Вопросы психологии познания у Платона.

Познание, направленное на бытие (идеи) дает подлинное знание, интеллектуальное - высший вид знания, существующий в двух видах:

1) мир идеи – интеллектуальная интуиция (анамнезис); разум (ум) - постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Для этого пользуются рассуждением, применяя метод диалектики - познания посредством понятий, возведением частного к общему путем сопоставления и отыскания противоречий между частностями.

2) мир математических предметов и отношений – интеллектуально-дискурсивное знанеи; рассудок - душа пользуется образами, которые изображают некие идеи, и таким образом, изучает область идей (пример с геометром);

3) мир вещей – чувственное познание (докса, мнение);

4) мир отраженных предметов – искусство

Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. Созерцание чувтсвенного мира не дает знания, а дает лишь мнение. Это нечто промежуточное между знанием инезнанием, чувственное познание, низший вид знания.

Внешние образы служат толчком к припоминанию душой идей, которые она созерцала в мире идей до падения на землю. Таким образом, процесс познания есть припоминание - анамнезис, процесс чисто логический. Этим же термином Платон описывает и механизм работы памяти - механизм ассоциаций. Т.о. изучать надо свою душу, и в ней истинное знание. Чувства только мешают достижению подлинного знания.

5. Сократическая беседа: действующие лица, вопросы, способ проведения. Другие особенности.

Сократический метод:

1)определение

2)майевтика

3)индукция

4)ирония

Другие приемы: описание примеров из собственного опыта, направленность на смысл.

 

Вопросы психологии чувств в диалоге Платона “Филеб”. Этический смысл представлений Платона о чувствах.

Благо для Платона - не в удовольствии, но жизнь, не причастная ни удовольствию, ни печали, не кажется ему достойной выбора.

Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматривается им как три состояния души и три соответствующие им рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них смешаны удовольстчвие и страдание.

Платон различал низшие и высшие удовольствия (первые связаны с физическими потребностями, вторые - с эстетическими и умственными занятиями); удовольственные, свойственные трем началам души; сидьные и малые (в первых отсутствует мера, а вторым свойственна соразмерность); душевные удовольствия предваряют телесные.