ТЕМА №3 «ФИЛОСОФИИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ».

Цель занятия –знать основные этапы античной философии, тот факт, что на этих этапах проблема человек и мир понималась по – разному; черты древнегреческой философии, как космоцетризм, антропоцентризм, объективный идеализм, целостное мировоззрение (по школам классической древнегреческой философии, древнегреческая культура и философия источник всей последующей культуры и философии человечества.

Форма проведения - устный опрос, тестирование

Организационный момент- 2 мин

Решение тестовых заданий –45 мин

Подведение итогов занятия - 3 мин.

СОДЕРЖАНИЕ

3.1. Милетская школа, её космоцентризм и натурфилософия.

3.2. Древнегреческая диалектика. Эфеская школа – Гераклит

3.3. Элейская школа – Парненид и Зенон.

3.4. Афинская школа – Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель

При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу по философии и усвоить основные понятия, философских мыслей античности. Во время выступления студент должен не просто рассказать определение и основные понятия античной философии, но и подготовить глоссарий с указанием терминов, указанных в философском словаре. Студент должен раскрыть античную философию. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.

Тестовые задания:


1.Философское мировоззрение, свойственное античности:

1. Космоцентризм.

2. Прагматизм.

3. Феноменология.

4. Постмодернизм.

5. Герменевтика.

2.Понятие «метафизика» в системе античного мышления означает:

1. Наука о правильном непротиворечивом мышлении.

2. Основной элемент мироздания.

3. Чувственное восприятие.

4. Мудрость.

5. Учение о первопричинах бытия.

3. Философы Милетской школы:

1. Аристотель, Сократ, Зенон.

2. Эпикур, Гераклит, Эмпедокл.

3. Лукреций, Протагор, Парменид.

4. Демокрит, Сократ, Зенон.

5. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

4.Фалес рассматривал в качестве первоначала мира:

Воду.

2. Воздух.

3. Землю.

4. Огонь.

5. Апейрон.

5.Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимену:

1. Вода.

2. Апейрон.

3. Огонь.

4.Воздух.

5. Атом.

6.Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимандру:

1. Апейрон.

2. Огонь.

3. Воздух.

4. Число.

5. Вода.

7.«Логос» согласно Гераклиту:

1. Стремление к истине.

2. Мораль.

3. Всеобщий закон мироздания.

4. Учение об относительности знаний.

5. Учение о красоте.

8.«В одну и ту же воду реки нельзя войти дважды» - считал:

1. Фалес.

2. Гераклит.

3. Парменид.

4. Сократ.

5. Пифагор.

9.Основоположник античной диалектики:

1. Платон.

2. Гераклит.

3. Аристотель.

4. Эпикур.

5. Фалес.

10.Слово «философ» впервые употребил:

1. Гераклит.

2. Геродот.

3. Пифагор.

4. Парменид.

5. Диоген.

11.Связь числа с закономерностями обосновывал древнегреческий философ:

1. Аристотель.

2. Платон.

3. Сократ.

4. Пифагор.

5. Анаксимен.

12.Центральной идеей Парменида является соотношение:

1. Мышления и бытия.

2. Человека и бытия.

3. Общества и бытия.

4. Природы и бытия.

5. Ценности и бытия.

13.Понятие «атом» в переводе с греческого означает:

1. Знание, познание.

2. Возникающий.

3. Неделимый, вечный.

4. Управляемый.

5. Свободно движущийся.

14.Поворот к человеческой проблематике в греческой философии наметился:

1. Атомистике.

2. Натурфилософии.

3. Софистике.

4. Кинизме.

5. Скептицизме.

15.Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»:

1. Протагор.

2. Платон.

3. Аристотель.

4. Горгий.

5. Сократ.

16.Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

1. Платон.

2. Аристотель.

3. Зенон.

4. Протагор.

5. Сократ.

17.«Познай самого себя», - так утверждал…:

1. Платон.

2. Аристотель.

3. Гераклит.

4. Сократ.

5. Демокрит.

18.Диалогический метод нахождения истины ввел:

1. Гераклит.

2. Фалес.

3. Сократ.

4. Аристотель.

5. Парменид.

19.Составляющие элементы диалектики Сократа:

1. Опровержение и майевтика.

2. Конфликт.

3. Утверждение и синтез.

4. Отрицание и синтез.

5. Незнание и всезнание.

20.Мудрый, по Сократу:

1. Соблюдает традиции.

2. Владеет собой.

3. Управляет людьми.

4. Знает природу вещей.

5. Знает небесные законы.

21.Идеи являются сущностью и причиною чувственно воспринимаемых вещей – так считал:

1. Сократ.

2. Протагор.

3. Платон.

4. Гераклит.

5. Парменид.

22.Отношение идеи и вещи у Платона:

1. Вещь - инобытие идеи, её копия.

2. Идея – отражение вещи.

3. Идея – общее понятие вещи.

4. Идея и вещь противоположны.

5. Идея тождественна вещи.

23.На позиции антропологического дуализма души и тела стоял:

1. Платон.

2. Гераклит.

3. Сократ.

4. Аристотель.

5. Демокрит.

24.Во главе государства должны стоять философы - считал:

1. Сократ.

2. Платон.

3. Фалес.

4. Парменид.

5. Аристотель.

25.Трактат «Органон» написал:

1. Демокрит.

2. Фалес.

3. Сократ.

4. Аристотель.

5. Платон.

26.Подлинное философствование, по Аристотелю, начинается:

1. С удивления.

2. Со страха.

3. С научения.

4. С откровения.

5. Со спорта.

27.«Нет материи без формы, формы – без материи». Мысль:

1. Аристотеля.

2. Платона.

3. Протагора.

4. Зенона.

5. Анаксимандра.

28.Философ, определивший человека как существо общественное, государственное, политическое:

1. Демокрит.

2. Сократ.

3. Гераклит.

4. Платон.

5. Аристотель.

29.Понятие Аристотеля, означающее очищение души человека посредством искусства:

1. Катехизис.

2. Гедонизм.

3. Абстракция.

4. Атараксия.

5. Катарсис.

30.В античности социальность и разумность человека выделил:

1. Гераклит.

2. Сократ.

3. Аристотель.

4. Демокрит.

5. Платон.

31.Круговорот политических форм (три правильных и три неправильных) открыл:

1. Платон.

2. Ямвлих.

3. Аристотель.

4. Платон.

5. Демокрит.

32.Философская школа, имевшая название «Сад»:

1. Аристотеля.

2. Эпикура.

3. Платона.

4. Пифагора.

5. Демокрита.

33.Учение, в котором приоритетом является наслаждение:

1. Эвдемонизм.

2. Гедонизм.

3. Гилозоизм.

4. Атомизм.

5. Пантеизм.

34.Основной этический принцип эпикурейцев:

1. Удовольствие.

2. Безразличие.

3. Стойкость.

4. Аскетизм.

5. Мужество.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.История и философия науки: учебное пособие / А. И. Артемьев. - Алматы : Бастау, 2010.

2.Философия Мырзалы С. Уч.пособие А,08

3.Философия Спиркин А.Ф.М,88,98,00

4.Философия науки: учебное пособие / ред. : А. И. Липкин. - М. : ЭКСМО, 2007. - 608 с. (Образовательный стандарт ХХI).