И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов»

• Как возможен категорический императив?

• В чем различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимо­сти?

• Как называет И. Кант тот мир, к которому мы все принадле­жим как разумные существа и субъекты нравственных отно­шений?

• Чего нельзя требовать от философии по отношению к мораль­ному закону

См.: Кант И. Основоположения метафизики нравов. Разд. 3. Пере­ход от метафизики нравов к критике чистого практического разума // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 225–246.

Дополнительная литература

Троепольский А. Н. Кант и современность: о логике приме­нения категорического императива в моральной практике // Фи­лософские науки. 1991. № 1.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

Этика Канта и современность. Рига, 1989.

Понятие диалектической логики в работе Г. В. Ф. Гегеля«Наука логики»

• Согласен ли Гегель с утверждением о том, что логика учит правилам мышления и абстрагируется от всякого содержания?

• Что составляет, по Гегелю, природу нашего обыденного соз­нания во взглядах на логику как науку о мышлении?

• Каким образом Гегель характеризует обыкновенный здравый смысл в вопросе о природе познания?

• Что с точки зрения Гегеля есть возвышение разума над огра­ниченностью рассудка и ее устранение?

• Что, по Гегелю, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли, как изображение бога, каков он в своей вечной сущности…?

• В чем состоит спекулятивное с точки зрения Гегеля?

См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики: Введение // Гегель Г. В. Ф. Ра­боты разных лет: В 2 т. Т. 1. М., 1970. С. 95–119.

Дополнительная литература

Бычкова М. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990. Гулыга А. В. Гегель. Вехи творческого пути // Гегель Г. В. Ф. Ра­боты разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970.

Л. Фейербах о природе, сущности и назначении человека

• В чем состоит существенное отличие человека от животного?

• Почему в религии человек сознает свою конечную и бесконеч­ную сущность?

• Каковы отличительные признаки «истинно человеческого в человеке»?

• Как рассматривает сознание человека Л Фейербах?

• Когда человек имеет жизненное назначение?

См.: Мир философии: Кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М., 1991. С. 33–35, 35–37, 37–40.

Дополнительная литература

Быховский Ю. Людвиг Фейербах. М., 1967.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986.