Вся память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Невозможно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе и непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта и объекта.

Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий, если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Большую роль в нем играют мотивы, побуждающие запоминать. Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания.

Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Как показывают исследования, процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним. Лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание.

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое жизненное значение. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольной или как произвольный процесс.

Собственно воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Такое воспроизведение будет непроизвольным.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи, какие используются приемы припоминания.

Вспоминание – это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимыми становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Забывание зависит от времени. Это впервые экспериментально установил немецкий психолог Эббингауз, который показал, что забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется. Чем более осознанный материал, тем медленнее он забывается. Однако и относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем медленнее. Надо предупреждать забывание.

Мнемотехника. До появления в свет книги Лурия А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти" все приемы укрепления памяти назывались "мнемотехникой". Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова "эйдос" с греч.- образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Опыт человека убеждает, что запоминать мы и так умеем, надо учить, не запоминать, а воспроизводить. Вот один пример, который мы повторяли сотни раз на наших уроках. Ученикам 9 — 15 лет на первом занятии давали запомнить большую таблицу символов. Времени для этого было достаточно, от 3-х до 5-и минут. При ответе они воспроизвели таблицу на 40-60%. Это средний результат. Что делают в обычной школе учителя? Показывают таблицу до тех пор, пока ученики не воспроизведут ее полностью. Однако исследования покали то, что таблица была в голове учеников, но они ее не могли вспомнить. Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичной, ученики научились легко припоминать на 80-95%. Но, если информация запомнилась сразу, так при чем здесь повторение? Акцент в методике надо делать не на умении запоминать, а на умении воспроизводить. Во многих же книгах учат запоминать. Итак, эксперимент показал, куда надо было направить наши исследования.

А как учиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса (известны случаи сверхвоспоминания во время войны). Об одаренном мнемонисте хорошо написано в книге Лурия. У героя его книги за 30 лет обследования не было найдено границ памяти. В гипнозе человек может вспомнить давно забытые имена, события, прочитанные книги. Мы приведем несколько интересных случаев, подтверждающих это. К нам за помощью обратился юрист, потерявший контракт. В нем была указана сумма денег, которую он должен был выплатить. Во время сеанса гипноза он увидел контракт перед собой и вспомнил необходимую сумму. Однако оплачивал контракт с некоторыми сомнениями. Через несколько месяцев контракт нашелся. К его удивлению, суммы совпадали. Точно так же находились пропавшие ключи, спрятанные драгоценности, вспоминались приметы преступников.

Канадский нейрофизиолог Пенфилд вживлял во время операций в мозг пациентов электроды. Во время электростимуляции они наблюдали необычайно яркие воспоминания своего детства. Видения были настолько реалистичными, что, казалось, что они не вспоминают, а вновь находятся там. И они не хотели возвращаться.

И примеры одаренных людей, и гипноз, и операции, и стрессы, и болезни говорят об одном: сверхвоспоминание всегда сопровождается яркими образами. Из этого следует, что резервы нашей памяти связаны с активизацией правого полушария, отвечающего за конкретно-образное мышление.

Среди шести призеров Международных соревнований между Центрами развития памяти (Москва, 1988; Рига, 1989) не было ни одного, кто бы использовал методы логического запоминания. Все были эйдетики.

Многие методы родились на соревнованиях. При обследовании чемпионов соревнований выяснилось, что они запоминают не так, как мы их учили. Они изменяли методы в зависимости от ситуации. Так, например, родился метод "измененные модальности".

Многие методы легче использовать, чем объяснить. На примере геометрических фигур и другого материала мы покажем, как ученики меняют тактику запоминания, неуловимо переходя от одного мнемотехнического приема к другому. Разделение на методы условно. Часто используется комбинирование последних. Но для большей ясности оправдано их искусственное разделение и противопоставление.

При запоминании последовательности геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, ученики рассуждают примерно так: движение по кругу – символ вечности, совершенства; прямоугольник напоминает ворота и может быть символом тепла домашнего очага; квадрат – символ устойчивости, надежности; треугольник — символ жесткости, воли, прогресса. Такие ассоциации помогают, затем вспомнить исходные фигуры.

При запоминании телефона 236-44-10 размышления могут быть такими: 2 умножить на 3 – получается 6. Четыре – это четвертая цифра в числе. Десять получается сложением двух четверок с первой. Этот метод очень подходит мыслительному типу, со слабо развитым воображением. Недостаток метода в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции.

Последовательные ассоциации. На примере списка слов можно увидеть, как легко вспомнить не только сами слова, но и их порядок. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова” а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет. Есть творчество. Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен. Это непроизвольное запоминание по ходу дела. Например, надо запомнить слова: "КОМАР, САБЛЯ, КОШКА, СОЛОМА, БРЮКИ, КЛЯКСА. МЕДВЕДЬ, ЧЕРЕШНЯ. ДВОРЕЦ, ПИАНИНО. Вот как запоминает одна учениц: "Я вижу, как КОМАР летит с САБЛЕЙ на боку. Рукоятка сабли сделана в виде КОШАЧЬЕЙ головы. У кошки усы, как СОЛОМА. Из соломы можно сплести БРЮКИ на которых КЛЯКСА. Эта клякса похожа на МЕДВЕДЯ. Он, наверное, любит ЧЕРЕШНЮ, и из КОСТОЧЕК сделал себе дворец. Внутри дворца я вижу ПИАНИНО".

Связанные ассоциации. При этом методе используются слова, ранее запомненные. Это дает экономию времени и сил. Например, надо запомнить слова: МЯЧ, СТОЛ, КОСТЕР и т.д. используя ранее запомненный список слов: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА... С этими словами связывают новые, и получается: комар сидит на мяче, в стол воткнута сабля, а у костра кошка измазана сажей. Для использования этого метода надо всегда иметь в запасе готовые слова – ассоциации. Недостаток метода — он ограничивает импровизацию творческим натурам. Ведь заранее спланированные ассоциации связывают нашу фантазию по рукам и ногам.

Фонетические ассоциации. Этот метод хорошо применять при запоминании иностранных слов и телефонов. Суть метода – в удачном подборе созвучных ассоциаций иностранному слову. Например, латинское слово мускулус – МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку с изображением мускулистого мышонка.

Сагоtа (карета) — МОРКОВЬ. Созвучное ему слово КАРЕТА. Сюжет на картинке: карету нагрузили морковью. Чувствую вкус моркови и слышу скрип колес кареты. Можно придумать не одно, а несколько созвучных слов. Например, caсеus (касеус) – СЫР. Созвучные слова – КАЩЕЙ УСАСЫЙ. Таким способом можно запоминать слова любого языка, любой сложности. Конечно, не ко всем словам можно подобрать идеальные созвучия. Но, несмотря, на этот недостаток, ученики, им овладевшие, запоминают до 100 иностранных слов в день без зубрежки. Описание этого метода появилось в научной литературе в 70-х годах, однако, и по сегодняшний день филологи не знают о нем.

Самым большим недостатком этого метода являются возможные ошибки в произношении. Но при определенной практике, и при хорошем преподавателе эти недостатки исчезают.

Автобиографические ассоциации. В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово puddle (падл) – ЛУЖА. Созвучное слово ПАДАЛ. Вспоминаю, как в детстве, во время игры, мяч несколько раз падал в лужу.

При запоминании телефона 395-72-49 использую, например, ассоциации: 39 — начало. Второй мировой войны; 57 — год рождения (мое или кого-либо); 249 — номер квартиры. Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода.