Глава 12. Ликвидация

Статья 65. Основания ликвидации страховой (перестраховочной) организации

1. Ликвидация страховой (перестраховочной) организации, в том числе по основанию банкротства, осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных настоящим Законом и нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

2. Страховая (перестраховочная) организация может быть ликвидирована по следующим основаниям:

1) по решению ее акционеров при наличии разрешения уполномоченного органа (добровольная ликвидация);

2) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

В статью 66 внесены изменения Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.)

Статья 66.Комитет кредиторов добровольно и принудительно ликвидируемых страховых (перестраховочных) организаций

1. В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в процедурах добровольной и принудительной ликвидации страховых (перестраховочных) организаций создается комитет кредиторов.

Состав комитета кредиторов ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации утверждается уполномоченным органом по представлению ликвидационной комиссии страховой (перестраховочной) организации.

2. Особенности формирования и деятельности комитета кредиторов устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

В статью 67 внесены изменения Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.02.06 г. № 128-III (см. стар. ред.)

Статья 67.Особенности добровольной ликвидации страховой (перестраховочной) организации

1. Добровольная ликвидация страховой (перестраховочной) организации проводится при наличии разрешения уполномоченного органа.

2. К ходатайству о выдаче разрешения на проведение добровольной ликвидации должны прилагаться документы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

3. Ходатайство на получение разрешения на проведение добровольной ликвидации страховой (перестраховочной) организации должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение одного месяца со дня поступления всех необходимых документов.

4. При получении разрешения на добровольную ликвидацию страховая (перестраховочная) организация обязана в недельный срок вернуть все ранее выданные лицензии в уполномоченный орган.

5. После получения разрешения уполномоченного органа на добровольную ликвидацию страховая (перестраховочная) организация создает ликвидационную комиссию, с учетом филиалов и представительств страховой (перестраховочной) организации к которой в установленном законодательством порядке переходят полномочия по управлению имуществом и делами страховой (перестраховочной) организации.

6. Ликвидационная комиссия добровольно ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации обязана предоставлять в уполномоченный орган по его запросу любые сведения о своей деятельности и данные, касающиеся ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации.

7. Ликвидационная комиссия обязана в течение десяти дней со дня утверждения отчета о ликвидации и ликвидационного баланса страховой (перестраховочной) организации предоставить их в органы юстиции и уполномоченный орган.

При завершении ликвидации страховой (перестраховочной) организации ликвидационная комиссия обязана в установленном порядке сдать документы для хранения в архив и уведомить об этом уполномоченный орган.

8. В случае недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов страховая (перестраховочная) организация подлежит принудительной ликвидации по основаниям банкротства.

9. Контроль за деятельностью ликвидационной комиссии добровольно ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации осуществляет уполномоченный орган.

Особенности деятельности ликвидационной комиссии добровольно ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

10. В связи с невозможностью завершения добровольной ликвидации страховой (перестраховочной) организации уполномоченный орган вправе обратиться в суд о ее принудительной ликвидации.

См.: Правила добровольной ликвидации страховых (перестраховочных) организаций в Республике Казахстан.

Статья 68. Отказ в выдаче разрешения на добровольную ликвидацию

1. Отказ в выдаче разрешения на добровольную ликвидацию страховой (перестраховочной) организации производится уполномоченным органом по следующим основаниям:

1) нарушение в результате предполагаемой добровольной ликвидации законных интересов страхователей и иных кредиторов;

2) непредоставление документов, предусмотренных нормативными правовыми актами уполномоченного органа;

3) несоответствие предоставленных документов законодательству Республики Казахстан.

2. Уполномоченный орган письменно уведомляет заявителя об отказе в выдаче разрешения на его добровольную ликвидацию с указанием оснований отказа.

В статью 69 внесены изменения Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.02.06 г. № 128-III (см. стар. ред.)

Статья 69. Особенности принудительной ликвидации страховой (перестраховочной) организации

1. Исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II

2. Временная администрация складывает свои полномочия и передает документы и имущество страховой (перестраховочной) организации председателю ликвидационной комиссии в срок не более десяти дней. В случае, если принудительно ликвидируемая страховая организация является участником системы гарантирования страховых выплат, временная администрация предоставляет в организацию, осуществляющую гарантирование страховых выплат по обязательным видам страхования, информацию в объеме и сроки, которые предусмотрены нормативным правовым актом уполномоченного органа.

3. Исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II

4. Исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II

5. В случае принудительной ликвидации страховой (перестраховочной) организации суд оповещает уполномоченный орган и в течение десяти дней направляет ему копию решения о принудительной ликвидации страховой (перестраховочной) организации.

6. В случае принятия судом решения о принудительной ликвидации страховой (перестраховочной) организации по основанию, не связанному с отзывом лицензии уполномоченным органом, уполномоченный орган рассматривает в установленном законодательством порядке вопрос об отзыве ее лицензии.

7. Ликвидация страховых (перестраховочных) организаций по основанию банкротства осуществляется, с учетом требований настоящего Закона.

В статью 70 внесены изменения Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.02.06 г. № 128-III (см. стар. ред.)

Статья 70.Ликвидационная комиссия принудительно ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации

1. После принятия решения о ликвидации страховой (перестраховочной) организации, в том числе по основанию банкротства, суд возбуждает ликвидационное производство и возлагает на уполномоченный орган обязанности по созданию ликвидационной комиссии страховой (перестраховочной) организации с учетом ее филиалов и представительств.

Порядок назначения и освобождения ликвидационных комиссий принудительно ликвидируемых страховых (перестраховочных) организаций и требования, предъявляемые к председателю и членам ликвидационной комиссии, определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

2. Промежуточный ликвидационный баланс и реестр требований кредиторов ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации утверждаются уполномоченным органом.

3. Ликвидационная комиссия ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации обязана предоставлять в уполномоченный орган отчеты о проделанной работе и по его письменному запросу дополнительные сведения о своей деятельности и данные, касающиеся ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации.

4. Ликвидационная, конкурсная масса страховой (перестраховочной) организации формируется в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Ежемесячный размер вознаграждения, выплачиваемого председателю, членам ликвидационной комиссии страховой (перестраховочной) организации и иным привлеченным работникам не должен превышать на каждого из них размер десятикратной минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Продажа имущества ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации производится ее ликвидационной комиссией в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Контроль за деятельностью ликвидационной комиссии страховой (перестраховочной) организации осуществляет уполномоченный орган.

5. Ликвидационная комиссия представляет в суд согласованный с уполномоченным органом отчет о ликвидации и ликвидационный баланс.

Суд утверждает отчет о ликвидации и ликвидационный баланс и выносит определение о завершении ликвидационного производства.

Ликвидационная комиссия направляет копию определения суда соответствующему органу юстиции, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, а также уполномоченному органу.

Порядок ликвидации и требования к работе ликвидационных комиссий принудительно ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

При завершении ликвидации страховой (перестраховочной) организации ликвидационная комиссия обязана в установленном порядке сдать документы для хранения в архив и уведомить об этом уполномоченный орган.

6. исключен в соответствии с Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II

Статья 71. Признание страховой (перестраховочной) организации банкротом

1. Неплатежеспособность и несостоятельность страховой (перестраховочной) организации устанавливаются с учетом соответствующего заключения уполномоченного органа.

2. Реабилитационные процедуры в отношении страховой (перестраховочной) организации могут быть назначены судом при наличии соответствующего заключения уполномоченного органа.

3. Реабилитационные процедуры в отношении страховой (перестраховочной) организации могут производиться в форме санации или в форме передачи страховых обязательств и соответствующей им суммы активов заинтересованным страховым (перестраховочным) организациям посредством публичных торгов, проводимых в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

4. Страховая (перестраховочная) организация может быть признана банкротом только по решению суда в установленном законодательством порядке. Внесудебная процедура ликвидации несостоятельной страховой (перестраховочной) организации по решению ее кредиторов и самой страховой (перестраховочной) организации не допускается.

5. Заключение мирового соглашения сторонами по делу о банкротстве страховой (перестраховочной) организации не допускается.

В статью 72 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.06.03 г. № 436-II (см. стар. ред.); Законом РК от 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.02.06 г. № 128-III (см. стар. ред.)

