Знакомство с краткой записью задач.

– Прочитайте тексты задач из задания 1 (с. 60 учебника).

– Что хотите сказать? (Во всех задачах недостает данных чисел.)

– Дополните условие каждой задачи и решите их устно.

Примерное выполнение задания:

1) В киоске было 15 открыток. За день в киоске продали 10 открыток. Сколько открыток осталось в киоске? (Осталось 5 открыток.)

2) В одной группе 7 туристов, а в другой – на 3 туриста больше. Сколько туристов в другой группе? (В другой группе 10 туристов.)

3) Боре 9 лет. У него есть младшая сестра, ей 5 лет. На сколько лет Боря старше сестры? (Боря старше сестры на 4 года.)

2. Разбор и решение задач изученных видов (задание 2, с. 60 учебника).

– Чем похожи задачи? Как вы думаете, связаны ли они между собой?

– Прочитайте ещё раз первую задачу. Что в задаче известно? О чём спрашивается?

– Составьте схему задачи.

Один ученик выполняет работу на доске.

– Каким действием следует решать задачу? Почему?

– Запишите решение.

– Прочитайте ещё раз вторую задачу. О чём говорится в условии? Каков вопрос задачи?

– Какие слова, по вашему мнению, являются главными (ключевыми)?

– Сколько книг было у Тани? (14.)

– Сколько книг она подарила? (1.)

– Сколько книг у неё осталось? (Это нужно узнать.)

В результате появляется запись:

Было – 14 к.

Подарила – 1 к.

Осталось – ?

– Каким действием будете решать задачу? Почему?

– Запишите решение. (14 – 1 = 13 (к.).)

Учащиеся дают ответ на вопрос задачи, затем записывают его в тетрадях (учитель выполняет запись на доске).

Ответ: осталось 13 книг

или

Ответ: у Тани осталось 13 книг.

V. Сравнение именованных чисел (задание 6, с. 60 учебника).

Учащиеся, рассуждая, выбирают нужный знак сравнения.

Например: 1 дм * 9 см.

В 1 дм содержится 10 см, 10 см больше 9 см, значит: 1 дм > 9 см.

2 дм * 20 см.

В 1 дм содержится 10 дм, в 2 дм – 20 см, значит: 2 дм = 20 см.

VI. Самостоятельная работа (задания 2, 3, с. 30 тетради).

Самопроверка по контрольному листу.