СОДЕРЖАНИЕ
4.1. Средневековая философия её теоцентризм – патристика
4.2. Схоластика (Фома Аквинский), её проблематика.
4.3. Номинализм и реализм позднего средневековья.
При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу по средневековой философии и усвоить основные понятия, философских мыслей того времени. Во время выступления студент должен не просто рассказать определение и основные понятия европейской и средневековой философии, но и подготовить глоссарий с указанием терминов, указанных в философском словаре. Студент должен раскрыть философию средневековья. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.
Тестовые задания:
1. Основное понятие неоплатонизма:
1. Эманация.
2. Креационизм.
3. Негация.
4. Конформация.
5. Генерация.
2.Главным логиком в направлении неоплатонизма был:
1. Парменид.
2. Прокл.
3. Порфирий.
4. Платон.
5. Плотин.
3. Этот мир порождён злым Богом. Точка зрения:
1. Христианства.
2. Гностиков.
3. Манихейства.
4. Агностиков.
5. Буддизма.
4.«Верую, ибо абсурдно», - такое философское кредо отстаивал:
1. Пророк Моисей.
2. Аврелий Августин.
3. Тертуллиан.
4. Фома Аквинский.
5. Пьер Абеляр.
5.Мыслитель, прозванный отцом христианской церкви:
1. А. Кентерберийский.
2. А. Августин.
3. П. Абеляр.
4. Филон Александрийский.
5. Ф. Аквинский.
6.Термин «религия» в переводе с латинского языка означает:
1. Искусство.
2. Политика.
3. Благочестие, святость.
4. Наука.
5. Право.
7.Термин «сакральное» означает:
1 Мировоззрение.
2 Возвышенное.
3 Мифологическое.
4.Священное, божественное.
5. Чувственное.
8.Основная идея средневековой западноевропейской философии:
1. Эмпиризм.
2.Теоцентризм.
3.Космоцентризм.
4.Рационализм.
5.Антропоцентризм.
9.Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
1. Нет Бога выше Аллаха.
2. Бог есть Единое.
3. Бог, будучи единым и единственным, существует в трёх ипостасях.
4. Бог есть Всё.
5. Всё есть Бог.
10.В средневековье философия выступает как:
1. Рациональная сущность человека.
2. «Служанка Богословия».
3. Человеческий рассудок.
4. Культ знания.
5. Радостное восприятие жизни.
11.Патристика и схоластика - основные этапы философии:
1.Возрождения.
2.«Темных веков».
3.Средневековья.
4.Нового времени.
5. Античности.
12.Основным этапом развития средневековой философии является:
1. Стоицизм.
2. Схоластика.
3. Софистика.
4. Диалектика.
5. Материализм.
13.Задача средневековой философии, с позиции схоластов состояла в том, чтобы:
1. Исследовать социальную действительность.
2. Исследовать природу.
3. Найти рациональные доказательства веры.
4. Сформировать христианскую философию.
5. Найти доказательство Бога.
14.В схоластике провозглашалось различие между:
1. Интуицией и верой.
2. Верой и разумом.
3. Разумом и теологией.
4. Теологией и философией.
5. Философией и наукой.
15.Период патристики в средневековой западноевропейской философии:
1. Период отцов церкви.
2. Юность.
3. Подростковый возраст.
4. Старость.
5. Закат Европы.
16.Креационизм означает:
1. Многобожье.
2. Бог – творец всего сущего.
3. Отрицание Бога.
4. Критику Бога.
5. Оправдание Бога.
17.Главный труд Августина Блаженного:
1. «Против академиков».
2. «О музыке».
3. «О граде Божием».
4. «Утешение философией».
5. «О порядке».
18.Мировоззрение Августина Блаженного:
1.Научное.
2.Материалистическое.
3.Пантеистическое
4.Теоцентрическое.
5.Мифологическое.
19.Причину зла Августин Блаженный видит:
1. В несовершенстве мира.
2. В порочности человеческой воли.
3. В сознании человека.
4. В чувствах человека.
5. В подсознании человека.
20.Августин Блаженный считает, что Истину можно найти:
1. Только сердцем – «влечением сердца».
2. Путём логических рассуждений.
3. Только при помощи интуиции.
4. Только по аналогии.
5. Опытным путём.
21.С точки зрения Августина Блаженного, время - это только:
1. Прошлое.
2. Будущее.
3. Настоящее.
4. Вечность.
5. Быстротечность.
22.Средневековые универсалии своим происхождением обязаны учению:
1. Демокрита об атомах.
2. Платона об идеях.
3. Аристотеля о сущности вещей.
4. Плотина об эманациях.
5. Порфирия о характере родов и видов.
23.Номинализм и реализм в средневековой философии появились в решении проблемы:
1.Веры и разума.
2.Бога и мира.
3.Универсалий.
4.Богопознания.
5.Человека.
24.Номинализм, критикуя строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
1. Укрепил христианскую теологию.
2. Подготовил почву для отделения теологии от философии.
3. Поставил на новую основу авторитарное положение церкви.
4. Затормозил формирование позитивизма Нового времени.
5. Ускорил процесс секуляризации.
25.Реализм в средневековой философии считает:
1.Универсалии существуют независимо от вещей.
2. Универсалии - суть только имена вещей.
3. Реальна лишь единичная вещь.
4. Универсалии тождественны с вещью.
5. Универсалии отсутствуют.
26.Философское учение средневековья, отрицающее реальное существование универсалий:
1. Реализм.
2. Номинализм.
3. Рационализм.
4. Эмпиризм.
5. Концептуализм.
27.В схоластике сторонник реализма, признававший универсалию «человек вообще»:
1. Ансельм Кентерберийский.
2. Иоанн Росцеллин.
3. Уильям Оккам.
4. Дунс Скот.
5. Пьер Абеляр.
28.Принцип «бритвы Оккама»:
1. «Не следует умножать сущности сверх необходимого».
2. «Нет ничего в разуме, чтобы до этого не прошло через чувства».
3. «Существовать, - значит быть воспринимаемым».
4. «Ни одна субстанция не может естественным образом быть в бездействии…».
5. «Я мыслю, следовательно, я существую».
29.Девиз Ансельма Кентерберийского:
1. Вера не требует разума.
2. Вера и разум неразлучны.
3. Разум ищет веру.
4. Вера ищет разум.
5. Вера и разум несовместимы.
30.Вопрос о соотношении истин веры и разума Ф. Аквинский решал:
1. Вера выше разума.
2. Разум выше веры.
3. Они равнозначны.
4. Веры - нет.
5. Истины - нет.
31.Средневековый философ, выдвинувший 5 доказательств бытия Бога на основе причинно-следственных зависимостей:
1. А. Кентерберийский.
2. А. Августин.
3. П. Абеляр.
4. У. Оккам.
5. Ф. Аквинский.
32.У Ф. Аквинского лучшей формой государства является:
1. Тирания.
2. Олигархия.
3. Аристократия.
4. Монархия.
5. Демократия.
33.Что означает термин эсхатология:
1. Учение о жизни.
2. Учение о счастье.
3. Учение о морали.
4. Учение о конце света.
5. Учение об интеллекте.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.История и философия науки: учебное пособие / А. И. Артемьев. - Алматы : Бастау, 2010.
2.Философия Мырзалы С. Уч.пособие А,08
3.Философия Спиркин А.Ф.М,88,98,00
4.Философия науки: учебное пособие / ред. : А. И. Липкин. - М. : ЭКСМО, 2007. - 608 с. (Образовательный стандарт ХХI).