Теоретический материал по теме «Типология и социально-психологическая характеристика личности».

Личность - индивид как субъект социальных отношений, система со­циально значимых качеств человека, продукт социализации. Личность характеризуется активностью (способностью к надситуативному поведе­нию, действию по своим личностным принципам, реализации своих по­зиций), устойчивой системой поведенческих мотивов, личностных смы­слов, степенью осознанности своих отношений к различным явлениям действительности, самосознанием (Я-концепцией), определенным уров­нем притязаний, стремлением к самореализации и персонализации (быть достойно представленной в сознании других людей).

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций, овладения базовыми социальными ценностями. Не менее су­щественно и обособление личности - ее творческое самоформирование, избежание микросоциальной замкнутости.

Личность - субъект нравственной деятельности. Нравственные требо­вания, ставшие категорическими императивами, образуют сверхсознание личности. Распад личности - ее нравственная деструкция.

Индивид - человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, влечений, эмоциональных особенностей), психофизиологическое качество отдельного человека.

Индивидуальность - совокупность качеств отличающих данного индивида от масс других.

Совместимость межличностная - взаиморасположение партнеров по ощущению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве и взаимном дополнении) их психических качеств, ценностных ориентации и способов деятельности, высокий уровень взаимопонимания, взаимоуважения и симпатии. Особое значение приобретает в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Сознание - высшая форма психики, присущая человеку, характеризующаяся категориально-ценностным отражением действительности.

Социализация - процесс становления социальных качеств личности, интернализация (присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучение и воспитание) и стихийного воздействия.

 

Структура личности

Личность  

 

 

 
 

 

 


Индивидуальная психологическая сторона:   Ø внимание Ø память  

 

Мировоззренческая сторона:     Ø моральный облик Ø нравственный облик  
Социальная психологическая сторона:   Ø отношение к другим людям Ø социальные роли Ø социальные установки Ø социальные позиции