Государственного вмешательства
Провал (несовершенство, изъян) рынка — это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии). Напомним их особенности. В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска (продаж). Равновесие достигается при равенстве предельного дохода предельным издержкам, причем цена превышает величину предельного дохода и, следовательно, предельных издержек. При прочих равных условиях монопольная цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж (выпуска) монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери, поскольку суммарный излишек потребителей u1080 и производителей в конкурентной ситуации больше, чем когда цену диктует монополия1. Принято различать ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в отрасль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором — в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем — в запретах, налагаемых государством. Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на обладании всей совокупностью некоторого ресурса (фактора), необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, специализированные производственные мощности или ключевые элементы инфраструктуры. Зачастую 1 Рассматривая данный изъян рынка в более широком контексте, следует сказать, что добровольное взаимодействие, вообще говоря, не обеспечивает максимальной эффективности, если некоторые из участников рынка обладают рыночной властью. государство способно справляться с проблемой ситуативной монополии, непосредственно используя право принуждения. Так, корпорация, сосредоточившая и своих руках все мощности по производству определенного товара, может быть разделена на основе антимонопольного законодательства. Однако принудительное разделение или предотвращение слияний оправданы, когда отсутствует существенная экономия на масштабе, которая создает основу для возникновения естественной монополии. При наличии экономии на масштабе оптимальный объем производства отдельной фирмы может достигать или даже превышать объем рынка. При таких обстоятельствах разделение фирмы-монополиста способно вести к потерям эффективности. Обычно это выражается в том, что демонополизация затруднена технически. Например, водопровод в городе, как правило, имеет смысл эксплуатировать какой- либо одной организации. Ее разделение на фирмы, ответственные за отдельные районы города, могло бы привести только к возникновению локальных монополий при, вероятно, более низкой эффективности. Если же противостояние монополии выразилось бы в создании параллельных систем водоснабжения, принадлежащих различным фирмам, то имел бы место неоправданный рост издержек. Технический прогресс в ряде случаев создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, в сфере телефонной связи (важную роль в данном случае сыграло, в частности, появление сотовой связи). Подчас удается открыть дорогу конкуренции за счет организационных инноваций, Так, в некоторых регионах Западной Европы железнодорожные компании конкурируют между собой, используя свой подвижной состав на одних и тех же путях на основе общего расписания. Однако естественная монополия остается распространенным экономическим феноменом. При наличии этого, как и других провалов рынка, существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия. Второе в свою очередь также может вызывать потери, но в данном параграфе важно прежде всего показать, что организованное на основе закона принуждение является, в принципе, адекватным инструментом преодоления изъянов рынка. В самом деле, именно потому, что применяемое государством принуждение является непосредственной альтернативой свободному взаимодействию, которое составляет суть рыночных отношений, к такому принуждению приходится прибегать, когда результаты добровольных действий неудовлетворительны. Другой альтернативы фактически не существует. Вместе с тем отсюда, разумеется, не следует, что принуждение непременно приводит или всегда способно приводить к желательным результатам. Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естественными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка
условий доступа на рынок. В сущности, именно она имеет место при законодательном запрете монополизации.
Корректировка может выражаться не только в искусственном расширении доступа (например, за счет предотвращения ситуативной монополии), но и в его ограничении. Последнее имеет место, когда в сфере, которая в силу технических особенностей носит характер естественной монополии, воспрещается деятельность
организаций, ориентирующихся на получение прибыли. Чаще всего при этом государственные или муниципальные органы сами непосредственно монополизируют соответствующие виды деятельности, например оказание коммунальных услуг и эксплуатацию коммуникационных сетей. Таким образом, реакцией на естественную монополию становится участие государства в производстве. В ряде случаев естественные монополии передаются негосударственным некоммерческим организациям (обычно в сочетании с регулированием цен).Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно способствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц или организаций исключительными правами в сфере производства определенных товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным правом обусловливает легальную монополию.
