Тема 15. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
1.Компьютерная революция и ее последствия.
2. Сциентизм и антисциентизм.
3. Отражение и информация. Разновидности информационных взаимодействий.
1.Последняя четверть XX в. была ознаменована тем, что человечество вступило в новую стадию информационного развития. Становление общества информационных услуг и новых технологий, наступление информационной экономики, массовая персональная компьютеризация — явления, не имевшие места в истории человечества. Примечательно, что в конце 60-х годов. Д.Белл — один из создателей концепции постиндустриального общества — уже предсказывал превращение индустриального общества в информационное. Информационное общество характеризуется тем отличительным признаком, что его развитие и сам научно-технический прогресс могут осуществляться только на основе информационных технологий. Комплекс информационных технологий, который позволяет создавать, хранить и использовать информацию для принятия решений, имеющих далеко идущие социальные последствия, называют своеобразной «революцией контроля».
Эпоха информационного общества открывается появлением в 1947 г. принципиально новых средств информационных носителей — компьютеров. Экспертные технологические системы, появившиеся в 1976 г., закрепили роль информации как главного звена в цепи социальных преобразований. Они стали оказывать огромное влияние на весь комплекс проблем социально-экономического развития, на цивилизационные и когнитивные (познавательные) процессы в целом.
Раскрывая понятие «технология» (от греч. techne — мастерство, искусство), следует отметить, что оно не связано напрямую с применением техники: технологии могут быть избирательные, воспитательные, педагогические, политические. Технология понимается как система мер, некая операционально взаимосвязанная система, направленная на различные общественные модификации. Технологии применяются для осознанного и целенаправленного влияния на те или иные социальные структуры и подсистемы, используются для достижения положительного эффекта в решении поставленных задач.
Раскрывая понятие компьютерной революции, следует отметить, что в ее основе лежит привязанность и зависимость от наукоемких технологий. Компьютерная революция, которая позволила перейти к информационному контролю за производством и значительно изменить коммуникационные процессы, предстала как следствие могущества человеческого разума. С другой стороны, компьютерная революция обеспечила основание для дальнейшего раскрытия его возможностей. Если к наиболее фундаментальным ценностям человеческого существования отнести реализацию собственных возможностей (т.е. самореализацию), то информационные технологии в многократной степени усиливают мощь и могущество человека, так как ведут к созданию интеллектуальных компьютерных систем с элементами искусственного интеллекта на базе информационных технологий.
Однако следует видеть и ряд негативных последствий компьютерной революции. К ним можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора). Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры. В прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов информации была технологически не обеспечена. Сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о допускающих возможностях человеческой психики.
В социотехнических основаниях информационно-технической эпохи обнаруживаются тенденции двоякого рода. С одной стороны, это тенденция, направленная к массификации культуры, с другой — к демассификации, когда часть населения, не охваченная компьютерными технологиями, будет лишена возможности приобщения к культурным ценностям нового типа. Первая обеспечивает процессы интеграции всех видов знания и интеграцию осваивающих его субъектов по принципу принадлежности к компьютерной культуре. Вторая говорит об индивидуально-поисковом процессе, фильтрах предпочтений в отборе, производстве и распространении информации. Возникает возможность образования социальных общностей и коллективов нового типа, состоящих из независимых интеллектуальных единиц, взаимодействующих друг с другом на основе личных приоритетов в единой сети Интернета.
Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность всеобщей информатизации двусмысленна, они значительно ускоряют время социального бытия, загоняя психику человека в тупик все новых и новых проблем. Однако в целом техногенные цивилизации одерживают бесспорную победу над традиционными.
2.Сциентизм (от лат. scientia — наука) и антисциентизм как противоположность сциентизму представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. Сциентизм предстает как идеология «чистой и большой науки». К его сторонникам относятся все те, кто приветствует достижения научно-технической революции, модернизацию быта и досуга, верит в безграничные возможности науки, в частности в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.
Сциентизм и его антитеза — антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают прямо противоположные установки. Если сциентист пытается распространить критерии научности на все виды деятельности, все типы знания, и человеческое общение в том числе, то антисциентист, исходя из негативных последствий научно-технической революции, требует ограничения экспансии науки и возврата традиционных ценностей и способов деятельности. Иногда антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, привлекая тем самым большее число сторонников. Сциентисты же намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей техно-кратизации. Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и представляют сложные процессы современности с явной односторонностью.
Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир, сферу высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается с императивами производства и необходимостью постоянного удовлетворения все возрастающих материальных потребностей. Сциентисты, напротив, видят в науке ядро и доминанту всех сфер человеческой жизни, стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной.
Яркий антисциентист Г.Маркузе резко критиковал сциентизм, что нашло отражение в концепции «одномерного человека». Согласно последней подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, говорят о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии
Дилемма сциентизм—антисциентизм предстает извечной проблемой культурного и социального выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия отражаются не только болезненными явлениями в культуре, но уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности.
3. Понятие «информация» (от лат. infor-matio — ознакомление, сообщение, разъяснение) достаточно многозначно. Информационные процессы рассматривают на основе отражательных. Отражение, понимаемое как взаимодействие, связанное с переносом структуры и особенностей одного тела на другое, может быть рассмотрено либо с процессуальной стороны, либо в результативном плане. Действительно, после исчезновения внешнего, реального предмета (отражаемого), само отражение как результат отражательного процесса не исчезает, а продолжает существовать в отражающем предмете как след. Таким образом, внешнее воздействие как бы откладывается, сохраняется в структуре отражающего. Имея в виду эту особенность отражательной способности материи, С.Рубинштейн использует образное сравнение: каждое явление в известном смысле есть «зеркало и эхо Вселенной». На этой основе строится атрибутивная концепция информации.
В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации возникли по крайней мере три позиции. Во-первых, информация истолковывается как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, информация понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочением взаимодействий. В-третьих, информация предстает как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеобозначенных понимания информации вошли в современную теорию под названием атрибутивная, коммуникативная и функциональная концепции информации.
Атрибутивная концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражение разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе. В ней информация в самом общем виде определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы. Академику В.Глушкову принадлежат слова: «Информация существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и, следовательно, созданные ими неоднородности. Всякая неоднородность несет с собой какую-то информацию».
Коммуникативная концепция информации как передачи сведений, сообщений, осведомление о положении дел как наиболее популярная сохранялась до середины 20-х годов нашего века. С ростом объема передаваемых сообщений появилась потребность в их количественном измерении. В 1948 г. К.Шенноном была создана математическая теория информации. В ней под информацией понимались не любые сообщения, передающиеся людьми друг другу, а только такие, которые уменьшают неопределенность у получателя. Была предложена абстрактная схема связи, состоящая из источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех. Такие процессы имели наиболее важное значение в познании и управлении. Информация стала пониматься в рамках функциональной концепции как такая форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. В этом контексте информация интерпретировалась не как свойство всей материи, но как особенность живых, самоуправляющихся систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления. В этом контексте принципиально инновационной является проблема информационной природы человеческого сознания.
Разновидности информационных взаимодействийможно сгруппировать в три класса: Человек — Земля — Космос. Информационный энергообмен в «системе Человек» способен обеспечить переход к более широкому использованию духовных и физических ресурсов организма. Он предполагает использование «слабых» информационно-энергетических взаимодействий мира вместо сильных, духовное совершенствование человека, использование достижений гармоничных школ.
Информационный энергообмен в «системе Земля» позволяет вбирать более полезные для человека места проживания, предсказывать негармоничные ситуации природного и антропогенного характера, фиксировать направленные потоки положительной и отрицательной энергии, геопатогенные зоны. Древнекитайское учение фэн-шуй (вода, воздух), представленное тремя школами: школой компаса, форм и пирамид, воспроизводит сложную систему определения негативных и гармоничных пространственно-энергетических зон.
Для «системы Космос» важным оказывается решение астрофизических парадоксов, рациональная часть и научный багаж астрологии. В настоящее время наличие специфических информационных полей (ИП), сопровождающих как каждый объект, так и всю Вселенную, принято абсолютным большинством ученых. Считается, что информация во Вселенной представлена вселенским информационным полем, хотя механизм данного процесса остается не понятым. Информационное поле становится продолжением объекта, и, следовательно, оно должно быть учтено при изучении его специфики. Размышляя над особенностями информационных полей, исследователи предлагают выделять первичное ИП, которое отражает сущность материи (объекта) и является связующим звеном с другими ИП, и сингулярное ИП, которое помимо прочего обладает еще и голографичностью и фрактальностью.
Инновационные гипотезы открывают широкие горизонты для понимания природы энергоинформационных технологий и возможностей их использования в целях гуманистического развития человечества.
Тема 16. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1.Перспективные изменения социальной сферы. Проблема социального расслоения.
2. Проблемы демократии и «вхождения во власть». — Регионы и центр. — Средний класс против процесса собственной люмпенизации.
