Восприятие как психический процесс. Свойства восприятия.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Без ощущений невозможно восприятие. Процесс восприятия протекает в связи с психическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия.

Избирательности восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности. Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.

Первоначальной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изобретения из фона, начинается различение формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из общего фона составляет необходимое условие отчетливого восприятия.

Предмет и фон в восприятии. Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или завершением работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.

Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией.

Апперцепция – одно из важнейших свойств восприятия. Она придает активный характер восприятию личности. Восприятие протекает успешнее и полнее только при соответствующей апперцепции.

Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает объекты, имеющие для него определенное значение. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

Отражение любого единственного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Степень обобщенности восприятия зависит от особенностей имеющихся у человека понятий, от уровня и объема знаний. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия.

Под константностью понимается относительное постоянство воспринимаемой величины формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.

Память

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ею.

Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Память, таким образом, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру, психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основной для формирования различных психических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Она имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Эмоциональная память в известном смысле может оказываться сильнее других видов памяти.

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Образная память особенно развита у людей «художественных» профессий.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. В этом виде памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Когда мы ставим такую цель, то имеем ввиду произвольную память. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляет собой две последовательные ступени развития памяти. Огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако, в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем. Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти.

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного воспроизведения и немедленным воспроизведением.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, то осуществляем его по частям, кускам. Куски материала могут быть различными и объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц.

Процессы памяти. Кривая Эббингауза (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание материала. В этих процессах особенно обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных действий. Процессы памяти необходимо рассматривать в единстве. Единство сказывается не только в очевидной их внешней связи и взаимной обусловленности, но и в более тесных отношениях взаимного проникновения и диалектических переходов одного процесса в другой.

Поскольку возобновление представляет собой не автоматическое считывание материала, а сознательное его конструирование и даже реконструирование, то в самое воспроизведение обязательно включаются и процессы кратковременного запоминания и сохранения. Более того, в процессе воспроизведения постоянно осуществляется и долговременное запоминание.