Примером служит монополия, достигаемая за счет патентования изобретений. Тем, кто не обладает законным образом оформленным правом, государство закрывает доступ к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут быть также экспорт, импорт, продажа каких-либо товаров на внутреннем рынке, например винная монополия, и др. Установление легальной монополии оправдывается поиском своего рода меньшего из зол. Всякая монополия, при прочих равных условиях, нежелательна. Однако если речь идет о патентовании, она может быть необходима, чтобы обеспечить стимулы технического прогресса. Патент позволяет извлекать выгоды из изобретения, и именно эти выгоды оправдывают затраты сил и средств на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вместе с тем, поскольку никакая монополия небезобидна, политика государства, как правило, предусматривает ликвидацию исключительных прав патентовладельцев по прошествии некоторого времени. Это позволяет постепенно открывать доступ к нововведениям, Например, в США срок действия патентов ограничивается 17 годами. Российским законодательством установлен срок патентов на изобретения в 20 лет. Впрочем, в силу причин, которые будут подробно рассматриваться в гл. 5, нередко имеют место избыточное предоставление государством исключительных прав и распространение легальных монополий за оптимальные пределы. Классические примеры асимметрии информации дает сфера здравоохранения. Пациент, обращаясь к врачу, вынужден полагаться на него и постановке диагноза и выборе методов лечения. Иными словами, потребитель услуги не имеет возможности контролировать производителя. Если бы производители руководствовались только принципом личной выгоды и в той или иной мере не несли ответственности за неадекватное лечение (а ответственность может быть гарантирована только с помощью и при посредстве государства), широкое распространение получили бы наиболее дорогие и не всегда наиболее эффективные варианты медицинской помощи. Асимметрия информации дает о себе знать и во многих других областях экономической деятельности. Обратимся, например, к сфере образования и предположим, что она состоит исключительно из конкурирующих предприятий, борющихся за максимизацию прибыли. В этой сфере, как и в ряде других отраслей услуг, потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана, Точная оценка услуг, которые еще не оказаны, разумеется, не представляется возможной. Оценка строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте. Информационная асимметрия даст о себе знать и при приеме на работу. В данном случае в роли поставщика выступает тот, кто нанимается на определенную должность, а в качестве покупателя — наниматель. Тот, кто ищет работу, заведомо лучше знает свои возможности, меру добросовестности и т. п., чем наниматель. Проблема информационной асимметрии до некоторой степени решается на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательство государства. Оно может приобретать различные формы. Одна из форм — лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получения лицензии обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыков и выполнение других условий. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Наконец, в ряде случаев действенными инструментами, позволяющими блокировать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом таких товаров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финансовой сфере. Идеальная модель функционирования рыночной экономики предполагает, что существуют рынки для всего, что имеет экономическую ценность. В частности, максимально эффективное функционирование рынка капитала возможно при наличии рынков всех будущих благ и страхования от всех видов риска. На практике действительно функционируют фьючерсные рынки, но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, как правило, не превышают нескольких месяцев. Эти рынки не являются всеохватывающими и совершенными, поскольку во многих сферах, в частности связанных с интенсивными инновациями, крайне трудно прогнозировать долгосрочные изменения. Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределить риск между гражданами (налогоплательщиками) в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять сверхдолгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей. При наличии внешних эффектов — экстерналий часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. Внешние эффекты возникают, когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия непосредственно влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций. При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. Наиболее очевидный пример — загрязнение атмосферы предприятиями или автомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижает благосостояние окружающих. Если имеет место отрицательный внешний эффект, порождающее его производство товаров или услуг осуществляется в объемах, превышающих оптимальный уровень. При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и для тех, с кем он контактирует. Если бы сферы, порождающие позитивные экстерналий, развивались исключительно под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем. Известно, что неэффективность, порождаемая экстерналиями, могла бы, в принципе, преодолеваться на основе добровольных соглашений между заинтересованными сторонами. Однако согласно теореме Коуза для этого требуется предельно четкая спецификация прав собственности и отсутствие транзакционных издержек по соответствующим сделкам. Поскольку в действительности трансакционные издержки не равны нулю и, более того, зачастую очень высоки, рынки, способные обеспечивать интернализацию внешних эффектов, складываются сравнительно редко. Собственно говоря, в каждом отдельном случае само наличие внешнего эффекта свидетельствует об отсутствии подобного рынка. Альтернативой рынку выступают действия государства. Нередко оно берет на себя миссию интернализации внешних эффектов. Естественно, государство способно добиваться этого только с использованием присущего ему права принуждения. Закон может запрещать загрязнение окружающей среды, предусматривая штрафы и иные наказания для загрязнителей, либо вводить специальные налоги, за счет которых преодолеваются последствия загрязнения. Те экономические блага, производство и потребление которых порождает наиболее значительные внешние эффекты, принято называть благами, обладающими
особыми достоинствами, или социально значимыми благами. Таковы многие блага (услуги), создаваемые в сферах образования, культуры, здравоохранения. Поскольку положительное воздействие благ, обладающих особыми достоинствами, рассредоточивается среди членов общества, может быть оправданной общественная
(государственная) поддержка производства таких благ, в частности, путем субсидирования потребления или предоставления налоговых льгот производителям. Итак, когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие. Однако характер последних определяется особенностями государственных финансов, формируемых по большей части за счет налогов, т. е. установленных законом обязательных платежей. Существенные провалы рынка возникают в связи с созданием общественных благ, что можно рассматривать как своего рода предельный случай деятельности, порождающей позитивные экстерналии. Этому феномену посвящена следующая глава. Производство общественных благ чаще всего обеспечивается государственным финансированием, которое во многих случаях сочетается с участием государства в производстве. Изъяны свойственны рынку, но также и государству. Государственное вмешательство далеко не всегда обеспечивает Парето-эффективность. Это происходит не только в связи с допускаемыми в силу субъективных причин ошибками политических деятелей и государственных служащих. Как будет показано в гл. 5, изъяны (провалы, несовершенства) государства, т. е. ситуации, когда рациональное поведение индивидов в системе государственных институтов не приводит к эффективной аллокации ресурсов, возникают в силу объективных причин. При прочих равных условиях, чем активнее государство, тем более вероятных его провалы, ведущие к потерям эффективности. Вместе с тем при пассивном отношении к провалам рынка также неизбежны потери. В этой связи идеальная аллокационная политика вряд ли возможна, а практически осуществимая политика.
Лекция 3.Регулятивная деятельность государства и общественный интерес
1. Общественные блага и услуги
2.Пролблемы равенства и справедливости
3. Государственная собственность в условиях рыночных отношений.
Даже конкурентоспособные рынки могут иметь проблемы. Одна из них - наличие проблем внешней среды, определяемых как издержки или прибыли, которые рыночная операция налагает или присуждает третьим партиям без их согласия. Проблемы внешней среды иногда называются соседними эффектами. Наиболее часто приводимым примером отрицательных факторов является загрязнение, происходящее или из-за производства или из-за использования некоторых товаров, которых не производят и не употребляют. В общем, когда производство влечет за собой такие отрицательные проявления, что конкурентоспособный рынок не может увеличить общественную прибыль.
