ТЕМА № 8 «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX-НАЧАЛА XX В.В.».

Цель занятия:знать роль классической немецкой философии (Кант, Гегель, Фейербах), рациональной философии XIX века (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Организационный момент -3 минуты

Опрос студентов -35 минут

Решение тестовых заданий –9 минут

Подведение итогов занятия –3 минуты

СОДЕРЖАНИЕ:

8.1. Философия И.Канта, его априоризм

8.2. Абсолютный идеализм Гегеля

8.3. Антропологическая философия Л. Фейербах

8.4. Философия жизни А.Шопенгауэра и Ницше.

8.5. Основные черты философии в России XIX века.

8.6. Материализм русских революционных демократов.

8.7. Русская религиозная философия (В.Соловьев, Ф.Достоевский, Л.Толстой).

При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу по западноевропейскую философию Нового времени и усвоить основные понятия, философских мыслей. Во время выступления студент должен не просто рассказать определение и основные понятия, но и подготовить глоссарий с указанием терминов, указанных в философском словаре. Студент должен раскрыть философскую мысль того времени. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.

Тестовые задания:


1.Автор произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:

1. И. Кант.

2. Г. Гегель.

3. Ф. Шеллинг.

4. И. Фихте.

5. Л. Фейербах.

2.В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Кант впервые выдвинул:

1. Теорию подлунного мира.

2.Небулярную теорию.

3. Теорию предустановленной гармонии.

4. Теорию множественности миров.

5. Общую теорию относительности.

3.По Канту, предмет и явление в мире для познающего субъекта есть:

1. Вещь в себе.

2. Феномен.

3. Ноумен.

4. Интеллектуальный синтез.

5. Религиозный вывод.

4.Категорический императив Канта:

1 Закон природы.

2 Причинно-следственная связь.

3 Моральный закон.

4 Субъективный взгляд человека.

5 Эстетическое восприятие мира.

5.По Канту, знание нравственного закона:

1. Является актуальной проблемой этики.

2. Обусловлено образованием.

3. Даётся в эмпирическом опыте.

4. Дано каждому доопытно.

5. Обусловлено воспитанием.

6.По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

1.Соответствует действующему закону.

2. Доставляет личное удовлетворение.

3. Подчинён абстрактному чувству долга.

4. Связан с гуманными чувствами.

5. Связан с дружескими отношениями.

7.В этике Канта современники усмотрели:

1.Основу новой системы права.

2. Моральное доказательство существования Бога.

3. Истоки нового естествознания.

4. Основы современной метафизики.

5. Принципы инстинкта самосохранения.

8.Автор произведения «Наукоучение»:

1. И. Кант.

2. Г. Гегель.

3. Ф. Шеллинг.

4. И. Фихте.

5. Л. Фейербах.

9.Философская система Фихте:

1 Натурфилософия.

2 Феноменология.

3 Критика способности суждения.

4 Наукоучение.

5 Антропоцентризм.

10.В основании философии И. Фихте лежит:

1. Природа.

2. Абсолютная идея.

3. Я.

4. Оно.

5. Вещь.

11.«Действовать, действовать, ещё раз действовать!» - лозунг:

1. Гегеля.

2. Фихте.

3. Шеллинга.

4. Ж.Ж. Руссо.

5. Вольтера.

12.По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

1. Величие.

2. Славу.

3. Почёт.

4. Благородство.

5. Бессмертие.

13.По Фихте, целью истории человечества является:

1.Побуждение идентичности.

2.Устремление к субординации.

3.Установление координации.

4.Определение диспозиции.

5.Воспроизведение рода.

14.Центральное понятие в философии Шеллинга:

1 Абсолютный дух, или абсолютная идея.

2 Интеллектуальная интуиция.

3 Явление и «вещь в себе».

4 Материя и природный мир.

5 Абсолютное Я и индивидуальное Я.

15.Кто способен на интеллектуальную интуицию по Шеллингу:

1.Умные животные.

2.Гении.

