Тема № 10 Западноевропейская философия в контексте культуры XX в. канун XXI в.

2. Цель – показать русскую философию как квинтэссенцию культуры России на рубеже двух столетий. Отменить её гуманистический характер, актуальность её проблем – будущее России, проблема человека и общества. В то же время эта философия испытывает влияние немецкой классической философии, в том числе и марксистской. Особое место занимает религиозная философия. Характерный чертой является космизм, послуживший прообразом космических полетов человека в XX веке.

3. Тезисы лекции – в русской философии выделяются три направления – западничество, славянофильство, евразийство. Основные черты русской философии XIX в. проблем будущего России, человека и общества, влияние немецкой классической философии. Основные направления – материализм и религиозная философия. Первое представлено материализмом русских революционных демократов и материализмом Плеханова и Ленина. Религиозная философия – Соловьев В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н.

В XX веке основные направления – религиозная философия (Бердяев., Федоров Н., Флоренский П., Ильин И. др), символизм (Белый, Блок , Иванов В.). Особое место занимает русский космизм выступающий в двух формах – философской и естественнонаучной.

4.Иллюстративный материал – используются схемы по чертам русской философии XIX века, по религиозной философии XX века, по русскому космизму.

5. Литература:

1. Бердяев Н.А. Русская идея /вопросы философии/ 1999 г. № 1-2.

2. Введение в философию М. 1990 г. ч 1

3. Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г.

4. Философия . ростов н/Д 2001 г.

6. Контрольные вопросы:

1) В чем особенность русской философии XIX в.

2) Каковы основные направления русской культуры и философии, в частности.?

3) В чем состоит материализм русских революционных демократов XIXвека?

4) В чем сущность философии всеединства В.Соловьева

В. Соловьева?

5)Что такое эсхатология?

6) Кто представители русского космизма?

 

2. Цель: показать триумф и трагедию философии Маркса и Энгельса в реалиях XX века. Восточный или советский марксизм развивался в направлении разработки проблем диалектики как логика и методологии научного познания. Однако партийный, классовый характер этого философии привел в конечном итоге к антигуманизму данной философии.

Западная марксистская философия развивалась как поливариантная, что позволило ей сохранить гуманистически , антропологический характер данной философии.

3. Тезисы лекции – выделяют две разновидности данной философии: восточную и западную. Восточная марксистская философия проходит этапы своего становления (с 20годов по XXI в.) имеет ярко выраженный партийный характер – материализм, мировоззрение рабочего класса. Достижением этого этапа было создание диалектики как логики и методологии научного познания. “трагедией” выступает антигуманизм данной философии.

Западная философия имела многовариантный характер, имелись направления, связанные с наукой (технологическое течение, историзм и др. ) и гуманистические – философия, связанная с журналом “Праксис”, Фрейдо – Марксизм Э.Фромма

4. Иллюстративный материал – схемы по эволюции марксистской философии в Советском Союзе, варианты западной марксистской философии.

5. Литература:

1. Диалектическая логика, в 5 томах. Алматы 1976 г. Под.ред. Абдильдина Ж.М.

2. Введение в философию. М 1990 ч.1.

3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.

6. Контрольные вопросы:

1. В чем состоит “триумф” марксистской философии?

2. В чем состоит “трагедия” марксистской философии

3. Как развивается марксистская философия в XXI веке?

4. Что такое Фрейдо- марксизм Э.Фромма?

5. Диалектика Маркса и современность.