Психологические взгляды Эпикура. Их развитие в поэме Лукреция “О природе вещей”.

Эпикур (IV - III в. до н.э.) в Греции и Лукреций Кар (I в. до н.э.) в Риме развили учение Демокрита о мире и душе.

Эпикур, в отличие от самого Демокрита, полагал, что только чувственное познание является подлинным, непосредственны, поскольку он считал, что и чувственные качества существуют объективно. Ощущение, по его мнению, не может возникнуть от несуществующего. От вмешательства разума возникают ошибки познания.

Но мышление дает, в отличие от ощущения, знание общего в виде понятий, общих представлений - в этом его преимущество. А ощущение дает лишь знание единичного.

В учение об атомах он внес идею самопроизвольного отклонения атомов, и объяснил мир как результат столкновения атомов.

В учении о чувствах поддерживал теорию истечений Демокрита. Указывал на целостную природу восприятия: чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. Но чувтва – помеха для удовлетворенного состояния. Цель жизни – удовольствие, понимаемое как свобода от телесных страданий и душевных тревог. Главные препятствия на пути к удовльствию – страх смерти и страх перед богами.

Душу по его мнению имеют только те существа, которые могут ощущать.

Считал, что каждый человек не только находится под воздействием внешних сил, но и сам наделен элементом свободы воли.

Лукреций различал дух и душу: дух назывался еще умом, душой души. Считал, что только чувства дают истинное познание. Останавливался в своем трактате на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия (порогах), о восприятии расстояний и пр.

Считал, что чувства целиком зависят от разума. в противном случае они вводят нас в заблуждение.

Также придерживался диалектической концепции соотношения свободы воли и необходимости.

 

Вопросы психологии в учениях античных врачей.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в до н.э.) выдвинул предположение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – придерживался линии Демокрита. Органом мышления считал мозг. Он создал учение о темпераментах. Он считал, что основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь – флегма (вырабатывается в мозгу), кровь – сангва (в сердце), желтая желчь – холе (печень) и черная желчь – мелана холе (селезенка). Их сочетание и преобладание одного из них определяет темперамент человека.

Герофил, врач из Александрии, впервые установил связь между сухожилиями. связками и нервами, описал мозговые оболочки. желудочки мозга, дал описание устройства глаза.

Эразистрат описал части головного мозга, связал богатство извилин полушарий с превосходством человека над животными.

Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма дополнил римский врач Гален (II в до н.э.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии. проводил опыты с перерезкой нервов, сделал ряд открытий, касающихся строения и функций спинного и головного мозга. например, он различил по функции передние и задние корешки СМ. Определил, что мозг – не аристотелевский холодильник крови, а орган интеллекта и чувств. развил учение Гиппократа о темпераментах: выделил 13 темпераментов. из которых лишь один признавал нормальным.

Александр Афродисийский (198 – 211), преподаватель философии, дал сводку о зрительном восприятии.

Представители: Гиппократ (V-IV века до н.э.), Гален (Рим, II век до н.э.), Герафил и Дигистал? / Эрадистрат? (Александрия, III век до н.э.), Эмпидокл, Демокрит.

Основная идея: Медицина – одна из форм практики, чтобы лечить тело, надо знать душу.

В античности было запрещено вскрывать трупы. Основными источниками практических знаний являлись наблюдения за больными, ранеными, вскрытие животных, эксперименты над ними. В то время существовало несколько медицинских школ.

Гиппократ (писать стал с 70 лет, жил примерно до 100) – основатель костской (?) школы. Считал, что мозг – орган души. Пытался объяснить болезни естественными причинами (вследствие нарушений мозга или мозговой деятельности). Основал учение о темпераменте, создал кодекс этики врача (клятва Гиппократа).

Гален – основатель научной медицины. Его сочинения вплоть до 16 века являлись основой для практически большинства медиков. В качестве основы жизни Гален признавал пневму, которую подразделял на животную и психическую.

* Источник животной пневмы находится в сердце. Ж. пн. управляет вегетативной НС и физиол . п-ссами.

* Источник y пневмы – в мозге.y пн. отвечает за y переживания, произвольные движения и передается по нервам.

Г. проводил опыты по перерезке нервов. Нервы, идущие от органов чувств – обеспечивают ощущения и восприятие. Произвольные движения обеспечиваются нервами, идущими от мышц. Остальные нервы иннервируют другие (внутренние) органы. Особое значение Г придавал спинному мозгу. В нем он различал чувствительные и двигательные нервы. Описал передние и задние корешки нервов.

Герафил и Дигистал? / Эрадистрат? Им разрешили вскрытие.Они первые описаил мозг, его структуру, извилины, желудочки.

 

“Исповедь” Августина Бл. как опыт самопознания внутреннего мира человека.

В поздней античности психологические знания развивались в рамках идеалистической философии. Душа отождествлялась с жизненным началом вообще. внутренний мир еще не выдедялся в качестве предмета исследования.

Августин Аврелий (354 - 430) ввел положение “я мыслю, следовательно, я есть”. из которого выводится тезис о достоверности нашего существования. Августин полагал изучение внутреннего мира субъектом как способ познания Бога, объективной истины. в этом самопогружении он должен преодолеть все индивидуальное, выйти к трансцендентной истине. превзойдя самого себя. Утверджал, что в человеке содержиться некое подобие святой Троицы: мы существуем, знаем, что существуем, и любим это бытие.

Августин различал две воли: плотскую и духовную. Действие первой распространяется на утилитарную деятельность в эмпирическом мире, вторая – устремлена на жизнь в духе. Эти две воли борются в человеке. Для Августина воля становится в конце концов решающим ядром человеческого существа. Он считал все роды деятельности внешних чувств и мышление волевыми актами.

 

Значение Ф.Бэкона для философии.

Ф.Бэкон (1561 - 1626) наметил новую линию исследования души. Он призвал отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и исключить органических функции из ее состава, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Т.о. он подготовил отмирание психологии как науки о деше и становление ее как науки о сознании.

Бэкон развивал идею о единой науки о человеке. Это учение он полагал состоящим из двух частей: одна рассматривает человека как такового (философия человека), вторая – в его отношении к обществу (гражданская философия).

К человеку Бэкон подходит натуралистически, он выделяет науки о теле и науки о душе. Он выделял учение о личности и учение о сявзи души и тела. к решению вопросов в рамках этих направлений он подходит материалистически.

учение о душе включает науки о рациональной божественной душе (духе) и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным. В каждой душе Бэкон выделял свои способности (функции): для чувствующей – способность ощущения и способность выбора (стремление к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств, произвольные движения). Эти способности имеют все тела (например, они влекутся к земле).От ощущения следует отличать восприятие как функцию души, однако критериев такого различения Бэкон не дает. Способности рациональной души – память, разум, рассудок, воображение, желание (влечение), воля.

Чувства считал исходным элементом познания, но не исчерпывающим. Данные чувств должны обрабатываться разумом.

Развил учение о заблуждениях (идолах), обманывающих человека в силу его общей человеческой или индивидуальной природы. Выделил идолов рода, идолов пещеры. идолов площади, идолов театра.

Главным орудием познания является метод. Адекватным методом является научная индукция. Ее он разработал как научную теорию.

Френсис Бэкон (1561 -1626). Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап “психология как наука о душе” и открывает новый этап – “психология как наука о сознании”. Он первым разделил душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”), хотя и не дал критерия их различия. Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых.

“О достоинстве и приумножении наук” (1632). Роль орудий и вспомогательных средств (“умственных орудий”) для познания и деятельности. Анализирует состояние науки в разных областях знания на данный момент, дает их классификацию. Предлага етединую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело – жилище души. ® Науки:

· о душе

· о теле (медицина, косметика...)

· о теле и душе (учение о личности, союзе души и тела, физиогномика, взаимовлияние тела и души – психосоматика_

Учение о душе. Душа разделяется на рациональную и чувствующую. Р: божественная, м.б. только у человека; ее ф-ции – память, мышление, воля, чувства, цель – овладение ими.Ч: нерациональная, общая, м.б. и у животных; ее ф-ции – ощущение, движение. Ощ. отличается от воспр.

Бэкон верит в возможность знания и познания (причем эмпирического), но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) – призраки или идолы. 4 типа:

* идолы рода – в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира.

* идолы пещеры – заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.

* идолы площади – возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.

* идолы театра – вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств.Сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Для того чтобы преодолеть или преуменьшить воздействие идолов необходимо

Обратиться к опытуи эксперименту. Это усилит познание, сделает доступным то, что недоступно органам чувств.

