Тема 14. Человек в мире культуры

1. Многообразие представлений о культуре. Философия культуры.

2. Функции культуры и взаимосвязь языка и мышления.

3. Виртуальная реальность и культура ХХI века.

1.Культура (от лат. culture возделывание) — понятие комплексное, включающее в себя совокупность всех материальных и духовных благ, произведенных человечеством. Понятие культуры обнимает собой и предметный мир культуры, и субъектов культурно-исторического процесса, и многообразие отношений — «образцов поведения», определяющих социальную жизнь. Существует ряд концепций, представляющих культуру с той или иной точек зрения: аксеологическая — со стороны воспроизводимых в культуре ценностей, деятельностная — со стороны понимания культуры как результата развития деятельных способностей индивида. Культура интерпретируется и как образованность, воспитанность, просвещенность. Широко известны упоминания о том, что поначалу культура понималась как уход за землей, возделывание земли, т.е. как агрокультура, в которой духовная составляющая фактически отсутствовала.

Совокупный потенциал культуры выступает основой трансляции опыта и знания предшествующих поколений последующим. Культура выступает как материальная и духовная основа мировоззрения. Лишенная духовного измерения, культура перестает быть таковой и не является подлинной культурой. Считается, что к высшему достоинству духовности, которое выражено в даре любви, человек поднимается, воспитывая cultura anima («культуру души»).

Одна из основополагающих работ Э.Тейлора «Первобытная культура» на основании богатого этнографического описания создает целостное видение культуры периода «дикости». Отождествляя культуру с цивилизацией, Тейлор считает, что в наиболее широком смысле культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

В основе античной культуры лежит идеал человека, развивающегося в гармонии с космосом, упорядоченным социальным целым. Добродетель, разум, чувство справедливости, способность к размышлениям и мера во всем — вот приоритеты культуры античности.

Немецкий философ О.Шпенглер, указывая на многообразие типов культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная, византийско-арабская, западноевропейская, южноамериканская), выделяет три обобщающих типа: античная, фаустовская и магическая. Он формулирует концепцию культурно-исторического цикла. В своем знаменитом произведении «Закат Европы» Шпенглер утверждает, что всякая культура, родившись и достигнув своего расцвета, истощается цивилизацией и приходит в упадок. Нынешнее состояние европейской цивилизации как раз и свидетельствует о закате культуры.

Русский философ Н.Данилевский призывал посмотреть на историческое многообразие культур как на бытие этнических общностей, которые весьма отличны друг от друга и находятся в конкурентном взаимодействии П.Флоренский считал, что сама культура возникла в недрах религии, искусство также первоначально представало как культовое. Теургия — богоделание — является лоном всех наук и ис­кусств. Культурные ценности — это производные культа. В данном контексте культура понимается как самореализация Бога в мире и истории посредством человеческой деятельности. Эту тенденцию к преобладанию и доминированию духовности культура обнаруживает на протяжении всего периода своего существования.

Процесс саморефлексии культуры, самоосознавания культурой ее собственной сущности и значимости обозначен понятием «философия культуры». Она охватывает целый ряд направлений — это и философия языка, и философия мифа, и философия права, и, конечно же, философия религии.

2.К основным функциям культуры относят: предметно-преобразующую, социально-регулятивную и коммуникативно-нравственную функции.

Поскольку общество в любой момент существования нуждается в синхронном общении как средстве согласования деятельности индивидов и в общении диахронном как средстве передачи наличной информации, «суммы обстоятельств» от поколения к поколению, неотъемлемым элементом культуры является язык. Язык — это знаковая реальность, система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык является специфическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением.

Язык — явление общественное. В нем задаются и отражаются требования коллективного общения. Для любого лингвиста очевидно, что мир живого языка представляет собой относительно автономную иерархическую систему, элементами которой выступают и звукотипы, и фонемы, и морфемы, и лексемы. Этим во многом объясняется различный грамматический строй языка. Языковые средства придают явлениям при их осмыслении определенную направленность, образуя сферу духовного

Взаимосвязь языка и мышления признается самыми различными лингвистическими и философскими направлениями. Однако вопрос о характере связи и о той роли, которую играет каждое из этих явлений в процессе взаимодействия, решается по-разному. Тот факт, что мышление манифистируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга, послужил основанием для теорий, согласно которым язык является определяющим по отношению к мышлению. Такова точка зрения В.Гумбольта и его последователей — неогумбольдианцев как американских, так и европейских. По Гумбольту, деятельность мышления и языка представляет собой неразрывное единство, однако детерминирующая роль отводится языку Позиция, абсолютизирующая самодостаточность языка, выражена в философии неопозитивизма. Неопозитивизм признает язык в качестве-единственно данной человеку реальности, а следовательно, язык составляет и единственный предмет философии. «Мир есть язык», — так звучит известный тезис Л.Витгенштейна. По мнению неопозитивистов, все философские проблемы возникают в результате непонимания языка, его неправильного употребления. Для решения их достаточно описать и обосновать основные требования экспликации языковых структур. Однако необыкновенно трудным для неопозитивистов остается ответ на вопрос, а как же возникла эта реальность, каково ее происхождение?