Чтобы увидеть, как это происходит, давайте рассмотрим рисунок 1.12. Опять у нас получаются кривая рыночного спроса D и кривая издержек С, которая для упрощения, горизонтальна. Давайте предположим, что в этом случае издержки единиц С, которые будет платить любой производитель - за труд, землю, капитал и другие - не включают в себя издержки устранения некоторых негодных продуктов в промышленномпроцессе. Устранение этого негодного продукта, скажем Т долл. за единицу производимого выпуска, повышает общие общественные производственные издержки до С за единицу. Мы предполагаем, что производители из-за существующих законов или конвенции могут избавиться от этого путем сброса этого негодного товара в воду или на пустой участок земли, таким образом сохраняя их частные издержки С вместо оплаты С.
В этом случае конкуренция поведет выпуск до Qc и цену - до Рс. Даже если существуют очень честные производители, которые хотят отделаться от всего брака надлежащим образом во время производственного процесса (издержки находясь в С); они уйдут с рынка из-за тех, кто пользуется существующими законами и конвенциями, для того чтобы избавиться от негодного товара, снижают их издержки (до С) и гарантируют непреодолимое конкурентоспособное преимущество над честными производителями.
с |
с |
Понятно, что этот результат не является общественно эффективным. На рисунке 1.12 мы можем определить в точности насколько он неэффективный. В идеальном мире все фирмы па этом рынке будут считать, что их действительные издержки за единицу в С, потому что сголько стоит для общества в действительности каждая единица, когда идет вопрос об издержках загрязнения (или устранения загрязнения). Идеальный рыночный курс выпуска будет тогда в Q, и цена будет в Р. Игнорируя внешние общественные издержки, связанные с загрязнением конкурентоспособный рынок будет перепроизводить и недооценивать этот товар. За каждую производимую единицу за Q действительные производственные издержки превышают стоимость прикрепления за каждую единицу, и общество платит некоторые «чистые общественные издержки». Суммируя эти издержки для всех единиц от Qj до Qc, мы находим, что потеря эффективности, происходящая в результате перепроизводства этого товара, равна площади FGH на рисунке 1.12. Эта площадь является убытками. До тех пор пока проблема внешней среды не исправлена, общая общественная прибыль от продукции этого товара равна площади PjEF (равна сумме прибыли, которую общество будет получать, если был произведен идеальный выпуск) минус площадь FGH.
Рассмотрим в качестве примера следующий случай.
0 ft Qc Рис. 1. Негативное влияние внешней среды |
Когда-то 100 млн бизонов обитали в нынешних Соединенных Штатах, к концу XIX в. разновидность их практически вымерла. В Африке сегодня существует похожая опасность со слонами. По некоторым оценкам, число слонов упало наполовину, и
оно продолжает падать. В обоих случаях охота является проблемой. Американские бизоны были уничтожены из-за большою спроса на канатные веревки, сделанные из шкуры бизона. Убой африканских слонов мотивируется огромным спросом на бивень животного. Цена слоновой кости возросла с 2,25 за килограмм в 1960 г. до 150 долл. за килограмм сегодня, и средний бивень весит !3 фунтов (ниже, чем несколько лет назад 25 фунтов, указывая на то, что большинство слонов уже были уничтожены)43.
Но проблема происходит из-за более чем просто жадности и поиска прибыли у охотников. Б конце концов репчеры и фермеры тоже выращивают животных для прибыли. Основное различие в том, что ренчеры и фермеры ясно представляют себе права собственности над животными, которых они выращивают. Ренчер откладывает продажу скота на рынке сейчас, потому что животное может вырасти или родить. Напротив, охотники за бизонами или слонами теряют такие права собственности. Слоны обитают в основном на больших, недосягаемых территориях. Как только браконьер определит местонахождение слонов, часто используя автомобили, самолет или вертолет, то можно догадаться, какие последствия после этого следуют. Браконьер не будет думать о том, чтобы оставить часть стада в живых, чтобы животные могли расти и стада пополняться, потому что браконьер не извлечет пользу от существования будущих животных. Вместо этого он будет думать: «Если я не убью этих животных сейчас, то кто-то другой сделает это позже».
Это свойственный и важный пример отрицательных эффектов. Не думая о том, что целое стадо слонов будет уничтожено и что он будет причастен к этому, браконьер налагает очень серьезные издержки на общество в целом. Понятно, что исчезновение слонов наложит некоторые издержки как на браконьеров, так и на простое население. Но издержки браконьеров от их охоты являются лишь малой частью общих общественных издержек. На рисунке 1.издержки браконьеров производства слоновой кости С намного ниже, чем соответствующие общественные издержки С. В результате слишком много слоновой кости производится по очень низкой цене (даже если ее цена 150 долл. за килограмм).
Во многих случаях избежание убытка благосостояния, связанного с проблемами внешней среды, требует государственного вмешательства или в форме какого-либо регулирующего агентства, или опираясь на законные правила и суд. Правда, потери эффективности в общих проявлениях являются мелкими и незначительными, так что и вмешательство в таких случаях может обойтись дороже, чем сама проблема. Кроме того, большинство вмешательств проводится неэффективно и неправильно. Однако когда есть проблема внешней среды, государственное вмешательство может улучшить общественное благосостояние.
Поскольку внешние эффекты не получают рыночной оценки, общественные издержки или выгоды, обусловленные существованием таких экстерналий, не совпадают с частными издержками или выгодами.