Применить орудия и средства познания. “Новый Органон” – правила, свод новой логики (на смену Аристотеля), индуктивной: вывод из множества отдельных посылок, правила индуктивного вывода).

Предметом исследования является не душа, как субстанция, но еепроявления.

 

Учение Декарта о страстях.

Декарт (1596 - 1650) разработал учение о страстях в своей последней работе “Страсти души”.

Страсти – продукты соединения души и тела: голод, жажда, восприятие. Дословно, это “восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением “духов””.

Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов. приводящие к физиологическим изменениям в организме. источники страстей разнообразны, но главные –воздействие внешних предметов.

Чувства по Декарту предметны, в этом их главная особенность.

Он различал первичные и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.

Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Разум отвечает за знание жизни, а воля – за возможность контроля страстей.

 

Учение Декарта о душе. Определение мышления.

Психику понимал как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода использовал систематическое сомнение. Он отвергает представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я” по его мнению неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний.

Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”.

Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания.

Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе. Душа и сама может действовать на нее, получая множество впечатлений.

 

Психофизическая проблема и ее решение Декартом. Дуализм Декарта.

Противопоставлял психику и телесность как разные роды бытия. тело он отождествил с материей. сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. дух, напротив, неделим. каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. но в действительности существует только в связи с ним.

Для различения функций души и тела выбрал субъективный критерий: то, что мы испытываем таким образом, что можем допустить это в терминах неодушевленных, должно приписывать телу, а что не можем – душе.

 

Учение Декарта о теле. Объяснение движений тела и поведения животных.

Декарт вввел понятие рефлекса и положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части действий человеческих.

Тело описывал в терминах физики. Тепло и движения принадлежат только телу и не зависят от души. Смерть наступает по вине тела, когда разрушается одна из его главных частей.

Работу тела описывал механистически и материалистически. использовал для объяснения влияния нервов на движения мышц категорию “животных духов” - маленьких и быстрых частиц. Сокращения и растяжения мышц происходят из-за перераспределения в них духов через маленькие отверстия. Нервы – трубочки с сердцевиной в виде ниточек, соединяющих мозг с органами движения, снабженные оболочкой – продолжением мозговой оболочки. Натяжение нитей приводит к открыванию клапанов отверстий, ведущих из мозга к нервам. напрвленность духов обуславливается внешним воздействием, а также неодинаковой подвижностью и разнообразием духов. Таким механизмом объясняются все движения, происходящие бз участия воли.

Непроизвольные движения объяснял рефлекторным механизмом.

Животные не имеют души и мышления, все их движения суть автоматизмы.

 

Значение Спинозы для психологии (психофизическая проблема; психология аффектов).

Голландский философ-материалист Б.Спиноза (1632 -1677) в отличие от Декарта разработал монистическое учение. он утверждал. что существует одна субстанция: то, что существует само в себе и представляется само через себя. Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же. Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то без чего она перестает быть тем же самым. Существование – это есть оно или нет. субстанция – это бог, природа (панпсихизм). Природа не нуждается в первоначальной причине. Из бесконечной полноты природы проистекает бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. для человека познаваемы только два атрибута – протяжение и мышление.

Каждая вещь есть единичное проявление субстанции (ее модус), имеющая такие же два атрибута. В пртяжении вещь выступает как тело, в мышление – как душа предмета.

Душа и тело составляют, т.о., один и тот же индивидуум (мыслящее тело). Так он разрешает дуализм Декарта.

мышление человека он, т.о. считал проявлением мышления как атрибута субстанции. протяженность и мышление у него не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу.

В природе существуют разные формы мышления как функции действия тела в мире вещей.

На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов. Различают четыре способа познания:

-по наслышке;

-от беспорядочного случайного опыта;

-от общего к частному;

-непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины.

Так он выводит три типа познания:

А.Познания первого рода – мнение и воображение; существуют в виде образов. Это познание смутное и искаженное, а также абстрактные знания.

В.познания второго рода – общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов.

С.интуитивное познание – знание сущности вещей. в котором конкретное и индивидуалтное выступает в их подлинном единстве.

Анализ аффектов:

Происхождение: аффекты – естественные проявления природы. Под атрибутом мышления аффекты – это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать.

Под атрибутом протяжения аффекты – это состояния тела, в которых вследствии воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать.

Спиноза выделял три первичных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Все многообразие прочих аффектов образуется из этих трех на основе рех принципов: путем изменения нашего представления о предмете; через сопереживание; по ассоциации.

