И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов»
• Как возможен категорический императив?
• В чем различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимости?
• Как называет И. Кант тот мир, к которому мы все принадлежим как разумные существа и субъекты нравственных отношений?
• Чего нельзя требовать от философии по отношению к моральному закону
См.: Кант И. Основоположения метафизики нравов. Разд. 3. Переход от метафизики нравов к критике чистого практического разума // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 225–246.
Дополнительная литература
Троепольский А. Н. Кант и современность: о логике применения категорического императива в моральной практике // Философские науки. 1991. № 1.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
Этика Канта и современность. Рига, 1989.
Понятие диалектической логики в работе Г. В. Ф. Гегеля«Наука логики»
• Согласен ли Гегель с утверждением о том, что логика учит правилам мышления и абстрагируется от всякого содержания?
• Что составляет, по Гегелю, природу нашего обыденного сознания во взглядах на логику как науку о мышлении?
• Каким образом Гегель характеризует обыкновенный здравый смысл в вопросе о природе познания?
• Что с точки зрения Гегеля есть возвышение разума над ограниченностью рассудка и ее устранение?
• Что, по Гегелю, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли, как изображение бога, каков он в своей вечной сущности…?
• В чем состоит спекулятивное с точки зрения Гегеля?
См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики: Введение // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. М., 1970. С. 95–119.
Дополнительная литература
Бычкова М. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990. Гулыга А. В. Гегель. Вехи творческого пути // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970.
Л. Фейербах о природе, сущности и назначении человека
• В чем состоит существенное отличие человека от животного?
• Почему в религии человек сознает свою конечную и бесконечную сущность?
• Каковы отличительные признаки «истинно человеческого в человеке»?
• Как рассматривает сознание человека Л Фейербах?
• Когда человек имеет жизненное назначение?
См.: Мир философии: Кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М., 1991. С. 33–35, 35–37, 37–40.
Дополнительная литература
Быховский Ю. Людвиг Фейербах. М., 1967.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.