ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

 

Психологическую форму успешного обучения можно охарактеризовать в виде формулы: УС= М + 4П +С, где М — мотивация,1П — прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию,ЗП — помнить, 4П — применять информацию. Мотивация — побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, выгод ы, карьеры, удовлетворения честолюбия). Сама цель — учение — при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер.

К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активности и новой информации).

Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.

Важным условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств. К сожалению, нередко лекции читаются без учета акустики или остроты зрения студентов. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, восприятие информации ухудшается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях традиционные таблицы и записи на доске не срабатывают: они слишком мелкие. Для увеличения размеров изображения используют проекцию на экран с помощью диаскопов, но яркость освещения должна быть не менее 50 — 80 футосвечей, для облегчения и ускорения восприятия.

Следует учитывать, что восприятие — активный процесс, связанный с выдвижением гипотез, поэтому разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект, в зависимости от того, что представляется важным рассматривающему. Вследствие этого, если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, ученик может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок.

То, что необходимо узнать и освоить, должно быть выделено человеком из всех остальных сторон мира, должно находиться в поле его внимания.

Внимание и установка на учение — внешние выражения направленности психической и практической деятельности студента на результаты, цели, процесс учения. Так, восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний.

Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношением к предмету), но и объективными свойствами самого заучиваемого материала: его содержание, форма (предметная, образная, речевая, символическая, формы материала), его трудность, значение, важность, его объем и структура, степень интереса и осмысленности.

Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними.

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логичес­кой последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.

Например, чтобы усвоить понятия теории множеств, для детей 7 — 8 лет нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий), подросткам — в форме конкретных операции над математическими объектами (на языке образов и операций), для студентов же достаточно речевой и символичес­кой формы сообщения соответствующих сведений.

Что значит, с психологической точки зрения, понимание некоторого содержания? Один (самый простой) вариант ответа: понимать — значит суметь воспроизвести, выполнить. Это простой объективированный психологический критерий понимания, но он, однако, не исчерпывает всей сложности проблемы.

Оказывается, можно нечто знать, но не понимать. Понимание соотнесено с сознанием. Понимать нечто, — значит осознавать это на себе.