Аффекты разных людей отличаются друг от друга. все они вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. Бороться с ними можно путем познания истинной сущности вещей. Условием обуздание страстей является возникновение аффекта высшего удовлетворения, достигаемого путем познания второго и третьего рода. Т.о. аффект припсывается иположительная роль в познании.

Бенедикт Спиноза (1677 - 1632). Основное сочинение – “Этика” написана геометрическим способом: теоремы, доказательства и т.п. Части “Э”:

* О Боге (субстанции)

* О природе и происхождении души

* О природе и происхождении аффекта

* О человеческом рабстве

* О могуществе человека

По Спинозе существует только одна субстанция – Бог (Природа) ® пантеизм. Её сущность – быть, существовать.Это присуще ей вечно, Она не имеет целей, существует сама по себе и является причиной самой себя. Субстанция представляет собой совокупность всех окружающих нас явлений и вещей(natura naturaca). Она же является причиной всех вещей (natura naturans).

Атрибуты субстанции:

* протяжение

* мышление – некая идеальная сущность природы, идея. (высшее)

Всякое проявление субстанции имеет эти два атрибута.

Качества мышления:

* Чем больше способно тело к произведению действийв окружающем мире, тем более совершенно мышление.

* Чем совершеннее тело, тем совершеннее мышление. Мышление зависит от совершенства тела.

Спиноза дает гуманистическое разрешение проблемы тела и души (психофизическая проблема) – монизм. Для него это единая субстанция. Но он не решает вопросов о причине разделения и происхождения субстанции. Природа, по Спинозе, вечна, она существует всегда.

Он так же пытается разрешить проблему свободы человека.

Свободное поведение – действие в сооьветствии с разумным (на основе разума) представлением обстоятельств.

Аффекты определяют, “свободно или нет поведение”. А. определяются внешними причинами и возникают закономерно. Аффект имеет власть над человеком (в противоположность мнению стоиков и Декарта). Человек необходимо подвержен аффекту, поскольку подвержен воздействию внешних причин. Страсть (аффект) – сущность пассивного состояния - соотношение внешней причины с нашим внутренним состоянием.

Аффект:

* обычное, естественное явление, определяется природой человека.

* состояние тела, возникающее под влиянием внешних воздействий, при коем меняется способность нашего тела действоватьи существовать.

* ложная, неадекватная идея, возникающая под влиянием внешних обстоятельств, которое выражается в изменении наших представлений о наших способностях существовать и действовать.

Механизм возникновения аффекта:

* Прямое: влияние внешних причин.

* Механизм ассоциаци: в следствие сопереживания

Основные аффекты:

* желания – влечение к самосохранению. является центральным афф., сущностью человека.

* удовольствия

* неудовольствия

А. различаются по производимому на нас влиянию. Одни безусловно приносят пользу. К ним относятся все А. удовольствия. Другие приносят вред: аффекты ненависти и т.п., а т.ж. афф. сострадания, поскольку надо оказывать помощь, а не состорадать. Все А. вводят человека в заблуждение. В них проявляется зависимость= рабство человека от предметов.

По Спинозе, вещи не зависят от нас, от нас зависит познание. Истинное высшее познание – интуитивное. Познавать следует причинную связь. В познаниинам открывается закономерность, раскрывается истинная природа вещей. В нем проявляется власть человека над вещами. Настоящее познание возвышает человека.

 

Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.

Дж. Локк (1632 - 1704) - английский философ, педагог, врач, окончательно оформил эмпиризм как теорию, основы которой были заложены Ф.Бэконом. в своем основном сочинении “Опыт о человеческом разумении” он рассматривал душу как пассивную. Но способную к восприятию среду, tabula rasa. источник знания – опыт. Источники опыта – ощущения и рефлексия. Объекты первого – объекты природы, органы – внешние чувства, продукт – идеи. Объекты рефлексии – идеи, орган – деятельности ума, продукт – идеи, отличные от идей первого рода. “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве”. Т.о. он положил начало интроспективной психологии.