Если общественные выгоды превышают частные, что наблюдается в случае положительных внешних эффектов, производство товаров и услуг, порождающее экстерналий, оказывается недостаточным. Если общественные издержки оказываются больше, чем частные издержки, чтослучается при отрицательных внешних эффектах, то предложение соответствующих товаров и услуг становится избыточным. В общих случаях рыночный механизм будет не способен обеспечить рациональное распределение имеющихся ресурсов для производства различных товаров и услуг. Рыночное равновесие сложится на неэффективном уровне, по Парето.
Отрицательные внешние эффекты возникают, когда деятельность одних лиц или фирм наносит ущерб другим лицам или фирмам и этот ущерб не возмещается через рыночный механизм. Они выражаются прежде всего в загрязнении окружающей среды и могут возникнуть при использовании ограниченных природных ресурсов.
Существует много случаев, когда действия одного лица или одной фирмы оказывают воздействие на других лиц или другие фирмы, когда одна фирма требует затрат от другой, но не компенсирует их ей, или, напротив, когда одна фирма создает блага для других фирм, но не пожинает плодов отих благ. Пожалуй, наиболее известный пример тому в последние годы - загрязнение воздушной и водной среды. Ситуации, когда действия одного индивидуума наносят ущерб другим, называются отрицательными экстерналиями. Но не все внешние эффекты являются отрицательными. Существуют примеры важных положительных экстерналий, когда действия одного лица приносят блага другим. Существуют частные решения проблемы экстерналий. Одно из них - интернализация внешних эффектов, т.е. превращение их из внешних во внутренние. Другой способ уменьшения отрицательных экстерналий - установление достаточно четких прав собственности на использование ресурсов и свободную торговлю этими правилами, что позволило бы установить масштабы загрязняющего производства на эффективном уровне.
Государство располагает рядом рычагов регулирования отрицательных внешних эффектов. Среди них штрафы, субсидии, регламентация, создание юридической системы прав собственности. Кроме того, государство может попытаться использовать систему цен, взыскивая пени с создающих отрицательные внешние эффекты и вознаграждая тех, кто порождает положительные экстерналий. Индивидуумов можно заставить осознать причиняемый ими ущерб и пользу, которые они приносят другим. Итак, вместо того, чтобы ре гулировать
норму автомобильных выбросов, государствоможет устанавливать плату, пропорциональную масштабам выброса в сравнении с каким-то допустимым уровнем. Назначая такую плачу, государство может заставить тех, кто пользуется дорогами, осознать ущерб, наносимый другим. Полное устранение отрицательных экстремалий нецелесообразно.
Задача состоит в том, чтобы добиться общественно эффективного уровня отрицательных внешних эффектов, учитывая как пользу, приносимую производством и потреблением товаров и услуг, с которыми связано возникновение таких экстерналий, так и соотношение между издержками поуменьшению экстерналий и сокращением вреда от их снижения.
Различные способы государственного воздействия на отрицательные внешние эффекты сталкивают интересы различных экономических агентов. При выборе способа регулирования отрицательных внешних эффектов необходимо учитывать цену, которую общество вынуждено платить за уменьшение отрицательных экстерналий в виде трансформационных издержек и информационных затрат.
Эффективность частного ограничения отрицательных экстерналий снижается, если отсутствует правовая система, а следовательно, судебная форма разрешения конфликтов, порождаемых отрицательными экстерналиями. Поэтому требуется государственная разработка юридически узаконенного свода прав собственности. Компенсация вреда, нанесенного отрицательными экстерналиями, или его предотвращение через судебный процесс вызывает большие трансакционные издержки для истца. Общественные товары
Неспособность рынка удовлетворить потребности общества в товарах и услугах, с которыми сопряжено возникновение положительных внешних эффектов, порождает проблему общественных товаров. Общественный продукт может потребляться другими людьми, даже если оно уже кем-то потребляется.
Рынки тоже могут нести эффективные убытки, когда товаром спроса является общественный товар. Он имеет два довольно интересных свойства:
1) потребление товара одним человеком не делает его недоступным для кого-то другого, т.е. невозможно ограничение использования общественных благ. Каждый дополни
тельный потребитель общественных благ не должен за них платить. Это их свойство объясняется тем, что предельные издержки потребителя таких благ дополнительным потребителем равны нулю вследствие их внешнего потребительского эффекта. Поскольку доступ к
общественным благам нельзя ограничить, отсутствует конкуренция междуих потребителями;
2) цены, исключая тех, кто неплатит за общественный товар, слишком высокие
(т.е. товар недоступный). Очевидно, многие товары, которые мы описываем как общественные, на самом деле являются необщественными. Еще одно — свойство общественных
благ - нежелательность лишения кого-либо возможности ими пользоваться. Существование внешнего потребительского эффекта общественных благ делает либо бессмысленны
ми, либо очень дорогостоящими попыткиограничить число потребителей. В этом нети
необходимости, так как увеличение потребителей общественного блага не наносит ущерба
другим его потребителям. Национальная оборона - типичный пример чисто общественно
го блага.
Но рассмотрим классический пример с маяком.
Предположим, что какой-то предприниматель строит маяк, который издает легкие сигналы, предупреждающие корабли оприближающейся опасности, в надежде на то, что ка ждый проплывающий корабль будет платить за эту ценную услугу. Допустим, что эта оплата должна извлечь выгоду продажей «пожертвований» за услугу. Предприниматель сможет ставить определенный знак па «заплатившие корабли», выключая свет, когда приближается «не заплативший корабль», но такой знак легко можетбыть подделан. Или предприниматель, запомнив силуэты всех заплативших кораблей, включает свет только тогда, когда они приближаются, но в гуманные дни или ночью - когда сигнал особенно важен -определить плательщиков невозможно. В любом случае умные неплательщики могут просто-напросто подождать, пока плательщики проплывут, зная, что сигнал маяка не будет выключен, пока клиент плательщик рядом. Хитрые неплательщики получат выгоду за счет плательщиков. И если слишком много неплательщиков, то возникает большая вероятность, что общественный товар будет выпускаться в недостаточном количестве или не будет обеспечен совсем . Это повлечет пожертвование некоторых или всех потенциальных выгод, связанных с товаром.
