Цель маркетинга
Целью современного маркетинга является не продажа товара или услуги любым способом (включая обман покупателя), а удовлетворение потребностей клиентов.
Цель маркетинга — привлекать новых клиентов, обещая им высшую потребительскую ценность, и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющиеся запросы.
Основная задача маркетинга — понять нужды и потребности каждого рынка и выбрать те из них, которые их компания может обслуживать лучше других. Это позволит компании производить товары более высокого качества и тем самым увеличивать объемы продаж и повышать свои доходы путем лучшего удовлетворения потребностей целевых покупателей.
Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров, обладающих потребительской ценностью и обмена ими.
Чтобы объяснить это определение необходимо рассмотреть несколько понятий непосредственно связанных с маркетингом:
§ нужда — чувство необходимости удовлетворения основных потребностей
§ потребности и запросы — специфическая форма удовлетворения человеческих нужд
§ спрос — потребность в определенных товарах, выраженная в способности человека их приобрести
§ товар и услуги
§ потребительская ценность — оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды
§ удовлетворенность потребителя
§ обмен — акт приобретения некоего желаемого товара на нечто предлагаемое другой стороной.
§ сделка
§ рынок
Принципы маркетинга
В современной хозяйственной практике взаимоотношения организации с большинством субъектов рынка должны строиться на принципах маркетинга.
Основные принципы маркетинга:
1. Научно практические исследования рынка и производственно-сбытовых возможностей предприятия.
2. Сегментация. Её смысл заключается в том, что предприятие выявляет для себя наиболее приемлемый сегмент рынка (однородную группу потребителей), в отношении которой и будет проводить исследование рынка и продвижение товара.
3. Гибкое реагирование производства и сбыта предполагает быстрое изменение в зависимости от меняющихся требований рынка, эластичности спроса и предложения.
4. Инновация предполагает совершенствование и обновление товара, разработку новых технологий, внедрение новых методов работы с потребителями, выходы на новые рынки, обновление рекламы, новые каналы товародвижения, новые методы сбыта.
5. Планирование предполагает построение производственно-сбытовых программ, основанных на рыночных исследованиях, и конъюнктурных прогнозах.
Таким образом, маркетинг следует рассматривать как экономический, социальный, управленческий и технологический процессы, основанные на следующих основных принципах:
§ постоянное изучение состояния и динамики рынка;
§ адаптация к условиям рынка с учетом требований и возможностей конечных потребителей,
§ активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.
Управление поведением организации на основе принципов маркетинга должно обеспечивать работу в динамичном, непрерывном (кольцевом) режиме, обеспечивающем гибкость и адаптивность организации к турбулентным изменениям рыночной среды.
Цель управления поведением организации на основе принципов маркетинга — определить перспективные направления деятельности организации на рынке, обеспечивающие конкурентные преимущества организации с минимальными затратами ресурсов.
Основные задачи маркетинга:
§ Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
§ Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
§ Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
§ Формирование ассортиментной политики фирмы.
§ Разработка ценовой политики фирмы.
§ Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
§ Сбыт продукции и услуг фирмы.
§ Коммуникации маркетинга.
§ Сервисное обслуживание.
Основные функции маркетинга:
§ планирование;
§ организация;
§ координация;
§ мотивация;
§ контроль.
Дополнительные функции, присущие только маркетингу:
§ комплексное исследование рынка (детальное изучение);
§ анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия;
§ разработка маркетинговой стратегии и программы;
§ осуществление товарной политики;
§ осуществление ценовой политики;
§ осуществление сбытовой политики;
§ коммуникационная политика;
§ организация маркетинговой деятельности;
§ контроль маркетинговой деятельности.