3. Итоги и перспективы современной цивилизации.
Конец XX в. ознаменовался многими событиями: исчезло характерное для середины века противостояние лагеря социализма и капитализма, прокатились волны «бархатных» и не совсем «бархатных» революций, межэтнических конфликтов, обострилось социальное расслоение, человечество вступило в условия существования информационной цивилизации. Негативные стороны современного общества как в западном мире, так и в России весьма похожи. Это рост преступности, неподотчетность власти воле народа, невозможность контролировать военно-техническое развитие, упадок принципов демократии, распространение поп-культуры, утрата индивидуальности, «социальные» болезни. Парадоксальная логика конца XX в. уготовила девальвацию ценностей и существование большинства человечества в условиях непредсказуемых социально-исторических последствий. «Наш век — век рационального расчета, обезличенных технологий, промывки мозгов, манипулирования, силовых влияний», — так оценивают современность В.Ильин и А.Панарин, отрицая этим определением разумность и гуманистичность эпохи.
XX в. — это не только век социалистических революций, установления и последующего падения тоталитаризма, век сексуальной и культурной революции. В конце XX в. особую обеспокоенность вызывает такое явление общественной жизни, как терроризм, который буквально захлестнул собой разные страны и континенты. Статус беженца и вынужденного переселенца, заключая в себе всю глубину человеческой трагедии, прочно вошел в арсенал социологической теории, заставляя переписывать ее основы.
Новые многочисленные проблемы развития современной цивилизации и одновременно ее возможные перспективы в экономическом, социальном, политическом, научном и мировоззренческом планах сплелись в тугой узел противоречий. Ибо основная и магистральная перспектива развития современной цивилизации связана именно со скорейшим конструктивным разрешением или минимизацией многообразия глобальных проблем современности, а также с радикальными гуманистическими изменениями во всех сферах человеческой жизнедеятельности: в системе образования, здравоохранения, индустрии досуга, в сфере нравственности и духовности.
По мнению исследователей, изменения социальной сферы являются решающими для будущего человечества. Во-первых, опираясь на известное положение о том, что семья — это клеточка общества, можно увидеть в тенденциях планирования нового типа семьи, новых видов социального партнерства трансформацию общественных взаимоотношений. Соглашаясь с выводом патриарха социологии Питирима Сорокина об использовании семьи в качестве «социального теста», именно с семьей необходимо связывать обеспечение продолжения рода человеческого. Семья, если она интеллигентная, озабочена возможностью предоставления достойного воспитания и образования своим детям, достойного образа жизни, что, в свою очередь, отражает собой всю полноту гуманистических перспектив развития общества.
Исследователи утверждают, что характерным для новой цивилизации будет не создание и потребление материальных благ, а создание и потребление информации и знаний. В связи с этим существенные трансформации произойдут и в системе образования. Достаточно часто уровень развития страны определяется ее интеллектуальным потенциалом. В развитых странах вложения в систему образования рассматриваются как самый быстро окупаемый «человеческий капитал». С одной стороны, можно зафиксировать прочно утвердившуюся тенденцию развития системы высшего образования в направлении универсальной компьютеризации, внедрения информационных технологий и разнообразных видов дистантного обучения. С другой стороны, волны коммерциализации образования значительно снижают планку профессионализма и отражаются на качестве предоставляемых образовательных услуг.
Проблема социального расслоенияостается важной проблемой, требующей неотложного перспективного решения. В свое время П.Сорокин, задаваясь вопросом, как определить положение социальной группы в социальном пространстве, клал в основу социального расслоения три основные формы: экономическую, политическую и профессиональную, которые, как правило, тесно переплетены. Вместе с тем, даже относясь к одинаковым социальным группам, можно находиться в разном социальном положении. И следует иметь в виду, что любая социальная группа или прослойка также социально стратифицирована, т.е. расслоена, как и общество в целом. Совершенно очевидно, что можно подниматься по социальной лестнице, а можно и спускаться на дно. Черты расслоения ощутимы уже в делении по полу и возрасту, в наличии привилегий мужского пола и многочисленных женских обязанностей. Черты расслоения хорошо различимы в существовании отщепенцев, живущих не по правилам данного сообщества, в самом процессе разделения труда. И конечно же, эмпирически расслоение наиболее явственно проявляется в различии уровня жизни, т.е. в экономическом неравенстве.
