О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии»

• Какая наука, согласно Фоме Аквинскому, основана на истинах разума, а на Божественном откровении?

• Сколько путей доказательства Бытия Бога обосновывает Ф. Аквинский?

• Почему ничто, кроме Бога, не может быть бесконечным?

• Какие два вида интеллекта выделяет Фома Аквинский?

• Что означает утверждение Фомы Аквинского: «познание ис­тины двояко»?

См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М., 2001. С.197–220.

Дополнительная литература

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.

Стангене Д. Проблема соотношения разума и веры в средневеко­вой философии// Вопр. философии. 1999. № 7.

О величии и предназначении человека в произведении Д. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»

• Как получилось, что человек – это «творение неопределенного
образа»?

• Что такое лестница Якова, о которой пишет Пико?

• В чем, согласно Пико, состоит «двойная природа души»?

• Каково предназначение диалектики, естественной философии и теологии в опыте человеческого существования?

• О каких трех дельфийских правилах пишет Пико?

• Как, по мнению Пико, связаны магия и философия?

См.:Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека// Че­ловек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бес­смертии. Древний мир – эпоха Просвещения: Антология. М., 1991. С. 220–239.

Дополнительная литература

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

10. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Ма­киавелли «Государь»

• Какую власть Макиавелли называет гражданской, а какую ду­ховной? Каким образом они устанавливаются и на чем осно­ваны?

• В чем, согласно Макиавелли, заключена тайна сильной власти государя?

• Должен ли государь быть добродетельным, и какие положи­тельные качества ему следует иметь?

• Почему Макиавелли считает, что для государя опасно иметь только положительные нравственные качества?

• Что важнее для удержания власти: быть подлинно доброде­тельным, или уметь таковым казаться? Каковы аргументы Ма­киавелли?

См.: Макиавелли Н. Государь. Гл. IX, XI, XIV–XVIII. // Макиа­велли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О воен­ном искусстве. Мн, 1998. С. 53–57; 60–62; 73–87.

Дополнительная литература

Хлодовский Р. И. Кризис в ренессансной Италии и гуманизм Ма­киавелли: Трагедия «Государя» // Из истории социальных движений и общественной мысли. М., 1981.

Юсим М. А. Этика Макиавелли. М., 1990.