Существуют, например, лица, которые полагают, что общественный секторслишком велик и что на общественные товары тратится слишком много. Другие считают, что нация недостаточно реагирует на те общественные нужды, которые возникают в обществе частного изобилия.
Чисто общественные товары имеют два основных свойства. Во-первых, невозможно ограничить их использование. Во-вторых, такое ограничение и нежелательно.
Второе свойство общественного тоъара состоитв том, что исключение ич пользования тел кото^ъ\ то\\w £лдло %ъ;\5\етс5\ ^еж:з\этелъ\\ъ\м\ потреблениеодним индивидуумомне уменьшает с^уммы потребления, доступной другим. Подобным образом предельные затра-ты предложения данного товара каждому дополнительному индивидууму равны нулю. Если государство создает военную установку, которая защищает нас от нападения, оно защищает нас всех.
Многие спорили, что когда товар чисто либо частично общественный, требуется правительственное финансирование или даже правительственное производство товара. Государственное вмешательство может быстро взять верх над проблемой надувательства налогообложением всех потенциальных потребителей общественных товаров. Более того, такое вмешательство может быть необходимым по другим причинам: дается неисчерпаемый запас товара, в силу чегои будет эффективноустановить цену на нуле. Даже если «бесплатные всадники» могут быть исключены, этот спор продолжается, мы не желаем исключить их от потребления товаром или назначить позитивную цену с привилегией.
Q/I |
Рис. 2. Общественные товары |
Чтобы убедиться, почему так, рассмотрим рисунок 2,схема которого показывает кривую спроса D на предположительный товар.11еисчерпаемый природныйзапас чисто общественного товара включает в себя товар, однажды уже снабженный одному потребителю, общественная цена его обеспечения к любому дополнительному потребителю - нулевая. В результате предельные издержки за этот товар соответствуют горизонтальной оси на рисунке 2. Предположим, снабженец этого товара каким-то образом способен исключать неплательщиков и решает назначить плательщику
Спрос на общественные блага неиндивидуальный и неконкурентный, одна и та же их единица может использоваться всеми потребителями. Это их свойство определяет особенности формирования совокупного спроса на общественные товары в отличие от частных
товаров. Рыночный спрос на частные товары образуется путем горизонтального суммирования величин индивидуального спроса по каждой цене; на общественные товары он складывается посредством вертикального суммирования цен для каждого количества таких благ. В качестве цены здесь выступает налоговая цена - та сумма налогов, которую готов заплатить каждый потребитель за определенное количество общественных благ.
Механизм рыночных цен не срабатывает при установлении спроса на общественные блага. Его роль выполняет политический механизм общественного выбора. Недостатки государственного обеспечения потребности общества в частных товарах отнюдь не всегда свидетельствуют о том, что целесообразно во всех случаях предоставить такую возможность лишь частному сектору. Иногда такие частные блага, как медицинские услуги, образование и обеспечение жильем, берет на себя государство для решения проблем социальной справедливости.
Во многих обсуждениях о конкурентоспособных рынках существует предположение, что потребители хорошо информированы о различных продавцах, ценах и свойствах их товаров. Временами это предположение принимает довольно преувеличенную форму: якобы информация о продавцах и их продуктах точна и доступна. Конечно, настоящая реальность никогда не соответствует этому идеализированному предположению. Информация не всегда точна. На рынки можно положиться, чтобы произвести точное количество этого товара, т.е. количество, которое преувеличивает общественные излишки, связанные с его производством и потреблением. Многие экономисты понимают, однако, что рынок для информации может быть неэффективным и что его потребители, и рабочие в частности, будут в невыгодном положении на этом рынке.
Одна из причин того, что потребители могут быть плохо информированы о потребляемых продуктах, - это то, что информация является общественным товаром. Информация во многих отношениях - общественный товар. Предоставление информации новому лицу не уменьшает ее количества для других. Эффективность требует, чтобы информация распространялась бесплатно или, более того, единственной платой являлись бы реальные издержки на передачу информации, точно так же он не создает соответствующего количества других общественных товаров. Наиболее заметный пример государственной деятельности в этой области - Бюро погоды США. Другим примером является информация, предоставляемая судам Американской береговой службой45. Или информация о безопасности новых автомобилей. Безопасность автомобилей можно проверить, проводя тесты в лабораториях или тщательно изучая скопленные статистические данные об авариях в реальной жизни. В любом случае изучение свойств безопасности различных видов машин обойдется дорого. Но как только это знание появляется, оно имеет две ключевые характеристики любого общественного товара: неиссякаемость и неисключаемость:
1. Мое пользование знаниями не уменьшит знания о безопасности автомобилей кого-
то другого; предельная стоимость моего потребления этого товара, после того как он был
произведен, равна нулю.
2. Будет трудно и невозможно ограничить использование знаний тем, кто хочет купить
их. Частично это потому, что информация может быть перехвачена (в виде фотокопии) и
широко распространена тем, кто не платил, и частично из-за того, что общество может не
захотеть устранить неплательщиков там, где знания о безопасности необходимы.
