Учение о Дао и принцип «не-деяния» («у-вэй») в даосском трактате «Дао дэ цзин»

• Что говорит Лао-цзы о Дао? Какую роль играет оно в миро­здании?

• Что означает принцип «не-деяния» в понимании даосов?

• Каким, согласно «Дао дэ цзин», должен быть человек, достиг­ший гармонии с Дао?

• Что означает принцип постоянства?

См.: Дао дэ цзин. §1–2; 4–6; 8–11; 14–18; 21–25; 32; 34; 37–38; 40– 43; 47–48; 51–52; 55–64 // Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. Т. 1. М, 1972. С. 114–138.

Дополнительная литература

Дао и даосизм в Китае. М., 1972.

Лукьянов А.Е. Даодэцзин: предфилософия и философия // Философские науки. 1989. № 2.

Образ философии в диалоге Платона «Пир»

• Каково происхождение Эрота и какими качествами наделяет его Диотима в беседе с Сократом?

• Какие черты Эрота являются характеристиками философии?

• Каково отношение между философией и мудростью?

• Опишите образ философа, созданный Платоном в данном диа­логе.

См: Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом //Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. М., 1993. С. 108–122.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия. М., 1999. Асмус В. Платон. М., 1975.

Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство»

• В чем усматривает Платон причины возникновения государст­ва?

• Какие четыре формы правления исследует Платон, как они связаны между собой?

• За что критикует Платон демократию?

• Какие четыре добродетели выделяет Платон в образе идеаль­ного города-государства?

• Как определяет Платон справедливость?

См.: Платон. Государство. // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. Ч. 1. М, 1971. С. 145–152, 217–232, 356–382.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

История философии. Запад–Россия–Восток. Кн. 1. М., 1995.