Статья 72.Очередность удовлетворения требований кредиторов страховой (перестраховочной) организации

1. Требования кредиторов страховой организации, признанные в установленном законодательством порядке, должны быть удовлетворены в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая страховая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей по основаниям, не связанным с ответственностью по договорам страхования;

2) во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по заключенным договорам страхования, связанным с личностью застрахованного;

4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов - физических лиц по заключенным ими договорам имущественного страхования и другим видам страхования, не связанным с личностью застрахованного;

5) в пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по заключенным договорам страхования иным, чем указано в подпунктах 3) и 4) настоящего пункта, а также требования фонда, гарантирующего осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) при принудительной ликвидации страховой организации по договорам обязательного страхования, по осуществленным гарантийным, компенсационным выплатам и иным расходам, связанным с их осуществлением;

6) в шестую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой страховой организации в пределах суммы обеспечения;

7) в седьмую очередь погашается задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет, а также по возврату кредитов, выданных из республиканского бюджета;

8) в восьмую очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

2. Расходы, связанные с ликвидационным производством страховой (перестраховочной) организации, а также расходы на осуществление страховых выплат по страховым случаям, наступившим до вступления в законную силу решения суда о ликвидации страховой (перестраховочной) организации либо до вступления в силу решения уполномоченного органа о выдаче разрешения на добровольную ликвидацию страховой (перестраховочной) организации, производятся вне очереди.

3. Требования кредиторов перестраховочной организации, признанные в установленном законодательством порядке, должны быть удовлетворены в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая перестраховочная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей по основаниям, не связанным с ответственностью по договорам перестрахования;

2) во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) в третью очередь удовлетворяются требования цедентов, возникающие из договоров по отрасли «страхование жизни»;

4) в четвертую очередь удовлетворяются требования цедентов, возникающих из договоров по отрасли «общее страхование»;

5) в пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой перестраховочной организации в пределах суммы обеспечения;

6) в шестую очередь погашается задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет, а также по возврату кредитов, выданных из республиканского бюджета;

7) в седьмую очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

4. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При удовлетворении требований кредиторов одной очереди средства распределяются между ними пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

5. При наступлении соответствующей очереди требование кредитора с его согласия может быть удовлетворено способами, не противоречащими законодательству Республики Казахстан, в том числе в денежной форме и (или) посредством передачи имущества в натуральной форме с соблюдением принципа пропорциональности расчетов.

Статья 73 изложена в редакции Закона РК от 10.07.03 г. № 483-II (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.12.05 г. № 107-III (см. стар. ред.); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.)

Статья 73.Контрольные полномочия уполномоченного органа в ликвидационном процессе страховых (перестраховочных) организаций

1. В целях осуществления контроля за деятельностью ликвидационных комиссий добровольно и принудительно ликвидируемых страховых (перестраховочных) организаций, в том числе по основанию банкротства, уполномоченный орган вправе:

1) получать от ликвидационных комиссий отчеты о проделанной работе, а при необходимости и дополнительную информацию;

2) устанавливать форму, сроки и периодичность предоставления ликвидационными комиссиями отчетов и дополнительной информации;

3) проводить проверки деятельности ликвидационных комиссий в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

4) при выявлении в деятельности ликвидационных комиссий нарушений законодательства Республики Казахстан, прав и законных интересов кредиторов выносить обязательные для исполнения ликвидационными комиссиями письменные предписания об устранении нарушений, устанавливать срок исполнения предписания;

5) в случае неисполнения ликвидационной комиссией в установленный срок письменного предписания обращаться в суд либо в органы прокуратуры за защитой прав и охраняемых законом интересов кредиторов;

6) устанавливать особенности и порядок формирования и утверждения сметы ликвидационных расходов;

7) определять требования по выполнению ликвидационными комиссиями правил хранения наличных денег в кассе, совершения приходных и расходных операций с наличными деньгами, ведения кассовых документов, по обеспечению расходования наличных денег, лимитов остатков кассы, а также сроков сдачи наличных денег на текущий счет ликвидационной комиссии.

2. В случае нарушения ликвидационной комиссией законодательства Республики Казахстан председатель ликвидационной комиссии несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.