Аристотель о предмете и основных принципах метафизики (трактат «Метафизика»)
• Что выделяли в качестве начала всего, или первой причины бытия, ранние древнегреческие философы? Назовите основные версии решения этой проблемы.
• Как определяет начала Аристотель и какие виды их он выделяет?
• Что такое причина, на какие виды причин указывает Аристотель?
• Как определяет Аристотель основные понятия метафизики: сущее, сущность, бытие, небытие?
• Какая наука изучает сущее как таковое?
См.: Аристотель. Метафизика // Аристотель. Кн.1.: гл.3–7; Кн.4.: гл.1–2; Кн.5.: гл. 1–4, 7–8; Кн. 6.: гл. 1; Кн.7.: гл.1, 3 // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. М, 1976. С. 70–81, 145–150, 155–157, 180–182, 187–188, 189–191.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля // Философия природы в античности и средние века. М., 2000. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.
5. Учение о государстве и основных принципах государственного
устройства в «Политике» Аристотеля
• Как определяет Аристотель сущность государства?
• Что говорит Аристотель о природе человека?
• Как определяет Аристотель понятия «гражданин» и «государственное устройство»?
• Какие виды государственного устройства выделяет Аристотель и каковы критерии их различения?
• Что является государственным благом, согласно Аристотелю, и ради чего существует государство?
См.: Аристотель. Политика. Кн. 1, 3–4. //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376, 378–384, 444–446, 453–457, 460–462, 467, 506– 510.
Дополнительная литература
Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. Гл. III. Доватур А. И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 38–52.
Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни»
• Что называет Сенека подлинным благом и почему?
• Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удовольствия?
• Кого Сенека почитает мудрецом?
• Что составляет основу мудрой жизни?
• Всегда ли тождественны понятия «философ» и «мудрец»?
См.: Сенека Л. А. О счастливой жизни // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М, 1995. С. 168–190.
Дополнительная литература
Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопр. философии. 2001. № 1.
Лосев А. Ф. Поздние стоики // Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.
О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О граде Божием»
• Почему Августин называет государства «разбойничьими шайками»?
• Кому с точки зрения Августина принадлежит власть раздавать царствование?
• В чем различие между царством земным и небесным?
• Что понимает Августин под Градом Божием?
• Какую роль играет божественное провидение в жизни государства?
• Какими двумя родами любви образованы два града: земной и небесный?
См.: Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. С. 160–166; 210–212; 229–234; 256–264; 511–528; 653–663; 675–688; 700–704.
Дополнительная литература
Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и Вера. М., 1995. Святой Августин и августианство. СПб., 1999.