Язык и мышление, образуя диалектически противоречивое единство, обуславливают друг друга. Это порождает известную формулу: «Как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без язы­ка». Однако сводить процесс мышления только к вербализованному выражению и разделять убеждение, что мысли человека могут существовать только в форме отдельных слов и суждений, неправильно. Однако еще Л.Выготский замечал: «Речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи. Есть большая часть мышления, которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Сюда следует отнести инструментальное и техническое мышление и вообще всю область так называемого практического интеллекта...»

Правомерно выделение невербализованного, визуального, ассоциативного мышления, заключение о том, что мышление без слов также возможно, как и мышление на базе слов. Словесное мышление — это только один из типов мышления. Не все говорящие мыслят Современные исследователи проблемы соотношения мышления и языка закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее определенными внутренними законами собственной организации.

3.Виртуальная реальность и культура XXI в.В лице виртуальной реальности (от лат. virtualis — возможный), которая сделала серьезную заявку на приоритетное место в культуре XXI в., человечество столкнулось с одной из наиболее труднопостигаемых проблем. Дело в том, что виртуалистика оформилась в самостоятельное направление психологии, заняла значительное место в информатике и в сфере философской рефлексии.

Виртуальная реальность — это инореальность, в которой обнаруживается произвол человеческих мотиваций. В этом качестве она очень гибка, динамична и полностью сориентирована на восполнение требуемых в данный момент переживаний. За такими невинными и поэтичными характеристиками виртуальной реальности, как мир грез, мечты, ожидания, осуществленные и неосуществленные возможности, скрываются ее претензии на статус сущего, укорененного в психосоматических потребностях организма, восполнение недостаточности наличного опыта. Состояние удовлетворенности — одна из наиболее приоритетных целей моделирования виртуальной реальности. Другая цель состоит в компенсации эмоциональных или ментальных потерь. И третья предполагает поиск смыслов в условиях гипотетического (предполагаемого) диалога или общения.

Можно выделить некую креативную функцию виртуальной реальности, состоящую в том, что человек приобретает возможности расширения по своему желанию и предпочтению границ своего жизненного опыта, мира в целом. Хотя считается, что идея виртуальной реальности, понимаемой как реальности, порожденная идеальным планом бытия, разрабатывалась и в медитативных практиках, и в схоластических дебатах, ее отдаленным аналогом всегда выступало бытие метафорического художественного языка, заставляющего человека воплощаться в героя, вместе с ним страдать, переживать, страстно желая изменить ситуацию.

В настоящий период виртуалистика обрела огромные коммуникационные возможности во Всемирной паутине — сети Интернет. Через призму этого параллельного, созданного техногенной цивилизацией мира можно разглядеть негативные перспективы постсетевой культуры: острые информационные войны, трансформации сексуальных отношений, процветание так называемой «культуры цинизма».

Исследователи уверены, что выход на поверхность виртуальной реальности готовился психоаналитической концепцией бессознательного, а также структурализмом М.Фуко и Ж.Делеза. Словенский психоаналитик Сл.Жижек подчеркивает, что статус виртуальной реальности состоит в том, что она не имитирует реальность, а симулирует ее. Симуляция порождает сходство несуществующей реальности с реальными потребностями. Это симулирование подобно тому, как шарлатаны симулируют симптомы болезни. Однако данная аналогия правомерна только при постановке акцента на создании чего-то несуществующего. Неправильно было бы думать, что смысл виртуальной реальности в имитации — повторении мира, напротив, она направлена на его преодоление, переиначивание или хотя бы дополнение.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что проблема homo virtualis — «человек виртуальный» — станет центральной проблемой XXI в. Сегодня у нашего современника обнаруживают даже ген виртуальности, который укоренен в образном мышлении. Виртуальность как технология является продуктом постиндустриальной цивилиза­ции и информационной электронной революции. Ее (виртуальность) можно понимать и как необходимый аспект бытия информационного общества, который имеет тоталитарные тенденции поглощения голов и умов. Экспансия виртуального измерения зависит от очень многих обстоятельств, в том числе и от так называемой ментальности народа.