Какой из подходов будет более эффективным и почему?
´ Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте эмоции и чувства как специфические формы отражения действительности.
2. Как соотносятся понятия «эмоции» и «чувства»?
3. Опишите эмоциональные состояния (чувственный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фундаментальные эмоции и др.).
4. Дайте характеристику высшим чувствам человека.
5. Расскажите об основных функциях эмоций и чувств.
6. Раскройте суть психоорганических теорий эмоций (Джемс-Ланге, Кеннон-Бард).
7. В чем суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера?
8. Охарактеризуйте информационную теорию П.В.Симонова.
9. Расскажите о физиологических основах эмоций (концепция эмоциональных «центров» и концепция «эмоционального мозга»).
10. Охарактеризуйте системный подход в изучении мозговых механизмов эмоций.
11. Расскажите о возможностях педагогов в оптимизации эмоциональных состояний школьников.
Тема 12. Воля
План:
1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.
2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.
3. Структура волевого акта.
4. Волевые качества человека и их развитие.
5. Патология воли.
& Список литературы:
Основной:
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 2008. - «Университетская электронная библиотека онлайн»
2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб., 2006.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2009.
Дополнительный:
1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М., 2001.
2. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А.Иванников. - М., 1998.
3. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб., 2000.
´ Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.
2. Охарактеризуйте волевые действия.
3. Раскройте взаимосвязь воли и сознания.
4. Какие вы знаете теории воли?
5. Каковы взгляды античных и средневековых философов на проблему воли?
6. Что является физиологической основой воли?
7. Что вы знаете о нарушениях воли?
8. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.
9. Что такое волевое усилие и решительность?
10. Что относится к волевым качествам человека?
11. Каково соотношение волевых усилий и волевых качеств?
12. Основные этапы развития воли у ребенка.
13. Какова роль сознательной дисциплины в формировании воли.
14. Назовите факторы, способствующие проявлению волевых усилий.
15. Количественная оценка уровня развития волевых качеств.
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача 1.