — физической и психической. Вниматель­но прочитаем стихотворение Р. Рождественского «Алеш-кины мысли»:

Мне на месте не сидится. Мне — бежится!

Мне — кричится! Мне — играется,

рисуется,

лазается и танцуется! Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается! Мне кривляется,

дурачится,

улыбается и плачется, ерзается и поется, падается и встается! Лично

и со всеми вместе к небу

хочется взлететь! Не сидится мне

на месте... А чего на нем сидеть?!

И как это ни парадоксально, чем выше статус лич­ности ребенка (подростка), чем развитее его позитив­ные качества, тем сложнее оказывается совершение пе­дагогического воздействия на него. Это подметил еще А.С. Макаренко: «Нормальные дети или дети, приведен­ные в нормальное состояние, являются наиболее труд­ными объектами воспитания. У них тоньше натуры, слож­нее запросы, глубже культура, разнообразнее отноше­ния. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».


 

Вот почему в "последнее десятилетие в педагогических кругах заговорили об экологии детства, экологии воспи­тания, экологии духовной жизни ра­стущего человека. Известно, что экология (греч. yikos -«дом, жилище, местопребывание») -- наука об отноше­ниях организмов с... окружающей средой. Чаще челове­чество озабочено влиянием последствий НТР на приро­ду. Но педагогам известно, что для нормального разви­тия ребенка (подростка) важна также среда социальная и, как самая приближенная к растущему человеку, мик­росреда, т.е. родители, педагоги, ближайшее окружение других людей -- друзей, сверстников на улице, других взрослых... И взаимоотношения со средой — залог их нор­мального развития.

В этой связи следует рассматривать и проблему прав человека (и ребенка, в частности). Признавая необходи­мость роста грамотности в области прав человека, ООН объявила период с 1995 по 2005 г. десятилетием просве­щения в области прав человека. Насущные права ребен­ка, как известно, отражены в двух основных документах: «Декларации прав ребенка» (1959 г.) и «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.)*. Приведем здесь лишь две вы­держки, имеющие прямое отношение к реализации идей экологии детства и воспитания:

«Ребенок имеет право на получение образования... ко­торое бы способствовало его общему культурному раз­витию и благодаря которому он мог бы на основе ра­венства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества» (из «Декларации прав ребенка», Генеральная Ассамблея ООН, 20 нояб­ря 1959 г.).

* Книги, которые помогут педагогу-практику решить возникшие пра­вовые проблемы, связанные с воспитанием:

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российс­кой Федерации» // Права ребенка. — 1998. — № 1.

Сборник законов РФ в защиту детства НИИ детства. М, 1999.

Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.

Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права. М., 1999.

О положении детей в РФ. Государственный доклад. М., 2000.

Дети России на пороге XXI века. Российский детский фонд. НИИ РДФ. М., 2001.


Глава I. Воспитание как педагогическое явление

«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои воз­можности в безопасных и благоприятных условиях...» (из «Всемирной Декларации об обеспечении выжива­ния защиты и развития детей». Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

Этой же идее отвечает и складывающаяся идея поли­системности образования и воспитания: нахождение для каждого конкретного ребенка (подростка) адекватной ему воспитательной системы. Вот почему в сегодняшней школе продуктивна тенденция к расширению многооб­разия типов и моделей учебно-воспитательных учреж­дений.

В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа -островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель вос­питания — самоактуализацию личности взрослеющего че­ловека.

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ; ЕЕ ПРОГРЕССИВ­НЫЕ ИДЕИ

Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в со­временной школе, является смена парадигмы воспитания, которая по­влекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагоги­ческих идей в теории и методике воспитания. Сутью сме­ны парадигмы воспитания является переход от идеи ко­мандно-административного влияния педагогического про­цесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистичес­кой идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ре­бенка (подростка), его самоактуализации в статусе по­лезного члена общества на основе потребностей и потен­циальных возможностей.

Теоретическое обоснование новой парадигмы воспи­тания происходит на стыке современного знания из об­ластей многих наук: философии воспитания, педагоги­ческой культурологии, акмеологии, аксиологии, синер-


1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи______ 1_5

гетики, антропологии, психологии, педагогики, мето­дики воспитания, современных педагогических техно­логий... Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки - этику, эстети­ку, экономику, экологию, политологию, культуроло­гию, медицину, валеологию, сексологию и многие-мно­гие другие.

Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-экспериментальной работе ученых и практиков.

Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.