2.Современная интеллигенция и интеллектуалы в целом оказались в парадоксальной ситуации. Обладая высоким уровнем интеллекта (исходным и критериальным свойством своей социальной прослойки) они отказались от притязаний на профессии контролирующей силы, на «вхождение во власть», сопряженное с исполнением властных функций.
Эксперты делают вывод, что в иерархии: элита (политическая и экономическая); средний класс (верхний, средний и базовый уровень); и «социальное дно» — интеллигенция занимает нишу среднего и базового уровней среднего класса. Элитам всегда принадлежал самый высокий социальный статус и различного рода привилегии. Поэтому продвижение в страту элит связано с многочисленными социальными барьерами и очень лимитировано.
К гуманитарным перспективам развития современной цивилизации относится идея прав и свобод личности, уважение к индивидуальности, суверенитет и свободное общение. Под гуманизмом в большинстве случаев понимается тип мировоззрения и взаимодействия, утверждающий самоценность каждого индивидуального человеческого бытия и обеспечивающий возможность самореализации человека.
Естественным фоном развития гуманности оказывается демократия. Однако исходный смысл слова «демократия» — власть народа, правление всех — заставляет обратить внимание на то, что во времена Афин и Рима термином «все» не описывалось фактическое множество индивидов. В него не входили, как известно, рабы, которые составляли большинство населения. И только главы семейств — патеры фамилий имели полное юридическое право участвовать в правлении.
3.Видение перспектив современной цивилизации обусловлено тем, что начало третьего тысячелетия сопряжено с созданием интегративной системы мирохозяйственных и геополитических связей и зависимостей. Наука приобретает интернациональный характер, и само научное сообщество рассматривает себя с космополитических позиций. Планета становится объединенной общей планетарной судьбой. И конечно, в современном мире основой технологического могущества становится именно современная наука. Наука мыслится и как надежный инструмент распространения информации для обеспечения государственно-корпоративного уровня управления, и как сфера, с которой связывают надежды предотвращения экологической катастрофы.
Современная экологическая ситуация настоятельно требует биосферизировать все виды человеческой деятельности, все области науки. Это находит отражение в этическом императиве, обязывающем ученых с большей ответственностью подходить к результатам своих исследований. Сфера действия этики расширяется. Выдающиеся физики требуют ограничения применений их открытий в военной области. Врачи и биологи выступают за мораторий на использование достижений генетики в антигуманных целях. Первоочередной проблемой становится поиск оптимального соотношения целей научно-технического прогресса и сохранения органичной для человека биосферы его существования.
Новое направление — синергетика также выступает мировоззренческим итогом развития цивилизации XX в., ибо в ней говорится о возможностях нового диалога человека с природой, где самоорганизующееся развитие должно диктовать приоритеты искусственным, спекулятивным и конструкционистским схемам, претендуя на новый синтез знания и разума. Синергетика перестраивает наше мировосприятие и, в частности, нацеливает на отказ от логики покорительства, на принципиальную открытость к принятию закономерностей развития «мира естественного».
Идеи ноосферности, обозначающие пространственно-временной континуум человеческой мысли, обретают свое обоснование в современной релятивистской космологии. В них потенциально содержатся два смысловых подхода: первый опирается на признание уникальности Вселенной, а следовательно, и человеческой мысли. Второй — на понимание ее как одной из многих аналогичных систем, что в мировоззренческом плане сопряжено с необходимостью логического полагания уникальных, диковинных и отличных от имеющихся земных аналогов форм жизни и разума.
Все названные и многие другие итоги развития современной цивилизации еще в смутном и неотчетливом виде воспроизводят представления о грядущем образе мира, который И.Пригожий назвал «третьей культурой», О.Тоффлер — «третьей волной», Ф.Са-гаси — «третьей цивилизацией».
Тема 15. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
1. Определение глобальных проблем и их взаимосвязь. — Многоуровневость экологических проблем. — Глобальность кризиса культуры. — Глобалистика военно-политических проблем.
Определение глобальных проблем и их взаимосвязь.Глобальные проблемы — это проблемы, касающиеся системы «мир—человек» в целом и имеющие не локальный, а всеохватывающий, планетарный характер. От их решения напрямую зависит жизнь социума, судьба человечества, условия его жизнеобитания, состояние природной среды, социальный прогресс и сохранение цивилизации. К ним можно отнести проблемы экологии, охрану здоровья человечества, демографические проблемы, проблемы кризиса культуры, вопросы войны и мира. Соответственно, их подразделяют на экологические, демографические и военно-политические.
Современные исследования позволяют отнести к глобальным проблемам более двух десятков проблем, среди которых:
• угроза экологической катастрофы;
• минерально-сырьевой кризис;
• медико-биологические проблемы здоровья;
• сохранение вида homo sapiens;
• проблемы предотвращения войны с использованием средств массового поражения;
• прекращение гонки вооружения;
• сокращение ареалов нищеты и бедности;
• проблемы энергетического кризиса и др.
Причины возникновения глобальных проблем состоят в усиленном росте потребностей человека, в возросших технических средствах воздействия общества на природу, масштабах этих воздействий.
К характерным особенностям глобальных проблем современности относится наличие тесной взаимосвязи между ними, при которой обострение одной ведет к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глобальные проблемы — это сложный клубок проблем. Поэтому попытки их обособленного рассмотрения и решения малоэффективны. Глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями многочисленных субъектов мирового сообщества.
Многоуровневость экологических проблем.На современном этапе развития человечества большая часть глобальных проблем сосредоточена на полюсе активного взаимодействия человека и природы. Бесконтрольное использование природных ресурсов, варварское потребление природных богатств ставит вопрос о специальной социальной политике, регулирующей взаимоотношения между человеком и природой, поднимает проблему необходимости защиты как природы, так и человечества, которое заинтересовано в своем будущем. Экологическая проблема обостряется тем, что в мире ежегодно исчезает 150 видов растений и животных, происходит истощение почвы, загрязнение воды, атмосферных слоев воздуха и окружающей среды в целом. Человек загрязняет химическими и радиационными веществами все вокруг себя: от Мирового океана до космического пространства. Изменение биосферы, ионосферы, характеристик воздуха, почвы и воды, при которых зародилась и стала возможной человеческая жизнь, свидетельствует о разрушении той экологической ниши, деструкция которой ведет к исчезновению всего живого. К.Лоренц в статье «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», обращая внимание на ускоряющийся в геометрической прогрессии темп развития техники, говорит об угрозе полного разрушения биоценозов, в которых и за счет которых живет человек.
Экологическая проблема многоуровнева. Ее следует решать как на национальном, так и на межнациональном, мировом уровне. Основой обострения экологической проблемы является стремительный научно-технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Он чреват дефицитом природных ресурсов многих стран. Почва, гидроэнергия, пресная вода, рыбные запасы во многих странах достигли своих критических показателей.
«Римский клуб» является одним из ведущих исследовательских центров, включающих в свой состав политиков и ученых, которые разрабатывают модели устранения кризисных тенденций при взаимоотношении человечества со средой своего обитания. Его деятельность направлена на то, чтобы выработать новое экологическое мышление, систему мер, обеспечивающую безопасное проживание на земле. Загрязнение Мирового океана химическими и промышленными отходами привело к созданию таких организаций, как Конфедерация стран Северных морей и Международная морская организация. К мероприятиям, способным обеспечить поворот в сторону гармонизации отношений «человек—природа», относят:
• утилизацию отходов;
• предотвращение выброса в атмосферу газов при сжигании топлива;
• освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
• стимулирование восстановления природной среды.
Экологическая проблема вплотную поднимает и вопросы экологии человека, здоровья его тела и духа. Слышны предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что человек находится перед лицом опасности исчезновения как биологический вид. Генная инженерия в своих открытиях и достижениях представляет реальную угрозу существованию человека. Распространение патогенных микроорганизмов и ослабление иммунной системы под воздействием многообразных стрессов ведут к катастрофическим последствиям в экологии человека и не могут быть оставлены без пристального внимания. СПИД — чума XX в. на сегодняшний день является также общечеловеческой проблемой. Ее истоки лежат в массовой наркомании, сексуальных извращениях и проституции, разрушающих человека и побуждающих его к асоциальным действиям.
Говоря об экологии человека, следует иметь в виду изучение реального образа жизни человеческих популяций. Здесь важна не только телесность человека и физическая среда обитания, но и духовная компонента. Безусловно, чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Это взаимополагание и взаимоотрицание духа и тела как действительное, развертывающееся каждый раз с новой силой противоречие требует своего разрешения в чем-то ином, что не было бы только духовным и не являлось бы только телесным. В этом смысле ключевой проблемой экологии человека всегда была проблема его самореализации, понимаемая как развитие всего потенциально в нем заложенного. В свое время Монтень писал: «Важнее всего в мире умение быть самим собой». Новый термин — «экософия» обозначает персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий и инициирующий личностное поведение, дающий радость быть самим собой.
