Анализ кризиса европейского мира и путях выхода из него в «Чтениях о Богочеловечестве» В. С. Соловьева
• Причины духовного кризиса в интерпретации В.С. Соловьева.
• В. С. Соловьев о путях европейского человечества к истине
• (католичество, протестантизм, православие).
• Определите смысл категории Богочеловечества, обосновываемой В. С. Соловьевым.
• В. С. Соловьев о двойственной природе человека и перспективах становления единого Богочеловечества.
• В. С. Соловьев о роли и социальной миссии Церкви.
См.: Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2 М., 1989. С. 152–170.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Человек человечество в учении В. С. Соловьева // Вопр. философии, 1994, № 4. С.47–64.
Евлампиев И. И. Философская система Соловьев В. С. // Евлампи-ев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов М., 2002. С.177–223.
Природа и механизмы творчества в интерпретации Н.А. Бердяева
• Каков смысл категории общественность, обосновываемой
• Н. А. Бердяевым? В чем состоит ее роль в структуре творчества?
• Сравните категорию общественности с понятием «Маn», выведенным М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии.
• Н. А. Бердяев толкует «общественность» как препятствие на пути творчества. В чем он видит ограниченность критики «общественности» со стороны христианства, марксизма?
• В чем сущность Бердяевской программы преодоления «общественности». Какова роль творчества в этом преодолении.
• Как оценивает Н. А. Бердяев смысл истории, ее направленность, исходя из его понимания природы творчества.
См.: Бердяев Н .А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.479–498.
Дополнительная литература
Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. Гл. 1. М., 1992. С.22–44
Евлампиев И. И. «Новое религиозное сознание» в философии Н.Бердяева // Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С.327–357.
Точка Омега как цель и перспектива человеческой истории в концепции П. Тейяра де Шардена
• Как проявляются силы отталкивания и материализации в современную эпоху?
• Что объединяет сознание человека и сверхсознание (пункт Омега)?
• В чем сущность дифференцированного единства?
• Что характеризует любовь как общее свойство живого?
• О каких атрибутах принципа Омеги говорит Тейяр де Шарден?
• По каким трем основным линиям будет проходит «психическая тотализация»?
• О каких возможных сценариях перехода к точке Омега говорит Тейяр де Шарден?
См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 201–205.
Дополнительная литература
Старостин Б.А. От феномена человека к человеческой сущности // Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Ушаков А.Б. Идея глобального эволюционизма в концепции П. Тейяра де Шардена // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.