Если информация (по крайней мере, в некоторых местах) является общественным товаром, она может не производиться. Появляется проблема, когда покупатели и продавцы не имеют равного доступа к нужным фактам обмена, т.е. где существует информационная асимметрия между покупателем и продавцом. Кстати, производители и/или продавцы отдельного товара знают о качестве и свойствах этого товара больше, чем покупатель.
Во многих случаях потребители в курсе того, что они проигнорированы, и решают проблему, требуя гарантии или обязательства (или обоих вместе) от продавца перед покупкой. Репутация фирмы (или «фирменное имя») служит в качестве как «обязательства» фирмы, подтверждая, что ее продукты удовлетворяют потребителей или что ее гарантии будут выполнены. Потому что если потребители не удовлетворены продуктом либо чувствуют себя обманутыми продавцом, репутация фирмы будет опорочена, т.е. это качество будет обесценено. Таким образом, сам факт, что товар несет «известную марку», часто имеет информационные проблемы, давая понять потребителям: производитель проиграет, если товар окажется плохим. Когда информационные асимметрии не существуют на рынке, как в случае, когда потребители даже не имеют представления о том, что они могут быть расстроены, конкурентоспособный рыночный обмен не преуменьшает общую прибыль
Рассмотрим на примере информированность об употреблении табака и его вреде на здоровье.
Хотя научная литература дает информацию о вреде табачных изделий, с 1850-х годов до 1950 г. не было доказательств того, что рак легких связан с курением. В 1954 г. американский хирург Аутер Терри опубликовал доклад, доказывая, что курение является причиной рака легких у мужчин и женщин и что оно увеличивает риск смерти от легочной эмфиземы46. С тех пор появилось все больше доказательств и определилось больше неблагоприятных эффектов никотина на здоровье. Регулирующая политика намеревалась не ограничить наличие табачных продуктов, а увеличить поток информации об этих товарах. В частности, продавцы табачных продуктов должны были предупреждать покупателей об их неблагоприятном влиянии на здоровье, им запрещалось рекламировать сигареты по телевизору и радио. Вдобавок, реклама общественных услуг была нацелена на то, чтобы отучить от курения, особенно молодых людей.
Каковы результаты стратегии? Существует достаточно доказательств того, что кривая спроса на табачные изделия переместилась влево, как только стало известно о вреде курения. До 1965 г. исследования показывали, что курят 44% американских взрослых, к 1975 г. только 34%, к 1986 г. - 26,5%.
Употребление сигарет падало каждый год с 1973 г. на 23%. Число курящих сократилось с 1965 г. до 1985 г. среди мужчин и женщин, черных и белых, и в каждой возрастной группе, кроме тех, кому за 65. С 1976 г. зафиксировано 35%-ное сокращение курящих среди старшеклассников .
Рекламные предупреждения внесли маленький вклад - если вообще внесли - в это направление.
Яркий пример - концепция полезных и неполезных товаров.
В некоторых случаях вызывает дискуссию тот факт, что кажущийся совершенным рынок является на самом деле несовершенным. Так, рынок иногда служит интересам потребителей, по-рабски предлагая им кучу различных товаров, которые им не нравятся; и удерживая товары, подходящие потребителям и предлагаемые только в том случае, если их потребуют. Такими товарами могут быть машины с минимальной затратой топлива, второй завтрак в школе или каски для мотоциклов - это так называемые заслуженные товары.
Противоречивы такие товары, как алкогольные напитки, наркотики или азартные игры. Идея состоит в том, что предпочтение потребителей к какому-либо товару «неправильно» или потребители недостаточно «независимы» в своем выборе и ими легко манипулируют неответственные продавцы. Если бы покупатели были мудрее (либо богаче), они купили бы немного незаслуженных товаров и больше заслуженных. Политика правительства насчет увеличения (уменьшения) производства и потребления заслуженных (незаслуженных) товаров, обусловливается нормативными и этическими нормами. Здесь, конечно, затронута эффективность. Некоторые заслуженные товары предназначены (хотя бы частично) для широкой массы людей или чтобы привлечь позитивные эффекты. Так, когда правительство не оправдывает потребление сигарет и алкоголя либо запрещает употребление наркотических веществ, такая политика иногда объясняется заботой о здоровье населения. Некоторые потери доходов с заслуженных доходов обосновываются круговыми методами перераспределения доходов. Во многих случаях все же мотивы такой политики скорее моральные, чем чисто экономические. Мы придерживаемся такой политики, потому что она «правильная», а не потому, что она эффективная или несет больше прибыли.
Нормальная работа рыночного механизма предполагает, что участники экономических отношений располагают полной и достоверной информацией.На практике информация может быть не только неполной, но даже искаженной. Важность информации для рыночных отношений требует,чтобы государство контролировало ее точность и полноту. Например, для защиты интересов потребителей оно обязывает продавцов доводить до покупателей сведения о потребительских свойствах предлагаемых ими товаров и запрещает реализацию тех из них, которые не соответствуюттребуемым нормам, имеютвредные для потребления качества.
В ряде случаев информация представляет собой общественный товар.
2. Проблема равенства и справедливости
Первым шагом государства на пути к прогрессу должна стать выработка привлекательной для всего общества, вне зависимости от экономической принадлежности, общенациональной идеологииустойчивого человеческого развития, основанной на общечеловеческих моральных принципах, социальной справедливости, демократии, уважении прав человека, приоритетеобщественных интересов перед частными, коллективизма перед индивидуализмом, направленной на всестороннее развитие личности в гармоничном и социально комфортном обществе. Такая идеология должна стать фундаментом устойчивого развития страны, па котором формируется правовая, экономическая, политическая, социальная, экологическая и прочая инфраструктура общества48.
Улучшение эффективности - не единственная цель правительственного вмешательства в рынки. Множество видов вмешательства являются целью, вместо того чтобы просто способствовать достижению справедливости. Такие вмешательства имеют две формы: политика, которая перераспределяет доход либо прибыль индивидуумам либо группам, достойным этого, или политика, которая защищает права и привилегии (возможно, включая доступ к рынку) для исключительных или угнетенных людей либо групп людей.
Конечно, определить справедливость очень трудно, в общем, это связано с тем, в какой мерс происходит размещение или распределение товаров и прав. Определять критерии, по которым справедливость влияет на определенную политику или программу, труднее, чем определять (оценить) ее эффективность. Философы долгое время обсуждали этот вопрос, но гак и не нашли на него ответ.
И все же два понятия справедливости могут быть использованы для развития основного критерия оценки справедливости общественной политики.
Вертикальная справедливость. Предположим, что можно сгруппировать всех индивидуумов в обществе по их состоянию и по их доходу, с верхнего по нижний. Мы должны будем оценить, как определенная политика влияет на это вертикальное распределение богатства и прибыли. Распределяет ли полигика богатство и прибыль с богатых и кончая бедными? Или она действует наоборот?
Другой критерий для оценки справедливости основан на вертикальном распределении и показывает, что политика желанна тогда, когда она увеличивает доход беднейших граждан общества. Одной из версий этого критерия может быть идея о том, что политика же-
ланна тогда, когда она сжимает распространение прибыли в обществе (т.е. сужает разногласия между богатыми и относительно бедными людьми), даже если это ведет к перераспределению прибыли начиная с богатых и кончая бедными людьми.
Горизонтальная справедливость. В каждом ряде (классе) общества индивидуумы или группы людей имеют некоторые экономические ресурсы.
Мы можем наблюдать, как определенная политика влияет на эти индивидуумы или группы. Приносит ли политика прибыль тем, у кого доход, скажем, 20000 долл. в год? Взимает ли политика в этом случае дополнительные финансовые ресурсы и предоставляет другим людям с идентичными доходами? Один из критериев горизонтальной справедливости состоит в том, чтобы избегать произвольного горизонтального перераспределения.
Ни один из этих критериев не может быть принят как справедливость. Оценка справедливости очень сложна, и может показаться нереальным предполагать, что она может быть строгим, объективным методом.
Еще сложнее тот факт, что часто возникает торговля между справедливостью и эффективностью; так что повышать уровень справедливости во многих случаях неэффективно. В соответствии с вертикальным перераспределением доходов часто сокращается общая сумма дохода производства. В надежде разделить пирог поровну, мы нечаянно делаем его все меньше и меньше.
Представьте, например, 100%-ный налог на доход выше среднего. Такой налог может сложиться вследствие вертикальной справедливости, пока последствия его рассматриваются. Те, кто имеют доходвыше среднего, должны сократить усилия и, таким образом, уменьшить социальный доход и среднюю прибыль. В недалеком будущем подобное решение улучшит обстоятельства. Как только средний доход упадет (сократится), многие люди будут платить 100% налога на доход выше среднего; отмена новых налогов, сокращение усилий труда и снижение общественного дохода очевидны.
Рассмотрим пример.
Десятилетиями федеральное правительство, гиганты производства и местные власти управления распределяли доход через налоги и политику по затратам. Не все эти программы приносили облегчение бедным, что являлось их первоначальной целью, и не все они распределяли доход. Информация показывает, что правительственные распределители доходов имеют цель сохранить деление населения на богатых и нищих и сократить неравный доход в США.
Правительственная статистика вычислила официальный уровень бедности, используя трехступенчатую стадию. Так, семьи с меньшим и средним доходами тратят около 1/3 части их дохода на пищу, процесс или стадия исследования начинается с определения цен на питание для этих семьей. Эта цифра умножается на три,и мы получаем «уровень дохода населения на пороге бедности».
Уровень бедности включает в себя тех, у кого доход ниже этого порога. В официальный уровень бедности входит только доход в виде денег. Многие правительственные программы предполагают не только выдачу наличных, но и перевозку пищи, медицинскую службу, оказаниепервой помощи, завтраки в школе, что привело к переоценке реального распространения бедности в США.
Например, официальная статистика бедности на 1986 г. выявила около одного из каждого седьмого гражданина США (13,6%). Один американец из пяти (21%) живет ниже уровня порога бедности.
Все эти меры (перевозка и обеспечение граждан пищей, медобслуживанием и т.д.) позволяют правительству страны значительно сократить неравенство в экономике США. Некоторые экономисты дискутируют на этот счет. Многие считают, что создание программ помощи повлекло за собой изменения в поведении индивидуумов {например, оставление школы), что непременно ведет к бедности . Несмотря на дебаты вокруг этих правительственных программ, всем известно: перераспределение доходов правительством оказывает огромноевлияние на жизнь многих людей и характер экономики США.