Сознание рассматривал как обязательный признак душевных явлений, духовную силу, объединяющую наличные переживания в личность.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ, педагог, психолог, врач. Отец эмпирической психологии. Вел полемику с представителями направления сторонников “врожденных идей”(критика схоластики и Декарта). Большое значение придавал опыту в формировании человека. “Опыт о человеческом разумении” – писал 16 лет. Сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания. Его не интересовал вопрос о природе души, так как он ничего не давал в отношении эмпирического изучения явлений сознания. На эмпирическом же материалле (наблюдения и т.п.) Локк приходит к выводу о отм, что все наши идеи не являются врожденными, но есть результата нашего опыта, то есть приобретены прижизненно. Это касается как практических идей (док-во про детей и идиотов), так и нравственных принципов (этнографические исследования, каннибализм, детоубийство, отсутствие в некот. языках как слова, так и понятия о Боге, о сверхъестественном). Под идеями Локк понимал элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышдение, движение, человек, войско и т.п.). Все идеи происходят из опыта, и Локк различает2 вида опыта (по двум источникам его получения):

* Объекты ощущения – первый источник идей. Идеи получаемые таким образом - чувственные качества. Этот вид опыта Л. называет ощущением.

* Внутреннее восприятие действий нашего ума – второй источник идей. Через него мы получаем идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей внутренней деятельности внутр себя. Этот вид опыта называется рефлексией.

Исходя из этого, психология – наука о внутреннем опыте. Это определение просуществовало с 1690 по 1874 год. А интроспекция – единственный метод для изучения внутреннего опыта.

 

Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей.

Идеи бывают простые и сложные. Простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме – это элементы знания, сложные идеи производны от простых. С Локка начинается т.о. элементаристская установка в исследовании содержания сознания.

Идеи мы имеем в душе, им соответствуют качества в вещах Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные и третичные. Первичные – это реальные, неотделимые качества, независимо от того, воспринимаем мы их или нет (например, протяженность, форма, строение и движение частиц). Вторичные качества – цвета, звуки, запахи. существуют пока мы их ощущаем, и зависят от первичных. первичные качества – подобия, вторичные - считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают. Здесь содержиться идея отрыва ощущения от объекта. Ум в восприятии пассивен, активность его ведет к неадекватности познания объекта.

Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединения, суммирования простых идей; сопоставления, сравнения; обобщения через предшествующую абстракцию.

Схема обобщения:

1)выделение единичных объектов, о которых мы хотим получить общее понятие;

2)расчленение объектов на составляющие их свойства и сравнение по этим свойствам;

3)абстрагирование – отбрасывание не повторяющихся идей;

4)выделение повторяющихся идей;

5)суммирование повторяющихся идей.

Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. Ассоциация для него – соединение неродственных идей (например, симпатии и антипатии). Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается с течением времени. Задача воспитания – предупреждать образование нежелательных ассоциаций.

Система психических процессов по Локку:

* Ощущения. Ум наиболее пассивен. Свойства объекта появившегося перед глазами появляются в сознании автоматически, если воздействие, производимое объектом достаточно сильное, чтобы быть замеченным.

* Память – более активный психический процесс. Это способность вызывать по своему произволу некоторые идеи, которые закрепились в нашем сознании благодаря частому повторению, силе воздействия или эмоциональной небезразличности.

* Мышление – самый активный процесс. Операции мышления: сложение и вычитание идей (идея субстанции); сравнение, установление отношений между идеями (идеи равенства, мать, отец, сын); абстрагирование, обобщение (основные мыслительные действия, с их помощью образуются научные понятия). В результате этих операицй простые идеи, которые выступают элементами наших знаний, преобразуются в сложные.

Простая идея это та,

* которую нельзя разделить на нечто неделимое

* при получении которой разум пассивен

* которая приобретена посредством ощущения или рефлексии и не является продуктом выдумки.

* которая отражает первичное качество

Сложная идея это та,

* которая является сочетанием простых идей

* требует активной рботы ума,

* образуется за счет применения того или иного умственного действия.

Этапы процесса обобщения:

Отбор всех понятий, объектов, в отношение кот. мы хотим построить обобщенное понятие. Главное – критерий отбора объектов (противоречие, ибо мы выделяем, исходя из некоторого представления).

Перечисление простых идей всех этих объектов.

Сопоставление простых идей каждого объекта. Исключаются не повторяющиеся в совокупности простые идеи – абстрагирование. По Локку общее, значит одинаковое, а по Давыдову и Спинозе – существенное.

Соединение простых идей, что повторяются в совокупности – обобщение.

Обозначение словом.