1. Ребенок(дети) в современной гуманистической па­радигме воспитания рассматривается как наивысшая цен­ность.Он обладает большими потенциальными возмож­ностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия вос­питанника таким, каков он есть, с целью стимулирова­ния его дальнейшего позитивного разностороннего раз­вития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым рис­ком ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в от­ношениях с ним.

2. Целью воспитанияявляется разностороннее гар­моничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой дея­тельности. На этом основании строится системавоспи­тания.

О Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (под­ростка).

О «Педагогика свободы» (О.С. Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и за­боты начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую ста­дию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.



 


16___________ Глава I. Воспитание как педагогическое явление

3. Суть воспитания — развитие отношений воспитан­
ника к окружающему миру: Родине, обществу, людям,
живой и неживой природе, материальным и духовным
ценностям, к себе самому... То есть формирование жиз­
ненной позиции — своего места в системе ценностных
отношений к миру. При этом отношение — категория из­
бирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок
(детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценно­
стей — политических, экономических, нравственных, эс­
тетических и т.д., в позицию активного субъекта воспи­
тывающей деятельности и саморазвития.

4. Содержаниемвоспитания, его основой является
обеспечение воспитаннику активной позиции в орга­
низуемой педагогом воспитывающей деятельности: по­
знавательной, ценностно-ориентированной, обществен­
ной, трудовой, художественной, физкультурной, дея­
тельности свободного общения. Все эти виды деятель­
ности пронизывает деятельность игровая, облегчающая
процесс передачи социально ценных отношений: дела­
ет его эмоциональным, допускает избирательность,
имеет высокие нравственные принципы и правила,
чаще всего возникает непроизвольно в детской среде,
позволяет научиться «проигрывать» сложные жизнен­
ные коллизии...

Смысл, основная идея образования (воспитания) — не «человек образованный», впитавший в себя «послед­нее слово современной науки», а «человек культуры», со­прягающий в своем мышлении и деятельности различ­ные культуры, формы деятельности и нравственные цен­ности...

5. Вся система образования (обучения и воспитания)
в современной школе ориентирована на личностный под­
ход
— «последовательное отношение педагога к воспи­
таннику как к личности, как к самостоятельному ответ­
ственному субъекту собственного развития и как к субъек­
ту воспитательного взаимодействия»*.

Вот почему основой методики воспитания следует счи­тать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятель-

* Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. I. С. 522.


 

1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

ности как самодеятельности, управление детским коллек­тивом как самоуправление. И в такой заданности воспи­тательного процесса позиция педагога иная, чем это име­ет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным Соучастником детской жизни.

6. В таком понимании воспитания и позиции педа­
гога в воспитательном процессе продуктивной являет­
ся идея педагогической поддержкикак особого подхода
в воспитании, определяемого как «привентивная (пре­
дупреждающая, предохранительная. -- Л.М.) и опера­
тивная помощь в развитии и содействии саморазвитию
ребенка, которые направлены на решение его индиви­
дуальных проблем, связанных со здоровьем, продвиже­
нием в обучении, коммуникацией и жизненным само­
определением»* .

7. Продуктивное обучение и воспитание строится в
режиме диалогового общенияпедагога и воспитанника.
М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находит­
ся в голове отдельного человека, она рождается между
людьми, совместно ищущими истину, в процессе их ди­
алогического общения». Вот почему в практику воспита­
ния входят: «диалог культур», диалоговое общение «вос­
питатель о воспитанник», диалоговые формы отноше­
ний в организованной детской (подростковой) среде и
т.д. Сюда же можно отнести идею много- (или мульти-)
культурного воспитания**.

И последнее: назначение и позиция воспитателя.Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е,Н. Ильин в пяти оп­ределяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Как исторически сложилась общественная функция «вос­питание»? Как история и современное состояние общества повлияли на понимание сущности воспитания?

* Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как ин­новационная проблема // Кн. Новые ценности образования: десять кон­цепций и эссе. Вып.З. М., 1995,

** Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.



Глава I. Воспитание как педагогическое явление

Понятие воспитания в теории и педагогической практи­ке: общее и различное?

Современные прогрессивные идеи теории и практики воспитания. В какой мере они влияют на массовую прак­тику организации учебно-воспитательного процесса? Ка­ковы возможные пути их внедрения в деятельность каж­дого педагога, каждого учебно-воспитательного учреж­дения?

Какие рекомендации современному педагогу (воспитателю) можно сформулировать на основе современных идей ново­го воспитания?


1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности 19