Знакомство с краткой записью задач.
– Прочитайте тексты задач из задания 1 (с. 60 учебника).
– Что хотите сказать? (Во всех задачах недостает данных чисел.)
– Дополните условие каждой задачи и решите их устно.
Примерное выполнение задания:
1) В киоске было 15 открыток. За день в киоске продали 10 открыток. Сколько открыток осталось в киоске? (Осталось 5 открыток.)
2) В одной группе 7 туристов, а в другой – на 3 туриста больше. Сколько туристов в другой группе? (В другой группе 10 туристов.)
3) Боре 9 лет. У него есть младшая сестра, ей 5 лет. На сколько лет Боря старше сестры? (Боря старше сестры на 4 года.)
2. Разбор и решение задач изученных видов (задание 2, с. 60 учебника).
– Чем похожи задачи? Как вы думаете, связаны ли они между собой?
– Прочитайте ещё раз первую задачу. Что в задаче известно? О чём спрашивается?
– Составьте схему задачи.
Один ученик выполняет работу на доске.
– Каким действием следует решать задачу? Почему?
– Запишите решение.
– Прочитайте ещё раз вторую задачу. О чём говорится в условии? Каков вопрос задачи?
– Какие слова, по вашему мнению, являются главными (ключевыми)?
– Сколько книг было у Тани? (14.)
– Сколько книг она подарила? (1.)
– Сколько книг у неё осталось? (Это нужно узнать.)
В результате появляется запись:
Было – 14 к.
Подарила – 1 к.
Осталось – ?
– Каким действием будете решать задачу? Почему?
– Запишите решение. (14 – 1 = 13 (к.).)
Учащиеся дают ответ на вопрос задачи, затем записывают его в тетрадях (учитель выполняет запись на доске).
Ответ: осталось 13 книг
или
Ответ: у Тани осталось 13 книг.
V. Сравнение именованных чисел (задание 6, с. 60 учебника).
Учащиеся, рассуждая, выбирают нужный знак сравнения.
Например: 1 дм * 9 см.
В 1 дм содержится 10 см, 10 см больше 9 см, значит: 1 дм > 9 см.
2 дм * 20 см.
В 1 дм содержится 10 дм, в 2 дм – 20 см, значит: 2 дм = 20 см.
VI. Самостоятельная работа (задания 2, 3, с. 30 тетради).
Самопроверка по контрольному листу.