О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии»
• Какая наука, согласно Фоме Аквинскому, основана на истинах разума, а на Божественном откровении?
• Сколько путей доказательства Бытия Бога обосновывает Ф. Аквинский?
• Почему ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным?
• Какие два вида интеллекта выделяет Фома Аквинский?
• Что означает утверждение Фомы Аквинского: «познание истины двояко»?
См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М., 2001. С.197–220.
Дополнительная литература
Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.
Стангене Д. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии// Вопр. философии. 1999. № 7.
О величии и предназначении человека в произведении Д. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»
• Как получилось, что человек – это «творение неопределенного
образа»?
• Что такое лестница Якова, о которой пишет Пико?
• В чем, согласно Пико, состоит «двойная природа души»?
• Каково предназначение диалектики, естественной философии и теологии в опыте человеческого существования?
• О каких трех дельфийских правилах пишет Пико?
• Как, по мнению Пико, связаны магия и философия?
См.:Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека// Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения: Антология. М., 1991. С. 220–239.
Дополнительная литература
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.
Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
10. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь»
• Какую власть Макиавелли называет гражданской, а какую духовной? Каким образом они устанавливаются и на чем основаны?
• В чем, согласно Макиавелли, заключена тайна сильной власти государя?
• Должен ли государь быть добродетельным, и какие положительные качества ему следует иметь?
• Почему Макиавелли считает, что для государя опасно иметь только положительные нравственные качества?
• Что важнее для удержания власти: быть подлинно добродетельным, или уметь таковым казаться? Каковы аргументы Макиавелли?
См.: Макиавелли Н. Государь. Гл. IX, XI, XIV–XVIII. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. Мн, 1998. С. 53–57; 60–62; 73–87.
Дополнительная литература
Хлодовский Р. И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Макиавелли: Трагедия «Государя» // Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981.
Юсим М. А. Этика Макиавелли. М., 1990.