1.2. Недостатки рынка и их последствия: краткое содержание
] [роблема | Последствие |
Монополия | Продавцы создали искусственный дефицит товаров. Уменьшение производстваи увеличение цен товаров привели к значительным потерям. На монопольных рынках существуют барьеры вхождения, нет дифференциации продукции |
Олигополия | Продавцы могут создать монополию без соответствующих соглашений, производя уменьшение производства и увеличение цен товаров, ведущие к значительным потерям. Продукция может быть дифференцированной |
Естественная МОНОПОЛИЯ | Возможность упадка средней стоимости товаров с учетом того, что производство лучше организовывается в единой фирме. Экономические регуляции проводятся, для того чтобы по необходимости уберечься от монополистических оценок |
Отрицательныевнешние эффекты | Производители и/или потребители не уделяют достаточно внимания распределению цен; низкая производительность и высокая цена влекут за собой рассеяние социальных излишков. Индивидуумов можно заставить осознать причиняемый ими ущерб |
Общественные товары | Потребители уменьшают действительное предпочтение товаров; частныепроизводители, стараясь возвратить былые цены на производительность, оценивают свои товары положительно с учетом потребности потребителя. Опять же низкая продуктивность и высокая пена ведут к рассеянию социальных излишков |
Асимметрия информации | Потребители, недостаточно информированные ориске, связанном с потреблением данного продукта, могут увеличить его потребление, что приведет к рассеянию излишков. Рабочие, недостаточно информированныео риске их работы, могут переполнить рабочие места, что ведет к снижению стоимости рабочей силы и к рассеянию излишков |
Не всегда справедливость означает уменьшенную эффективность. Многие политики занимаются улучшением благосостояниябедных, потому что эта политика эффективна. Например, бизнес бакалейщика намного конкурентоспособней, чем бизнес монополиста, который увеличивает общественную прибыль, доступную вам, но особенно улучшает благосостояние бедных, когда они откладывают большую часть своего дохода на пищу. Так как справедливость и эффективность имеют влияние на правительственную политику, мы делим их на благоприятные (+) и неблагоприятные (-).
Правительственная политика может войти в один из четырех квадратов:
(1) благоприятная справедливость и эффективное влияние;
(2) благоприятное справедливое влияние и неблагоприятное эффективное влияние;
(3) благоприятное эффективное влияние, неблагоприятная справедливость;
(4) неблагоприятная справедливость и эффективноевлияние.
Ясно, что политика, которая описывается в квадрате номер (1), может быть совмещена с квадратом номер (4). Может также оказаться, что политика в квадрате номер (1) будет совпадатьс выбором в квадратах (2) и (3). Но мы не имеем системы решения этих вопросов и не можем ответить на вопрос, что лучше: небольшой рост в эффективности и упадок всправедливости или большой рост в обоих параметрах (рис. 1.15)?
Наконец мы должны знать, что в политике выбор ограничен. Часто решение состоит из одного варианта (А) или нескольких (В или С), и так с продолженным списком выборов. Если трудно выбирать между А и В, необходимо искать новый выбор, удобный для всех.
Эффективность (+)
(3) Двусмысленный
В
(О Благоприятный
А
Справедливость (-)
Справедливость (+)
С
(4) Неблагоприятный
(2) Двусмысленный
Эффективность (-)
Рис. 2. Классификация справедливости и эффективность
Рыночная система способна самостоятельно, без вмешательства извне, решить все проблемы обеспечения потребностей общества в необходимых ему товарах и услугах. Государство должно вмешиваться лишь там, где обнаруживаются рассмотренные недостатки рыночного механизма.
Когда говорят об экономической эффективности, обычно подразумевают эффективность, или оптимум (по Парето). Она подразумевает, что нельзя улучшить чье-либо положение без ухудшения положения кого-нибудь другого. Это означает, что все производственные ресурсы полностью и рационально задействованы и возможно лишь их перераспределение в пользу одних за счет других.
Оптимум, по Парето, свидетельствует об эффективном использовании производственных возможностей общества, но ничего не говорит о распределении производимых благ, о социальном равенстве и социальной справедливости.
Распределение благ можно изменить, но сам рынок не имеет для этого соответствующего механизма. Он устанавливает только экономическую справедливость: каждый получает по заслугам.
Однако есть и другая сторона справедливости - гуманистическая, так как благополучие членов общества не должно зависеть от их стартовых возможностей. К тому же в обществе есть люди менее способные, убогие, больные...
Достижение оптимума, по Парето, не означает социального равенства. Для приближения к нему необходимо государственное перераспределение благ. Это одна из функций государства в рыночной экономике.
Если сравнить распределение дохода в постсоциалистических странах и странах с рыночной экономикой, то главные отличия вытекают, во-первых, из первоначального номинального распределения дохода и, во-вторых, из механизма перераспределения. Что касается первоначального распределения дохода в социалистических странах, то доминирование государственной и кооперативной собственности на средства производства сводило к нулю роль дохода на капитал, прибыли, ренты и дивидендов. Эти виды индивидуального дохода играли относительно небольшую роль только в странах, где имелся хоть какой-то частный сектор (в Венгрии, Польше и Югославии). Однако роль процента и здесь была невелика из-за слабости банковской системы и отсутствия кредитно-финансовых учреждений. Главным источником дохода являлись заработная плата и пенсии.
Перераспределение дохода в социалистической экономике осуществлялось через широкий спектр дотаций на основные товары и услуги, прежде всего на товары, спрос на которые обладал низкой эластичностью по доходу — оплату жилья и транспорт. Налогообложение не играло практически никакой роли, для большей части населения чистый располагаемый доход почти совпадал с валовым. Для каждой страны был характерен дефицит. Хотя его масштабы варьировали от страны к стране по времени, интенсивности, влияние на конечное перераспределение реального располагаемого дохода было одинаковым. Дохода всегда не хватало для приобретения необходимых товаров и услуг. Сфере перераспределения были присуши очереди, талонная система, «черный» рынок, принудительное накопление, коррупция и т.д. В результате оценка реального распределения в такой экономике представлялась весьма затруднительной.
В переходных экономиках дифференциация доходов достигла невиданных ранее масштабов. Самые серьезные изменения произошли на начальных ступенях трансформации.