3. Обыкновенные люди.

4. Бог.

5.Ангелы.

16.По Шеллингу, история может быть определена, как:

1. Воплощение абсолютной свободы.

2. Постепенная реализация правового закона.

3. Проявление необходимости.

4. Воплощение божественного замысла.

5. Проявление случайности.

17.По Шеллингу, в основе мира лежит:

1.Бессознательное.

2.Абсолютная идентичность.

3. Апейрон.

4. Беспредельное.

5. Атом.

18.Вершина немецкого классического идеализма:

1. Экономическая теория К. Маркса.

2. Диалектика Г. Гегеля.

3. «Практическая философия» И. Фихте.

4. «Мифология творчества» Ф. Шеллинга.

5. Этика И. Канта.

19.Автор произведений «Энциклопедия наук», «Наука логики», «Феноменология духа»:

1. И. Кант.

2. Г. Гегель.

3. Ф. Шеллинг.

4. И. Фихте.

5. Л. Фейербах.

20.Основное понятие, характеризующее философию Гегеля:

1. Философия абсолюта.

2. «Вещь в себе».

3. Абсолютная истина.

4. Абсолютная идея.

5. Абсолютная дистанция.

21.Стадии «Абсолютного духа» по Гегелю:

1.Искусство, религия, философия.

2. Философия, религия, наука.

3. Наука, право, мораль.

4. Мораль, искусство, право.

5. Право, мораль, философия.

22.Соотношение религии и философии по Г. Гегелю:

1.Философия выше религии.

2. Религия выше философии.

1. Равнозначны.

2. Они не совместимы.

5. Они не сопоставимы.

23.Философская система Г. Гегеля является:

1. Дуалистической.

2. Диалектической.

3. Монистической.

4. Прагматической

5. Метафизической.

24.Диалектический метод познания разработан:

1. Г. Гегелем.

2. Л. Фейербахом.

3. Ф. Ницше.

4. Шопенгауером.

5. Лейбницем.

25.Открытие законов диалектики принадлежит:

1. Гегелю.

2. Гадамеру.

3. Гераклиту.

4. Гиденсу.

5. Гердеру.

26.Гегель полагал, что развитое общество – это:

1. Нравственная реальность.

2. Общество всеобщего благоденствия.

3. Царство божие.

4. Правовое государство.

5. Экономическое процветание.

27.Смысл мировой истории, по Гегелю:

1. Становление техники и технологии.

2. Смена способов призводства материальных благ.

3. Процесс становления «Мирового духа».

4. Становление научных знаний.

5. Становление мировых цивилизаций.

28.Философское учение Л. Фейербаха:

1. Антропологический материализм.

2. Критическая философия.

3. Трансцендентальный идеализм.

4. Философия всеединства.

5. Диалектический материализм.

29.Мировоззрение Л. Фейербаха:

1. Натурализм.

2.Эмпиризм.

3. Субъективный идеализм.

4. Объективный идеализм.

5. Плюрализм.

30. Л.Фейербах раскрывает свои философские идеи через понятия:

1. Абсолютный дух, или абсолютную идею.

2. Интеллектуальную интуицию.

3. Явление и «вещь в себе».

4. Материя и природный мир.

5. Абсолютное Я и индивидуальное Я.

31. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

1. Права.

2. Государства.

3. Абсолюта.

4. Любви.

5. Совершенства.

32.Фейербах критикует представителей вульгарного материализма за:

1. Догматизм сознания.

2. Субъективность сознания.

3. Идеальность сознания.

4. Религиозность сознания.

5.Материальность сознания.

33.Автор произведения «Сущность христианства»:

1. И. Кант.

2. И. Фихте.

3. Л. Фейербах.

4. Г. Гегель.

5. Ф. Шеллинг.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Введение в философии М.1990 ч 1.

2. Спиркин А.Г. Основы философии.

3. Мир философии. ч 1. фрагмент произведении Канта, Гегеля, Фейербаха, Соловьева В.