Таким образом, Локк представил эмпирическую теорию обобщения. Знание, которое не может быть выражено в чувствах – скрытое. ® Сущности не познаваемы.

Ассоциация идей – механизм работающий в нашем сознании помимо нашего активного участия, заключающийся в связи идей в сознании с объектами. С помощью этого механизма образуются связи в силу объективных условий (суеверия).

Сознание – обязятельный признак психического (сознание = психика). Это акт, соединяющий прошлое, настоящее и будущее в единую личность (без сознания нет личности).

Однако открытым остается вопрос о том, откуда у нас средства для работы со знанием. Локком описываются лишь содержания сознания. Само сознание для него лишь tabula rasa, на которой опыт пишет свои заметки.Сознание узко от рожднеия, но человек обладает способностью рассуждать.

 

Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики.

Немецкий философ и ученый Г.Лейбниц (1646 - 1716) полемизировал с Локком. Он дал свое решение психофизической проблемы – гипотезу “предустановленной гармонии” (вариант параллелизма): душа и тело подчинены собственным законам. Душа действует согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств, а тело – по законам причин действующих или движений. Душа и тело согласны, но душевная жизнь регулируются только своим собственным началом, а не воздействиями извне.

Положения спора:

1)считал, что душа – не tabula rasa, а содержит врожденные интеллектуальные идеи, склонности и предрасположения, от которых опыт лишь отделяет все, мешающее им выступить.

2)в восприятии простых идей разум не пассивен, а активен: даже в ощущениях есть активность – апперцепция, как особая сила духа. Она дополняет перцепцию.

3)Лейбниц ввел понятие бессознательного, выступив против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием. Наряду с апперцептируемыми восприятиями, считал он, существуют многочисленные малозаметные. все непризвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Из них возникают сознательные желания и страсти, они определяют наши вкусы. В душе постоянно происходят переходы сознательных представлений в бессознательные и наоборот.

Годфрид Вильгельм Лейбниц( - 1716) Открыл дифференциальное исчисление, написал диссертацию “О комбинаторном искусстве”, положившую начало кибернетике, занимался политикой, экономикой, лингвистикой, геологией, изобрел счетное устройство, насос для откачки подземных вод и др.

Критиковал эмпирическое напрваление. Отказался от отождествления психики и сознания. Ввел (косвенно) понятие бессознательного. Ввел понятие апперцепции. Монадология. Лейбниц был против понимания мира, как системы, в котором имеют место лишь количественные изменения. Он считал мир системой разнокачественных объектов, которым присущи уникальные свойства. Поэтому Лейбниц говорит не об одной или двух субстанциях, которые производят вещи, меняясь лишь количественно, а о том, что в мире наблюдается “множественность субстанций”. В основе каждой вещи лежит своя субстанция, кот. Л. называет монадой. Монада есть как бы “внутренний закон” того или иного пердмета, который отличен от закона функционирования другого предмета. Естественные изменения монад исходят из внутреннего принципа, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады. Любая монада отражает весь мир, причем м-ды отл. др. от др. своеобразием восприятия этого мира, закл. в ее внутр. законе. Восприятие – переходящее состояние, свойственное любой м-де, if воспр. сопр. памятью – монада м. б. названа душой (есть у животных), лишь у человека появл. сознание, или апперцепция.

Лейбниц Локк
1. Является ли душа “tabula rasa”? ® Гельвеций и Дидро, Леонтьев и Рубинштейн
Душа – глыба мрамора со своими прожилками. Л. видит невыводимость “всеобщих категорий” человеческого рассудка непосредственно из чувственного познания. “Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума”. Источник различия способностей в изначальной индивидуальности души. Душа – “tabula rasa”.   Опыт – единственный источник знания.     “Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах”.   Источник различия способностей в различном опыте.
2. Роль активности души в восприятии внешнего мира.
Монадология. Внутренний принцип \ закон действия монад. Деятельность вн. пр. которая производит изменения или переходит от одного восприятия к другому, м.б. названа стремлением. ® Подчеркивает активность созн. при получении элементарных ощущений. Сознание пассивно при получении простых идей. Активность проявляется лишь при памяти и мышлении.
3. Осознаваемость опыта ® проблема бессознательного
“Неосознаваемые восприятия” “Природа не делает скачков”: несмотря на уникальность каждой отдельной монады, все они в совокупности образуют неприрывный континуум. Трудно представить себе запечатление в душе чего либо юез его осознания.