Глобальность кризиса культуры.Часть глобальных проблем отталкивается от фиксации состояния общества как жертвы глобальных потрясений. Мировые войны и локальные военные конфликты привели к утрате веры человечества в гуманистические идеалы. Кризис человеческой духовности, идеология потребительства есть, по выражению отечественного философа М.Мамардашвили, «антропологическая катастрофа». Все это весьма типично для конца XX в. Современный западный философ Х.Ортега-и-Гассет видит основания кризиса культуры в том, что европейская история отдана на откуп заурядности. В ней созрел и действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали. Это тип паразитирующий, его действия имеют характер насилия.
К.Ясперс обращал внимание на то, что в сравнении современности со временем упадка и гибели античной культуры есть одно существенное отличие: техника в период краха античности была в состоянии стагнации, в современном же мире она в неслыханном темпе продолжает свое «разрушительное продвижение».
Отсталость в развитии огромной части населения и необходимость ее преодоления также осознается сегодня как одна из глобальных проблем человечества. Экономический разрыв между населением наиболее развитых стран и огромной массой беднейшего населения развивающихся стран не может создавать благоприятный фон развития современной цивилизации и также включается в ряд глобальных проблем современности. Объем производства на душу населения в слаборазвитых странах в среднем в 12 раз меньше, а потребление энергии в 14 раз ниже, чем в развитых. 3/4 населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а 31% населения — в условиях абсолютной нищеты. Ареалы нищеты и голода свидетельствуют о том, что общество не решило проблему своего обеспечения продовольственными и энергетическими ресурсами, что ведет к разрушению и патологиям человеческой популяции.
Глобалистика военно-политических проблем.Наряду с глобальной экологической проблемой вопросы обеспечения мира и предотвращения войны также являются серьезнейшей проблемой человеческого существования. К числу военно-политических относится проблема обострения гонки вооружений, атомной или ядерной угрозы. Большое количество испытаний и накопление ядерных зарядов, вспышки военных конфликтов, массовый террор приводят к ситуации, когда человечество балансирует на грани мирного сосуществования. Еще А.Эйнштейн призывал к тому, чтобы освобожденная энергия атома работала на благо человечества, а не на его уничтожение. Подписание договоров о сокращении стратегических ядерных арсеналов несколько уменьшает опасность прямого ядерного столкновения, однако не исчезает угроза технологического атомного взрыва, нет гарантий от повторения чернобыльской катастрофы мирового масштаба. Новые виды вооружения, среди которых не только химическое и бактериологическое, но и «генетическое», «плазменное», «солнечное» оружие предлагают все новые и более изощренные способы поражения. К сожалению, именно с проблемой войны человечество переходит рубеж нового тысячелетия. Прогрессивные ученые и философы, представители литературы и искусства призывают к сохранению мира на земле во имя всего человечества. ООН играет особую роль в решении глобальных проблем современности. Мировое сообщество пытается координировать усилия человечества по минимизации глобальных проблем современности, обеспечить консенсус и совершенствование мирохозяйственных связей.
Философы с тревогой фиксируют, что перспективы решения глобальных проблем в значительной мере определяются уровнем развития самого человечества и его культуры. На пороге XXI в. человечество, оказавшись перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства, невосполнимым исчезновением природных ресурсов; нарушением баланса в демографических процессах; опасностью радиоактивной катастрофы и т.д. — не может не осознавать всю катастрофичность дальнейшего техногенного развития. Знание угроз, выявление рисков и оценка новых опасностей может вооружить ученых в деятельности по минимизации глобальных проблем. Исследователи отмечают, что отрицательные последствия научно-технической деятельности могут быть преодолены не ее приостановкой, но созданием новейших технологий по утилизации вредных отходов. Отмечается возможность создания роботов-врачей, живущих внутри организма человека и устраняющих любые возникающие отклонения от нормы, а также насыщение экосферы роботами-санитарами, перерабатывающими отходы.
Философия не может быть в стороне от решения глобальных проблем современности, поскольку с ними связаны возможности и перспективы выживания всего человечества. Вместе с тем только своими средствами философия не в состоянии их решить. Полное и комплексное решение глобальных проблем современности или поэтапное уменьшение их остроты возможно только совокупными усилиями ученых-практиков и теоретиков всего мирового сообщества, осознающего всю грядущую опасность их обострения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лоренц К. Восемь смертных грехов человечества// Вопросы философии. 1992,№3.
2. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
3. Мир философии. 4.2. М., 1992.
РАЗДЕЛ 5. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ) ПО ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